Блаженный Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец

ИСИДОР
(† 1474 (или 1484), Ростов), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский.

Житие

Основным источником сведений об И. является его Житие, известное более чем в 80 списках; самые ранние из к-рых: ГИМ. Чуд. № 333, филиграни 1489-1505 гг. (Клосс. 1998. С. 206); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 446(196). Л. 98-113 об., филиграни 1500-1508 гг. (Там же. С. 192; опубл.: Гладкова. 2002. С. 180-195); РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 637. Л. 514, 400-401 об., 404-408, филиграни 1488-1509 гг.; Оп. 3. № 134. Л. 1-1 об., 1488-1509 гг. (отрывок Жития И.- «Мазуринский фрагмент»; cм.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА / Ред.: А. А. Турилов. М., 2000. С. 305-317; опубл.: Гладкова. 2002. С. 196-197); РНБ. Тит. № 2039. Л. 159-181, нач. XVI в. (опубл.: Исидорова. 2001. С. 107-110). По мнению М. Д. Каган, «составление житийного ядра может быть отнесено к XV в.», одновременно или спустя небольшое время была написана служба И. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 637. Л. 390-399 об., 514-514 об.).

В настоящее время выделяют 6 полных и 1 краткую (проложную) редакции Жития И. В основной редакции представлен общий для всех версий текст: Житие, 3 рассказа о чудесах (о купце и о князе (прижизненные чудеса), о священнике ростовской Вознесенской ц. (посмертное чудо)), рассказ о преставлении И. и похвала святому (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 520(114). Л. 233-245, 1-я четв. XVII в.; РГАДА. Ф. 181. № 301/680. Л. 90-96 об., сер. XVII в.). Достаточно ранними списками представлены 2-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 482(60). Л. 229 об.- 237, нач. 30-х гг. XVI в. (др. списки: РГАДА. Ф. 181. № 563. Л. 555 об.- 568 об., нач. XVII в.; ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 537(651). Л. 290-304 об., 2-я пол. XVII в.) и 3-я редакция - с добавлением стиха: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 481(57). Л. 309 об.- 318 об., нач. XVI в. (др. список: ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 471(636). Л. 225 об.- 244, кон. XVI - нач. XVII в.). 4-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении и стиха - содержится в Успенском списке ВМЧ и в общем Торжественнике (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1381. Л. 298 об.- 303 об., 1-я пол. XVI в.). 5-я редакция - с добавлением стиха и вступления - представлена дефектным списком в составе Трефолоя рус. святым (содержит много памятей Ростовских святых; РГАДА. Ф. 181. № 486/966. Л. 179 об.- 189, XVI в.). Вступление к Житию И. восходит, как указала С. В. Минеева, к вступлению к Житию прп. Стефана Пермского. 6-я, полная, редакция включает заглавие, стих, вступление, собственно Житие, чудо о купце, чудо о князе, рассказ о преставлении святого, чудо о священнике, 2 посмертных чуда об исцелении и похвалу (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 446(196). Л. 98-113 об., 1500-1508 гг.; РГАДА. Ф. 181. № 692/1204. Л. 366-378, 1560 г. (Торжественник новгородского происхождения); РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. № 90(218). Л. 71-83 об., 1759/60 г. (сб. житий преимущественно Ростовских святых); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 512(3). Л. 337 об.- 353, 2-я пол. XVIII в.; РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. № 216. Л. 137-152 об., 3-я четв. XVIII в. (сб. житий Ростовских святых)).
Возможно, основная редакция Жития И. была первоначальной и появилась в 80-х гг. XV в., хотя ее ранние списки неизвестны. 2-я и 3-я редакции возникли предположительно в одно время независимо друг от друга. 4-я редакция могла появиться в результате объединения 2-й и 3-й редакций. Два посмертных чуда об исцелении (приведены во 2, 4, 6-й редакциях) имеют общие собственные вступления и заключения; автор этих рассказов был свидетелем 1-го чуда, а 2-е, по его словам, произошло через некоторое время. По-видимому, одновременно с описанием этих чудес появились стих (приведен в 3-6-й редакциях) и вступление к Житию (имеется в 5-й, 6-й редакциях). Автор вступления говорит о том, что он видел чудеса, совершавшиеся по молитвам к И. Списки наиболее полной 6-й редакции нач. XVI в. (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 446(196); РНБ. Тит. № 2059) свидетельствуют о том, что Житие сложилось в полном виде к первым десятилетиям XVI в., возможно, раньше.

