Преподобномученица Евдокия
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия....undefined >>

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4)

I. Много в мире есть плачущих.

Плачут:

1) Мать над умирающим ребёнком... Но блаженна ли она?.. Нет...

2) Богач, потерявший богатство, но и он не блажен...

3) В болезнях... в темницах... оскорблённые, обиженные; плачут от злости, зависти...

Но все они ни покоя, ни блаженства не знают.

II. Не об этих плачущих сказал Господь, что они блаженны. Есть слёзы другие, благодатные, спасительные, приводящие плачущего ими в вечное блаженство. Это слёзы:

1) Когда человек плачет, видя свою греховность; плачет о потерянной чистоте своей души, о потерянном рае, о Царстве Небесном, вход в которое закрывают содеянные грехи.

2) Когда человек плачет о своей духовной нищете, слезами старается омыть свои скверны, со слезами просит у Бога и людей себе прощения и духовной милости...

III. Это вторая ступень в духовном восхождении – «блаженны плачущие...» Видя своё духовное безобразие, грехи и язвы духовные, гибель души и потерю ожидаемого блаженства в вечности, христианин плачет горькими слезами.

1) Всякое размышление о собственных поступках повергает его в покаяние и слёзы.

2) Рассказ о грехах ближнего повергает его в скорбь о собственных грехах: «А ведь я хуже его».

3) Слышит разговор о добродетельно живущих, и сам себя укоряет: «Вот как живут другие; на что же надеешься ты, окаянный?»

4) Размышляя о милостях Божиих, он заливается слезами о сознании своего недостоинства и неблагодарности Богу за оные.

5) Читая о подвигах святых, плачет о собственной лености и нерадении.

IV. Плоды сих слёз.

1) Ими смываются грехи, душа становится чистой.

2) Слёзы не допускают видеть чужие грехи и предохраняют от осуждения ближнего; не дают возможности видеть житейские соблазны и радости греховные,

3) Слёзы утучняют сердечную ниву, как дождь землю, и на ней растут добродетели.

V. Заключение:

О, благословенны плачущие: вы будете утешены Самим Господом в жизни вечной. Когда умер один нерадивый инок, то авве того монастыря было открыто, как судили того инока – у Престола Небесного Судии предстоял тот инок. На весах были сложены книги грехов им содеянные, вторая чашка весов (чашка добрых дел) была пуста. Милосердный Судья послал на землю ангела-хранителя найти что-либо в оправдание инока. Ангел ничего иного не мог найти, кроме платка, пропитанного слезами каявшегося, умиравшего инока. Платок, положенный на пустую чашку весов, перетянул чашку с грехами... Блаженны плачущие...

Наверх