Преподобномученица Евдокия
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия....undefined >>

Блаженны чистые сердцем (Мф.5:8)

I. Неверие – есть болезнь души.

Бог есть Дух. И чтобы чувствовать Его, надобно иметь человеку здоровый дух. Это то же, что и в телесном организме. Чтобы видеть окружающую природу или слышать звуки, нужно иметь глаза и уши здоровыми, открытыми, способными воспринимать световые и звуковые волны. Если же на глазах бельма, и в ушах повреждена слуховая перепонка, то человек становится слепым и глухим.

Также и в духовной жизни: если страсть или порок ослепляет и оглушает дух человеческий, то он не ощущает духовного мира, окружающего его: не чувствует ни Бога, ни святых, ни собственной души, ибо только «чистые сердцем Бога узрят».

II. Чистота сердца – это высшая ступень духовной жизни.

К ней ведёт долгая и трудная духовная работа, и достигается чистота сердечная следующим путём, указанным Спасителем:

1) смирением – нищетой духовной;

2) слезами покаяния;

3) кротостью;

4) алканием и жажданием – неудержимым стремлением к правде, свету, святости, к Богу и

5) милосердием.

Хочешь видеть Бога, т.е. верить в Него без сомнений и колебаний, чувствовать Его, – иди сим путём: очищай своё сердце...

III. Духовное состояние человека с чистым сердцем.

Плоды чистоты сердца суть сии:

1) Чистота помыслов, ибо помыслы исходят из глубины сердца – Мф.15:19.

2) Чистота желаний. Отсутствие в сердце нечистых помыслов даёт полный простор для святых желаний.

3) Святое направление воли. Окрепшая в добре воля человека уже не знает слабости и колебаний при искушениях. Ум и чувство требуют одного и того же, с чем согласна и воля.

4) Свободный от греховных мыслей ум ясно и безошибочно определяет, что Божие и что вражие. Вот почему святые подвижники так просто и скоро решают самые сложные и запутанные жизненные вопросы.

5) Ясность чувства в определении добра. Тогда как у грешного человека с нечистым сердцем чувства неправильно «чувствуют», ибо они преклонены в сторону греха, христианин, «чистый сердцем», легко чувствует, где зло и добро.

6) Зрение Бога. Зрение сие есть двух родов. Зрение, как чувствование, и зрение, как видение телесными глазами. И первое, и второе – награда чистому сердцем. Примеры телесного зрения Господа:

а) Св. мч. Севастиана в темнице после мук посещает Сам Христос и исцеляет его от ран и язв, нанесённых ему мучителями.

б) Прп. Серафим видит Иисуса Христа в сонме праведников, грядущим в Саровском храме во время литургии.

IV. Заключение:

Очищай своё сердце, – и ты не будешь сомневаться в бытии Бога... Он станет близок твоей душе, подле тебя, с тобой и в тебе...

Наверх