Каган, исследуя тексты Жития, так же как и Ковалевский, выделила помимо полной, краткую проложную редакцию Жития И. Ее текст, скорее всего, был составлен в 1-й пол. XVII в. и включал собственно Житие, заканчивающееся рассказом о преставлении святого (РНБ. Тит. № 1187; Пролог. М., 1643. Май. Л. 381-383; также список ГАЯО. Оп. 1. № 460(615). Л. 227 об.- 230 об., XVII в.). Последовательность возникновения редакций пока не ясна.

Вслед за Ключевским Каган отметила в Житии «отсутствие... местных ростовских мотивов и реалий», имен, деталей и дат (Каган. 1988. С. 283). Автор Жития И. не знал святого, но видел его хижину. Можно предположить, что создатель ранней редакции Жития был новгородцем, о чем говорит его любовь к новгородским сюжетам. Образцом для книжника послужило Житие византийского юродивого Симеона Эмесского.

Биография

В Житии сообщается, что И. пришел на Русь «от западных убо стран, от латынскаго языка, от немечьскыа же земля от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерьска роду бе» (в списках XVII в. писцы иногда заменяли слово «местер» словом «мастер»). Возможно, святой был славянином, поэтому в Житии говорится об обретении И. «древлепогубленного отечества», под которым можно понимать правосл. Русь. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что И. «родился где-то в Германии и, вероятно, около Бранибора (Бранденбурга), где бедные славяне теснимы и угнетаемы были немцами с бесчеловечною жестокостью» (Филарет (Гумилевский). РСв. 1863. С. 97). (Исследователи отмечали, что указание на зап. происхождение характерно для жизнеописаний юродивых: т. о. может подчеркиваться чуждость юродивого миру; см.: Каган. 1988. С. 281; Иванов. 1994. С. 143.)
После странствий по русским городам И. пришел в Ростов (в Ростовском летописце XIX в. это событие отнесено к 1419 г.- РНБ. Тит. № 1677(1350)) и построил для себя на болотистом месте хижину из хвороста без крыши. Днем юродивый ходил по городу, терпя от жителей «досаждение, и укорение, и раны», ночью молился, часто под дождем и снегом. В Житии отмечены 2 прижизненных чуда, совершенных святым. И. спас путешествовавшего по морю ростовского купца; в соответствии с древней языческой традицией во время бури купца спустили на доске на воду, чтобы успокоить стихию; чудесным образом И. вернул купца обратно на корабль, запретив рассказывать о своей помощи; спасенный поведал о совершенном И. чуде после кончины святого. Ключевский и А. Н. Веселовский указали на связь этого сюжета с новгородской легендой о Садко (Ключевский. Древнерусские жития. С. 281; Веселовский А. Н. Былина о Садке // ЖМНП. 1886. Дек. С. 275). В рассказе о др. чуде повествуется, как однажды И. пришел в дом ростовского князя и попросил воды, но слуга прогнал его. Во время обеда князя все сосуды с питьем оказались пустыми. Князь, узнав о поступке слуги, послал за юродивым. Вернувшись, И. подал присутствовавшему на обеде епископу просфору «от митрополита в Киеве», и сосуды наполнились вином. Как заметил Ключевский, чудо о князе восходит к чудесам новгородского блж. Николая Качанова; рассказ о вине, которое превращается в непригодную для питья жидкость, дважды повторяется в Житии прп. Симеона Эмесского. В XIX в. в Ростове бытовало предание, что И., придя на брачный пир к кн. Ивану Михайловичу Оболенскому (впосл. Ростовский, Ярославский и Белозерский архиеп. Иоасаф), предсказал ему «архиерейскую шапку», а его жене кнг. Дарье скорую смерть, что впосл. сбылось по «твердому слову» святого (Ковалевский. 1902. С. 252-253; Толстой. 1991. С. 35).

Практически во всех редакциях Жития и в месяцеслове ростовского происхождения 1487 г. (РГБ. Троиц. № 761. Л. 279) приведено прозвище И.- Твердислов, встречается также вариант: Твердое слово (Гладкова. 2002. С. 173). В начальном стихе Жития объясняется смысл прозвища: «Твердислов правду тезоименно наречеся - утверди бо ум и со словом вкупе, еже к Богу обеща». Иером. Алексий (Кузнецов) предположил, что мирское имя святого было Твердислав, «позднейшими переписчиками переделанное в Твердислов и неправильно толкуемое как прозвание его за то, что слова его сбывались» (Алексий (Кузнецов). 2000. С. 52). По мнению С. А. Иванова, «Твердислов - это тот, кто все время твердит какое-нибудь слово» (Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 249). Обращает на себя внимание тот факт, что и в стихе, и в последующем вступлении к Житию не говорится о юродстве И.

