Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5:5)
I. Духовное состояние человека следующей ступени Спаситель называет кротостью.
1) Кроткий. Чтобы понять душевное состояние кроткого, вдумаемся в слово «кроткий», которое обозначает человека «короткого», т.е. во всём укорачивающего себя.
а) Его душевное состояние: стремление довольствоваться самым малым, ничтожным, как в помещении, так и в одежде, пище; он ничего не требует, всегда своим готов поступиться, никогда не настаивает на своём. Только лишь в области веры в Бога, и вообще, когда дело касается спасения чьей-либо души, он твёрд, как адамант, и делает волю Божию, несмотря ни на что.
От власти и высокого положения он бежит; с радостью он подчиняется и любит подчинение.
б) Внешний его вид, образ жизни и отношение к людям – всё говорит о том, что этот человек себя непрерывно урезывает, укорачивает; опущенные книзу глаза, кроткая улыбка, всегдашняя готовность всем услужить, своё отдать; одежда – самая скромная; пища – простая; ложе твёрдое.
II. Примеры христианской кротости.
1) Первейший и величавший пример дал Сын Божий, живший во плоти и терпевший от людей поношения, осуждения, бичевания, муки и позорную смерть. Тот, Кто одним словом создал вселенную, повелевает ветрами, утишает бури, воскрешает мёртвых, ничего не сказал в Своё оправдание и ничего не сделал для облегчения Своих страданий и для спасения от распятия.
О, Божественная Кротость, пригвожденная ко Кресту, воскресшая из мертвых и восседающая одесную величия на небеси!
2) Немало примеров кротости являют и христианские подвижники.
а) Вот пустынник. Ему раз в неделю келейник приносит жидкую пищу. На сей раз случилось «искушение». Не доходя нескольких шагов до пещеры подвижника, келейник уронил сосуд, и вся пища пролилась на землю. Авва, увидев смущение келейника, вышел из пещеры и, видя в этом волю Божию, руками начал собирать бобы и есть их...
Чтобы понять, какова была кротость сего аввы, вообразите, что вы возвращаетесь после труда к себе домой, и жена заявляет, что обеда сегодня не будет, так как она нечаянно разбила горшок, и весь обед пропал. Что сделается с вами, если вы голодны?
б) Авва Иоанн зашёл в некий монастырь. Во время трапезы вошёл инок. Братия с позором изгнала его из трапезной. Он оставлен за дверью и вошёл в неё лишь после того, как все поели. На вопрос аввы изгнанный брат кротко ответил: «Они это делают не из злобы, а испытывая меня, истинный ли я монах. Когда я поступал в обитель, то старцы говорили, что нужно быть под испытанием тридцать лет; я же терплю лишь пятнадцать лет. Помолись о прощении моих грехов»...
в) В некий монастырь поступил вдовец и принял пострижение. Затосковал он, пошёл в мир и вернулся в монастырь с мальчиком... Мальчик вырос и был пострижен с именем Марина. Марин был образцовым иноком: молитвенным, кротким, послушным... Однажды его послали в город по делам обители. Долго он просил авву не посылать, но, подчинившись, сходил в город и исполнил все поручения. Прошёл год. В обитель является женщина с ребёнком и заявляет, что этот ребёнок – плод преступной связи Марина с её дочерью, на квартире которой он останавливался в городе. Марина призвали на суд старцев. На все вопросы он отвечал: «Простите, святые отцы». Марина осудили на изгнание из обители с тем, чтобы он воспитывал своего ребёнка.
Много лет жил Марин за стенами обители в шалаше; воспитал мальчика, терпел издевательства, нужду, а главное – страдал от запрещения входить в обитель. Умилостивившись над ним, ему разрешили жить на скотном дворе, но под запрещением. Когда он умер, приказали похоронить его за оградой обители. Когда пришли погребать его, то узнали, что Марин – девица.
Так велика кротость её, что много лет она терпела напрасные гонения и лишения.
III. Заключение:
О, Святая Кротость. Возведи же и нас к Горнему Отечеству.