Блаженны милостивые (Мф.5:7)
I. Безответность и неоправдимость человека пред всеведущим Богом.
Человек, хотя и возненавидел грех и оплакивает всякое своё падение, хотя и смирил себя до великой степени, хотя и всею душою стремится к правде, чистоте и святости, но на каждом шагу делает не то «что хочет, а что ненавидит» (чит. Рим.7:15–23).
Не надеясь когда-либо совершенно очиститься от греха или оправдаться пред Богом, христианин всю свою надежду возлагает единственно на милосердие Божие.
II. Милость же оказывается милующему и отнимается она от немилостивого (чит. Мф.18:23–35).
Непрестанно зрящий свои прегрешения и оплакивающий свои греховные падения, ежедневно убеждается, что без греха он не проживает, что слишком ничтожен и слаб сам по себе, без благодати Божией, и потому всеми средствами ищет этой благодатной помощи и милосердного всепрощения.
А так как Бог милосерд к милосердным же, то и сей старается быть милостивым...
III. Милостивый.
Милостивый, иначе – милосердный – есть человек, у которого милостивое сердце.
Кто делает дела добрые без участия в этих делах сердца, тот не творит христианской милостыни. Милостыни без любви, теплоты и сердечного участия нет. Сделанное не от сердца не есть милостыня, а жертва, а Христос сказал: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13; 12:7).
1) Милостыня бывает материальная и духовная.
А) Материальная: помочь деньгами или другими средствами, потребными для телесной жизни; обогреть путника, накормить, одеть нагого, помочь в работе убрать поле, огород, принести воды, приготовить дров, убрать комнату и т.п. Примерами такой милостыни полны жития святых.
а) Филарет Милостивый (память 1 декабря) во время голода всё свое богатство раздаёт голодающим. Последнего вола отдаёт хлебопашцу; дарит бедняку корову с телёнком; другому – последний улей пчёл и остатки присланной ему друзьями пшеницы... Когда опять разбогател, то устраивает обеды бедным и сам, как слуга, ходит среди обедающих, служа им. Вот христианское милосердие.
б) Св. Павлин, Епископ Ноланский (память 23 января). Вдова просит его дать ей денег на выкуп сына, уведённого в плен. Не имея денег, св. Епископ уговаривает женщину свести его самого в плен и обменять за сына. Поражённая вдова долго не соглашалась. Заканчивается тем, что Павлин делается военнопленным рабом вместо юноши, становится садовником у князя той страны и обращает в христианскую веру самого князя и его народ. Испросив свободу всем военнопленным, с ними возвращается домой.
Вот милосердие христианина, готового «душу свою положить» за других.
Б) Милостыня духовная:
а) Любовь к душе ближнего, забота о спасении её; готовность за спасение души ближнего принять укоризны и самую смерть. Примеры: св. Апостолы и проповедники христианства терпят гонения и смерть, но не оставляют своего св. дела проповеди и уловления для Царствия Божия душ людских.
Прп. Виталий («Пролог», 22 апреля) целые дни работал для того, чтобы ночью пойти в дом непотребства (падших женщин), купить одну ночь у такой женщины, заплатить ей, дабы заставить её слушать слово Божие. Многие, не зная, для чего преподобный ходит к этим женщинам, осуждали его и гнали, но он, по смирению, скрывал свой подвиг и лишь по смерти, когда за гробом его шло много обращённых им на путь христианской жизни женщин, только тогда поняли люди, какой подвиг нёс угодник и какую великую милостыню он оказывал несчастным, заблудшим женщинам.
б) Ласковость ко всем, внимательность, стремление облегчить горе, скорбь души ближнего; братское, христианское отношение к ближнему; поплакать с плачущим, утешить скорбящего, помолиться усердно о ком-либо, предупредить какой-либо грех.
в) Если материальное милосердие не всегда доступно всем, то духовная милостыня всем и всегда возможна. А плоды её настолько выше плодов материальной милостыни, насколько душа выше тела.
Эта милостыня и высока и в то же время самая лёгкая и доступная. Иногда одно ласковое, от сердца сказанное слово, любовный взгляд, пожатие руки – есть милостыня, Богу угодная. Однажды писатель Тургенев проходил по Петрограду. На мосту с протянутой рукой просил милостыню нищий. Не найдя в своём кармане денег, Тургенев пожал руку нищего и сказал: «Прости, брат, ничего нет у меня». Нищий разрыдался. Когда Тургенев стал его утешать и извиняться, доказывая, что на самом деле у него нет денег, то нищий ему ответил: «Нет, барин, я плачу не потому, что вы мне не подали денег, а потому, что вы мне оказали такую милостыню, какой давно я ни от кого не получал: вы назвали меня – нищего – братом и не побрезговали пожать мою руку... Когда я получал такую милостыню?»
Вот как легко оказать духовную милостыню.
IV. Заключение:
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7).
Картина Страшного Суда – Мф.25:34–46.