О своей смерти И. знал заранее. Во время преставления святого город наполнился благоуханием. В месяцесловах XVII в. (см., напр.: РНБ. Погод. № 1962. Л. 76) кончина И. отнесена к 1474 г., в Ростовском летописце XIX в.- к 1484 г. Святого похоронили на месте его хижины, где впоследствии была построена деревянная ц. в честь Вознесения (позднее называвшаяся также ц. Исидора Блаженного, Твердислова в валах). По предположению Ковалевского, церковь была освящена в честь Вознесения, «потому что в день погребения святого, т. е. 18 мая, было навечерие этого праздника» (Ковалевский. 1902. С. 255). В Житии рассказывается, как некий священник, служивший в Вознесенской ц., из любопытства попытался вскрыть погребение святого, но был отброшен от могилы, онемел и впал в расслабление. Он исцелился после молитвы у могилы И. По мнению Каган, аналогией этому чуду является летописный рассказ 1462 г. о посещении вел. кн. Иоанном III Васильевичем гробницы прп. Варлаама Хутынского. Мотив наказания «безумного дерзнутия» был характерен для новгородских памятников (Лихачёв Д. С. Литература Новгорода 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в. // История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 376). Сразу же после преставления И. началось его почитание. У гроба И. исцелились человек из с. Соли, обезумевший от пьянства, Федор из ростовского села - от болезни глаз и головы. Оба чуда произошли во время пения канона святому, 2-е сопровождалось видением исцеленному.

Почитание И. уже в кон. XV в. было устойчивым как в Ростовской земле, так и за ее пределами. В месяцеслове 1487 г. под 14 мая указана память И. (РГБ. Троиц. № 761. Л. 279; см. также: Ковалевский. 1902. С. 257; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 207, 279). Память святого отмечена в Уставе из б-ки перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря, написанном в 1474-1513 гг., вероятно, близ Киева (ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 137-144), в Уставе, переписанном в 1522 г. для Вологодского и Пермского еп. Алексия (РГБ. Рум. № 446). Архиеп. Сергий (Спасский) отметил упоминание И. в Уставе ГИМ. Син. № 336(1548) и в святцах XVI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 142). В послании к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, написанном свт. Макарием в 1552 г., И. не назван среди русских святых. Он упомянут в царском послании 1563 г., где Иоанн Грозный сообщает свт. Макарию о взятии Полоцка (АИ. Т. 1. С. 320. № 168). По преданию, Иоанн IV в благодарность святому за помощь при взятии Полоцка повелел в 1565/66 г. построить над могилой И. вместо деревянной церкви каменный храм (зодчий Андрей Малой). По мнению Е. Е. Голубинского, общецерковная канонизация И. состоялась между 1549 и 1563 гг. Включение Жития И. в Софийский том ВМЧ (РНБ. Соф. № 1321. Л. 404 об.- 406 об., 1547 г.) подтверждает, что к 1547 г. почитание И. уже было общерусским. Память святого отмечена в печатном Уставе 1610 г. Его Житие включено в Тулуповские Четьи-Минеи (РГБ. Троиц. № 676, 1630 г.), Четьи-Минеи Иоанна Милютина, «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского. По наблюдениям Минеевой, начиная с XVI в. Житие И. встречается в рукописях не реже, чем Сказание о св. князьях Борисе и Глебе или Житие свт. Леонтия Ростовского, т. е. наравне с повествованиями о первых рус. страстотерпцах и об «апостоле земли Ростовской» (Минеева. 1999. С. 32).
В 1786 г. к ростовской Вознесенской ц., где почивают мощи блаженного, с юга был пристроен теплый придел во имя И. В арке между храмом и приделом находилась серебряная гробница святого, устроенная в 1817 г. В 1930 г. храм был закрыт и передан в ведение Ростовского музея, в его помещениях размещались склады, магазины и др. В 50-х гг. XX в. началась реставрация здания, были разобраны пристройки XVIII-XIX вв., в т. ч. придел во имя И. В 2002 г. в Вознесенской ц. возобновились богослужения, над мощами И. установили раку. В 2007 г. во имя И. была освящена надвратная часовня в жен. мон-ре в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в Апшеронске (Краснодарский край, архит. Ю. С. Субботин; см. «Нерушимая Стена» иконы Божией Матери жен. мон-рь).


Иконография

Изображения И. встречаются в иконописи, в книжной миниатюре и графике, в монументальных росписях храмов, на окладах Евангелия, в произведениях лицевого шитья, резьбы по дереву, ростовской финифти (живопись по эмали). Особенности иконографии И.- короткая борода, волосы длинные или короткие, одежда состоит из куска ткани, переброшенного через плечо так, что др. плечо и половина груди обнажены, ноги до колен и выше неприкрыты. Как правило, он представлен в молении, иногда в руке кочерга, реже крест.
В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 14 мая облик И. уподобляется внешности Спасителя, свт. Николая Чудотворца, вмч. Никиты или др. святых: «Рус, власы велики, брада Христова, плече правое наго, риза санкир» (2-я четв. XVII в.; РНБ. Соф. № 1523. Л. 157); «Рус, брада аки Николы, власы велики, правое плечо наго, ризы санкирь, родом немчин» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 110); «Рус, брада Никиты, власы велики, правое плечо наго, в руце крест, ноги голы, риза санкирь едина, а в киевских листах Исидор млад, мученик» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 106 об.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 160 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 98; рис. на с. 151); «Рус, брада аки Козмина, власы с ушей, как у Фрола, в рубашке, бос» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 59; под 4 нояб., назван юрьево-повольским юродивым); «Рус, брада аки Николина, власы велики, правое плечо наго, в руце крест, ноги голы» (40-е гг. XIX в.; ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 153). В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову, сказано: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика подоле, риза на нем едина раздранная серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344-345).

Согласно подлиннику 1850 г., составленному диак. Василием Поникаровским с образца 1658 г., И. «бе рус, власы и брада коротки, правое плечо голое, риза едина с леваго плеча под правое зелена, в руках две кочерги» (Арх. ГМЗРК. Р-58. Л. 44). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. блаженный описан так: «Типа немецкаго с запада; преклонных лет, волосы длинны, русы, борода не велика, с малою проседью; в одной убогой рубахе, босой. Можно давать ему хартию с его изречением: «Многими скорбьми подобает ти внити в Царство Небесное, нужно бо есть, и нуждницы восхищают е»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 280).
И. изображался преимущественно на иконах с избранными Ростовскими святыми. На одной из ранних, 3-рядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. № 399. Ил. 14), он представлен в традиц. иконографии, стоящим в верхнем ряду чудотворцев крайним справа, рядом с прп. Авраамием и Ростовскими святителями. На правом поле иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» сер. XVI в. из ц. Богоявления с. Уславцево Ростовского у. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55) И. написан в рост, в молении, вполоборота влево, босой и полуобнаженный, на правом плече зеленая риза, короткие русые волосы взлохмачены, борода едва заметна. Во вкладных книгах Борисоглебского на Устье мон-ря указано, что в местном ряду одного из храмов находилась икона с образами свт. Леонтия Ростовского и И.: в кон. XVI в. старец Авраамий дал 51 р. «да обложил серебром и позолотил две иконы местные Леонтия да Сидора Ростовских чудотворцев да икону Николая чудотворца з деянием» (Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881. С. 13).

К редким единоличным изображениям относится икона «Блж. Исидор Ростовский, предстоящий Богоматери с Младенцем» 1-й пол. XVII в. (СИХМ). Судя по размерам (141,5×44,7 см), образ предназначался для храма; очевидно, именно он упоминается в описях XVII в. Благовещенского собора в Сольвычегодске (Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: Кат.-альбом / ВХНРЦ. М., 2003. С. 54, 56-57, 157. Кат. 39). И. написан в молитвенном обращении к образу Божией Матери с Младенцем, изображенному в сегменте неба в левом верхнем углу средника. Святой представлен в рост, в повороте влево, в оливковой одежде чуть ниже колен, пальцы поднятой правой руки сложены в двуперстном жесте. У него короткие густые волосы и небольшая русая борода, надпись: «ОАГИ(с) ПРАВЕ(д)НЫ ИСИДО(р) РОСТО(в)».
На иконе «Избранные святые» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл. (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. / Авт.-сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 21) во 2-м ряду 2-м слева изображен И.: короткие борода и волосы, зеленоватая риза переброшена через левое плечо, руки крестообразно сложены на груди. На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 250-253. Кат. 70), до 1743 г. находившейся над городскими въездными воротами, в сер. XVIII в. были приписаны Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. как средовек, в верхнем ряду 2-й справа. Композиция иконы-пядницы «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного на поле» сер.- 2-й пол. XVII в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX в. из частных собраний. М., 2006. С. 74, 374. Кат. 40) состоит из 6 рядов с полуфигурами чудотворцев, среди к-рых много Московских, Угличских и Ростовских (И. во 2-м ряду 2-й справа).

На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- рядом с блж. Иоанном Власатым, во 2-м ряду 2-й справа. В XIX в. такой же образ хранился в ростовской ц. во имя св. Иоанна Предтечи (Израилев А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого // Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Труды, публикации, исслед. М., 2001. С. 507-508). На изысканных по исполнению иконах «Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские» кон. XVI - нач. XVII в. письма Истомы Савина из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле, «Избранные святые» кон. XVII в. из ц. свт. Иоанна Златоуста в Ярославле (обе в собрании ЯИАМЗ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в. / ЯИАМЗ. М., 2009. Т. 1. С. 492-495. № 93) иконография И. традиционна. Ростовой образ блаженного помещен на правых створках складней «Владимирская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» работы П. И. Чирина (нач. XVII в., ГРМ) и «Походный иконостас» (ок. сер. XVII в.) из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 104-107. № 64).
И. писали на иконах Пресв. Богородицы с Младенцем «в молении Ростовских чудотворцев». Так, на «Молебной» («Моление о народе») иконе Божией Матери, с избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. из собрания гр. С. Г. Строганова (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103) И. изображен в группе припадающих Ростовских святых, в верхнем ряду между прп. Петром, царевичем Ордынским, и прп. Авраамием. На иконе Божией Матери с Младенцем и с предстоящими Ростовскими чудотворцами кон. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 352-353. Кат. 106) аскетический образ И. помещен в 3-м ряду, борода короткая, волосы взлохмачены, рука поднята для крестного знамения. Образ И. имеется на 2 иконах Божией Матери «Молебная», с Ростовскими чудотворцами, XVII и XIX вв. (ГМИР; см.: Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7), на 2 прорисях с подобных икон XVII в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447); предположительно также на образе 2-й пол. XVIII в. (частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке» в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв. = Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109). На иконе подобного извода кон. XVII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108) И. представлен стоящим позади Ростовских святителей: короткая зелено-коричневая риза с яркими пробелами перекинута через плечо, в левой руке - свиток.

В композиции «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (святыней из Успенского собора в Ростовском кремле) И. изображался, как правило, в верхних рядах. На иконе 2-й пол. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Там же. С. 354-355. Кат. 107) он написан в завершении левой группы. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ, см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 230. Кат. 145) и на гравюре 1809 г. из собрания Д. А. Ровинского (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. № 1616А) И. изображен в левой части композиции, держит в руках предмет, похожий на посох, клюку или кочергу (атрибут юродивых). На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 416-417. Кат. 124) - необычный вариант изображения И. с длинными, лежащими прядями на плечах волосами, в светло-малиновой ризе, перекинутой через правое плечо. Святой находится во 2-м ряду правой группы, назван Сидором. На заказной Владимирской иконе Божией Матери, с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 105-106), выполненной ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым, поясной образ И. размещен в одном из клейм на нижнем поле слева.
На иконе «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Там же. С. 100) в верхней части композиции Св. Троице (новозаветной) предстоят избранные, гл. обр. Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. (справа во 2-м ряду, между преподобными Авраамием и Иринархом затворником). Две иконы «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове отличаются по композиции и деталям иконографии. На образе 1838 г. И.- крайний справа во 2-м ряду, изображен вполоборота влево, средовеком в белой рубахе, с кочергой в руке. На иконе кон. XIX - нач. XX в. блаженный написан прямолично в верхней части левой группы, полуобнажен, руки скрещены на груди. Его образ включен также в иконописные композиции Собора Ростовских чудотворцев XIX - нач. XX в. (ГМИР, см.: Коробко. 2006. С. 217, 409. Ил. 8; Минея (МП). Янв. Прил.). На иконе Ростовских и избранных чудотворцев нач. XX в. из часовни Обретения главы св. Иоанна Предтечи в Елеонском Вознесенском рус. мон-ре в Иерусалиме (согласно надписи на обороте, пожертвована в 1909 г. А. Ф. Мальгиной из Ростова) И.- крайний справа во 2-м ряду, старец с длинными волосами и густой бородой с проседью, придерживает 3 кочерги, голова склонена, на груди - цепь (воспроизводит образ блж. Прокопия Устюжского в росписи Владимирского собора в Киеве). В 1-й пол. XIX в. И. (иногда вместо него блж. Прокопия Устюжского) нередко изображали вместе с блж. Иоанном Большим Колпаком в одном из клейм на нижнем поле палехских икон «Шестоднев» (ЦМиАР).

Изображения И. известны в составе минейных циклов, как правило, под 14 мая вместе с мч. Исидором: на иконе посл. четв. XVI в. (дар мч. имп. Николая II, ГРМ) И. опоясан тканью, перекинутой через плечо; на вологодской иконе кон. XVI в. (происходит из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: Альбом. М., 1995. Кат. 80. Ил.); на образе «Святцы на май и июнь» XVII в. со старообрядческими поновлениями 1-й четв. XIX в. (ГРМ, см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 222. Кат. 195; в руке у И. посох); на палехской или вязниковской иконе 1-й пол. XIX в. предположительно письма Т. И. Гагаева (до 2007 комплект минейных икон находился в собрании А. Глезера в Германии, затем в собрании М. Е. Елизаветина; см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135.9); на рисованных святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, созданных в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева / Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. [206,] 311). На основе гравированных святцев 1722 г. Г. П. Тепчегорского, 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. Отд. изоизданий [РГБ]. М., 2004. Кат. 33.9, 34.9, 35.8) были созданы мн. поздние иконы.

В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пуст., образ И. помещен среди праведных и блаженных в верхних рядах слева: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; персты И. сложены для крестного знамения), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52); на северодвинской иконе сер.- 3-й четв. XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 72-73. Кат. 62). Его образ имеется на иконах российских чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ; в 3-м ряду крайний слева), 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР; И.- в верхнем регистре справа в группе юродивых), сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 144-147. Cat. 53); а также на 2 иконах избранных праздников, образов Божией Матери и святых кон. XVIII в. (ГМИР, ГРМ), на обрамлении средника складня-кузова с вкладным образом «О Тебе радуется» кон. XVIII в. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 196-197, 202-203. Кат. 176, 180). И. написан со свитком в руке на центральной минейной иконе рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ).
В рукописи «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775)) собраны Жития большинства Ростовских святых, проиллюстрированные 37 миниатюрами. На л. 269 об. И. изображен стоящим вполоборота влево, в молитвенном обращении к чудотворной Страстной иконе Божией Матери. У него короткая вьющаяся борода, волосы прядями лежат на плечах, длинная зеленая риза переброшена через правое плечо. На поземе слева нарисован шалаш с надписью: «Куща Исидора Блаженнаго».

К ранним настенным изображениям И. принадлежит его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля. Полуфигура И. в медальоне находится в центральной апсиде рядом с образом блж. Максима Московского (Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 35, 43). В росписях храмов Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля) в ц. Спаса на Сенях поясной образ И. написан в проеме окна в юж. апсиде алтаря (1675; см.: Никитина Т. Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 70, 75. Табл. 5;), в ц. Воскресения - на откосе окна верхнего яруса сев. стены (ок. 1670; см.: Она же. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74. Табл. 8).

В стенописях храмов Ростова (см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576) образ И. имеется в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря (в рост на сев. стене; после 1730); в соборе мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, на зап. стене на откосе юж. портала (1715); в ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря, на юж. столбе (1890, худож. К. Я. Леонов по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)); в приделе св. Иоанна Предтечи ц. Толгской иконы Божией Матери, среди Ростовских святых (1-я пол. XIX в. с поновлениями). В окрестностях Ростова И. представлен в росписи 1-й пол. XIX в. в ц. вмч. Георгия с. Юрьевское Ростовского р-на (поясной образ на сев. стене); в Борисоглебском р-не в стенописях ц. Св. Троицы с. Вощажникова (на откосе одного из окон юж. стены; кон. XVIII в.), в ц. Богоявления с. Уславцево (на откосе окна юж. стены; нач. XIX в.), в ц. Тихвинской иконы Божией Матери с. Павлово (в рост в нижней части юж. стены; сер. XIX в. с поновлениями). Кроме того, И. (в одежде странника, обут в лапти, опирается на посох) введен в группу подвижников XV в. в академической по стилю стенописи галереи рус. святых, перед пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

В ростовской ц. Вознесения Господня с приделом во имя И. в нижнем ярусе юж., зап. и сев. стен наоса в росписи 20-х гг. XVIII в. (неоднократно поновлялась) сохранился единственный известный монументальный цикл жития И., в композициях к-рого изображен Ростов с Успенским собором. «Повествование» начинается с юж. стены и включает сюжеты: 1. И. за трапезой в своем доме; 2. И. оставляет дом; 3. И. терпит поношение от горожан; 4. И. молится в куще на болоте; 5. И. на улице города; 6. И. спасает купца от потопления; 7. И. приносит просфору из Киева; 8. Преставление И.; 8. Погребение И.; 9. Чудо со священником, дерзнувшим искать мощи И.; 10, 11. Исцеления болящих (см.: Там же. С. 76, 82, 84).
Этот житийный цикл, очевидно, послужил основой для создания иконы и гравюры с сюжетами Жития святого. Местонахождение житийной иконы И. неизвестно, сохранилось только ее описание (Израилев А., прот. Древняя икона св. Исидора, Христа ради юродивого // Ярославские ЕВ. 1898. № 43. Ч. неофиц. С. 671-672). Образ находился около раки И. в иконостасе придела, по левую сторону северных алтарных дверей в Вознесенской ц. в Ростове. В среднике (размеры: 81/8×71/8 вершка) И. был представлен в рост, с 8-конечным крестом в правой руке (левой поддерживает ее под локоть), в короткой ризе; надпись: «св. прав. Исидор блаж.». Икона имела серебряный с позолотой оклад 1787 г. (с чеканной надписью: «святый Сидор Растовски») и была вставлена в раму (20×13,5 вершка) с 13 клеймами жития чудотворца. Согласно надписям, в верхнем ряду располагались композиции: 1. «Святый Исидор, познав истинную во Христа веру, изыде из дому своего»; 2. «Святый Исидор совлече одежды своя и прия на ся юродственное житие»; 3. «Блаженный Исидор, проходя грады и веси, многу досаду и укорения приемлет от безумных человеков»; 4. «Блаженный Исидор устрояет себе кущу из хврастия непокровенну». Далее в традиц. порядке чтения (слева-направо) значатся сюжеты: 5. «Святый Исидор моляше в нощех Бога своего»; 6. «Святый Исидор избави купца от потопления морского»; 7. «Блаженный Исидор попроси пития и изгнан бысть из княжеского дому»; 8. «Святый Исидор принесенную из Киева просфору подает святителю». В нижнем ряду: 9. «Преставление блаженного Исидора»; 10. «Погребение блаженнаго Исидора»; 11. «Чудо святаго Исидора на пресвитере, дерзнувшем извещение прияти о святем телеси его»; 12. «Чудо святаго Исидора, како беснующийся исцеле при святых мощах его»; 13. «Чудо святаго Исидора, како одержимый очною и глазною болезнию исцеле при мощах его». На серебряном окладе рамы стояло клеймо С.-Петербургской пробирной палаты с датой 1826 г. Эту икону с особым благоговением принимали в домах жители Ростова.

Гравированный лист «Блж. Исидор Ростовский, с 8 клеймами жития» нач. XIX в. поступил в собрание ГМЗРК из Вознесенской ц. Ростова (Монастыри и храмы земли Ярославской: Кр. иллюстр. энциклопедия / Авт.-сост.: М. Г. Шиманская, С. И. Метелица. Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 164. Ил.). Центральный образ И. в верхней части композиции выделен рамой, святой предстоит на фоне пейзажа благословляющему из облаков Спасителю. У И. короткая борода, длинные волосы, риза переброшена через правое плечо и спадает до земли, ноги обнажены. Слева одноглавый храм, в проеме к-рого показано преставление святого или его св. мощи. По сторонам от фигуры И. расположены по 4 житийных клейма, обрамленных картушами. Хронологически сюжеты читаются справа налево: 1. «Утаився всех и дому своего отиде и мало прешед и ризу извлече с себя блаженныи Сидор»; 2. «Проходя грады и места и многу досаду и укорение блаженный приемлет»; 3. «Устрой же блаженныи Сидор кущу себе в храстине не покровенну»; 4. «Волнами разбивающеся кораблю и по жребию некоего купца ввергоша в море и спасе его»; 5. «Блаженный Сидор испроси [пити] у приста[в]ленника, ниже даде ему, но и отогна его»; 6. «Блаженныи Сидор доволно в хижине своей за оскорбящих его молитву творяше»; 7. «Принесша из Киева просфоры во время Святыя литургии о устроении кущи святого»; 8. «Преставися блаженныи Сидор, святая его душа ангелами взета на Небо». В нижней части листа - текст молитвы И., завершающийся пожеланием «благоверному же императору нашему Александру Павловичу на сопротивныя супостаты победы». По иконографии этот эстамп (в «зеркальном» виде) восходит к более ранней гравюре резцом посл. трети XVIII в., где в молитве упоминается имя имп. Екатерины II (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 611-612. № 1471). Д. А. Ровинскому было известно еще неск. вариантов подобных гравюр 20-30-х гг. XIX в., отличающихся текстами молитвы.
Ранние произведения лицевого шитья с образом И. представлены надгробным покровом 1571-1585 гг., выполненным в царской мастерской И. Ф. Годуновой, к-рый был послан в Ростов от имени сына Иоанна Грозного Феодора и его супруги (ГМЗРК). И. изображен в рост, со скрещенными на груди руками, у него маленькая, слегка раздвоенная на конце борода и короткие густые светло-русые волосы, разделенные на прямой пробор, коричневая риза закрывает левое плечо. Вверху - поясной образ Спасителя, благословляющего обеими руками. В фондах ГМЗРК хранится еще один покров И. с изображением над блаженным полуфигуры Господа Саваофа (Пуцко В. Г. Памятники рус. прикладного искусства XV-XVII вв. в Ростове // Зборник / Музеj примене уметности. Београд, 1980/1981. Зб. 24/25. С. 61-62).

Изображения И. встречаются в произведениях лицевого шитья, вышедших из строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в. Так, орарь мастерской А. И. Строгановой (ок. 1665, ЯИАМЗ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 291. Кат. 92) является вкладом Д. А. и Г. Д. Строгановых в Успенский собор Ростова. На сине-зеленый бархат нашиты клейма с образами святых в рост, среди к-рых помещен И. На пелене «Святые юродивые», созданной в 60-х гг. XVII в. в той же мастерской (вклад Г. Д. Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска, СИХМ; см.: Там же. С. 334, 337-338. Кат. 140), среди 5 стоящих прямолично юродивых 1-й слева - И., с короткой бородой и взлохмаченными волосами, правая рука перед грудью, в левой - свиток, ноги босы; вверху в центре - образ Божией Матери «Знамение».

На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК; см.: Русское серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК / Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 104-106. Кат. 74) чеканные изображения в медальонах расположены соответственно программе: в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону» (связано с посвящением храма), вокруг - поколенные изображения святых, среди к-рых преобладают Ростовские. И. представлен в правой части 2-м снизу, обращен к центру, волосы длинные, борода средней величины, в правой руке - кочерга, левая в молении протянута вперед; надпись: «Сты Сiдоръ блаж[е]нныи».
В XVI в. Ростов был крупным центром резьбы по дереву. На обороте запрестольного креста сер. XVI в. (ГМЗРК; см.: Бобринский А. А. Народные рус. деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 196) на нижнем перекрестии справа в медальоне вырезан поясной образ И. в традиц. иконографии. На резной иконе «Избранные святые» сер. XVI в. (ГМЗРК; см.: Соколова И. М. Об одной группе резных ростовских икон XVI в. // СРМ. 1994. Вып. 6. С. 112-126) представлены в рост свт. Николай и Ростовские святые Авраамий, Петр, царевич Ордынский, и И.; на левом поле - полуфигура свт. Алексия, митр. Московского. На резной с росписью иконе «Мч. Харалампий и блж. Исидор Ростовский» XVIII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК), где святые молитвенно предстоят образу «Рождество Христово» (внизу - композиции Страстей Господних), И. обращен влево, правая рука прижата к груди, в левой - кочерга.

В XIX - нач. XX в. изображения И. получили распространение в многочисленных произведениях ростовской финифти с образами местных святых, напр. в изводах «Собор Ростовских чудотворцев», «Вид Ростовского кремля» блаженный обычно показан в левой части композиции (образки из собрания ГМЗРК, ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 147, 150-151, 231-232. Кат. 190, 193). Известны отдельные поясные и ростовые эмалевые иконы И. (ГМЗРК, ЦМиАР; см.: Там же. С. 149, 232. Кат. 192). И. представлен под 14 мая в Минее годовой (1864, ГМЗРК), в святцах на май 1-й пол. XIX в. (ГМИР). На майской минее из серии эмалевых икон 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - редкое изображение И. в хитоне и гиматии.

Работа ростовских мастеров финифти была подарена от жителей Ростова имп. мч. Николаю II и его супруге в день коронования 14 мая 1896 г. Дальнейшая история иконы неизвестна, сохранилась ее фотография (ГМЗРК. ФТ-2238). На иконе были размещены дробницы с видами ростовских мон-рей, в центре - образ свт. Николая, мц. Александры и Ростовских святых (среди них - И.). Внизу расположена дробница с текстом: «Их Императорским Величествам Государю Николаю Александровичу и Государыне Александре в память Священнейшего коронования 14 мая 1896 г. От мещанского Общества г. Ростова Великого. Яр. Губ.». Традиц. иконографическая линия продолжается в совр. росписи по эмали, напр. в произведении А. Г. Алексеева «В мастерской А. И. Всесвятского» (2001-2008, ГМЗРК).

В XX в. образ И. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). В совр. иконописи сохраняются разработанные изводы и типы изображения И., написаны его единоличные иконы. В ростовском Вознесенском храме находится аналойная икона с поясным изображением И. в светлой ризе, со скрещенными на груди руками, короткие русые волосы и борода (2002, ростовский иконописец С. Ю. Бурлаков). На надгробной иконе (2011, московская иконописная мастерская М. В. Хренова) И. представлен прямолично, в рост, руки сложены крестообразно, риза зеленая, вверху - композиция «Вознесение Господне». Икона написана в традициях искусства Палеха кон. XIX - нач. XX в.

Наверх