Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 6
Упорное сердце будет обременено скорбями,
и грешник приложит грехи ко грехам
(Сир.3:27).
В последней беседе о пятом грехе против Святого Духа мы сказали, что всеблагий Бог употребляет различные средства к тому, чтобы направить человека к добру и отвратить от зла. То говорит Он к нему голосом совести, внутренними озарениями, внушениями и предостережениями, то устами Святой Церкви и ее служителей, то чрез родителей, начальников, воспитателей, учителей, друзей и знакомых, то чрез различные необычайные, потрясающие события и обстоятельства.
Человек есть существо по природе свободное: он может и откликнуться на призыв Бога, но может и не сделать сего, остаться в грехе. Когда остается он в грехе, несмотря на все спасительные вразумления и предостережения, то совершает он этим новый грех против Святого Духа. Этот грех состоит, следовательно, в том, что человек-грешник, невзирая на все предостережения и убеждения, упорно и сознательно остается в состоянии нераскаянности. Рассмотрим ныне: а) сущность этого греха и б) причины его.
1. Виновным в шестом грехе против Святого Духа делает себя тот, кто ничего не хочет знать об обращении к Богу, кто с полным сознанием и свободной волей отрекается от Бога и остается в таком состоянии не на некоторое только время, не несколько только лет, а до последнего издыхания. Если грешник при своем легкомысленном образе жизни долгое время, может быть двадцать или тридцать лет, показывал себя противником всех спасительных увещаний и наставлений, но затем приходит в себя и прибегает к покаянию, то он может спастись, так как не остается в упорной нераскаянности.
Но когда грешник заходит в своем ожесточении так далеко, что смеется над правосудием Божием даже в час смерти (в этом случае он превосходит в своей злобе даже самих духов злобы – бесов, которые все-таки веруют и трепещут) и с проклятием на устах оставляет этот мир, то он совершает самый страшный и непростительный грех против Святого Духа. Он сознательно и умышленно отвергает Божественную благодать, которая одна только могла привести его к вечной жизни. Что может быть ужаснее такого состояния, когда человек с открытыми глазами бросается в такую бездну нравственной погибели, откуда нет возврата? Нет греха, учит наша Святая Церковь, который превышал бы милосердие Бога, и как бы глубоко ни пал человек, он всегда может получить прощение в случае покаяния; но когда он не хочет принести этого покаяния и до последнего издыхания остается нераскаянным, тогда для него уже нет спасения. Ибо по ту сторону гроба наступает уже ночь, когда никто не может делать (добро) (Ин.9:4). Так далеко может зайти человек в своем ожесточении, если он перестает слушать голос Святого Духа. Священное Писание немало предоставляет нам примеров смерти грешников в состоянии нераскаянности. Жертва Каина не была так приятна Богу, как жертва его брата Авеля. Это породило в душе Каина зависть; зависть повлекла его к ненависти, ненависть к убийству; убийство – к отчаянию; отчаяние – к ожесточению и нераскаянности. Бог вразумлял, обличал и предупреждал его, но он не послушал Его; в душевной тоске скитался он по миру, бросался всюду, но нигде не находил мира и покоя. И это потому, что он за свое ожесточение и нераскаянность был отвергнут Богом.
То же самое было и с фараоном. Поразительные знамения и чудеса творил Бог, чтобы убедить фараона освободить от рабства израильтян. Но там, где всякий другой смирился бы пред всемогуществом Бога, гордый царь не подумал об исправлении и остался непреклонным. Спаситель в глазах израильского народа явил неоспоримые доказательства Своей божественной благости и любви к нему и самым трогательным образом призывал его к покаянию, но он не послушал Его голоса и остался непреклонным даже и тогда, когда Спаситель указывал на приближающиеся страдания. Разительный пример нераскаянности представляет и разбойник, висевший на кресте по левую сторону Спасителя. Когда он и в глазах смерти не воздержался от насмешек и издевательства над Христом, а другой, благоразумный разбойник, благожелательно вразумлял его, обращаясь к его совести и чувству страха Божия, но закоснелый разбойник и в предсмертный час свой не послушал спасительного вразумления. Ах, как ужасно было видеть, как этот безбожник и злодей не мог смягчить своего сердца и в тот предсмертный момент, когда гвоздями прибивали его руки и ноги к кресту, он при каждом ударе изрыгал слова брани и проклятий и, таким образом, умер в полном ожесточении и нераскаянности!
Можно ли думать, что этого греха нельзя встречать и в наши дни? – Можно встречать, но, благодарение Богу, не очень часто. Если умирающий и уклоняется иногда от напутствия Святыми Тайнами, то это не потому, что он желает умерен, без покаяния, чаще всего потому, что надеется на выздоровление. Но бывают, к несчастью, и такие случаи, когда грешник и в предсмертные часы остается таким же закоснелым, каким был и ранее. Такому от всего сердца хотелось бы словами Священного Писания сказать: ужели ты не знаешь, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянном у сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:4). Какое безграничное бедствие для человека, если он настолько закоснел в грехах своих, что ни благость, ни гнев Божий – ничто не может подвинуть его к покаянию. Если бы можно было спросить умерших без покаяния грешников, как дошли они до такого печального ожесточения, то они, наверное, сказали бы нам следующее: «Ах, сначала мы дозволяли себе только самые маловажные согрешения, а потом постепенно переходили к более важным. Но мы не спешили приносить покаяние, потому что всякий раз, когда мы хотели приступить к этому таинству, дьявол подсказывал нам: оставь это, еще рано, успеете потом, вы еще не много сделали дурного, а милосердие Бога, не хотящего смерти грешника, беспредельно. Так грешили мы, отлагая покаяние от одного года до другого. Когда же мера зла и грехов была переполнена и мы, в виду приближающейся смерти, хотели принести покаяние, тогда снова явился дьявол и сказал: оставьте это, теперь уже поздно, если прежде не сделали этого. Бог свят и правосуден – теперь ничто уже не поможет, вы осуждены. Так пришли мы в отчаяние и были за это низвергнуты в ад». Уловка или хитрость, которую дьявол употребляет в продолжение тысячелетий в деле растления души человеческих, состоит в том, что он сначала вовлекает в беспечное равнодушие и чрезмерное упование на милость Божию, а потом, к концу жизни, подвергает в отчаяние и таким образом приводит к окончательной погибели.
2. Итак, мы знаем теперь две причины, приводящих человека в состояние нераскаянности, – это отлагательство обращения к Богу и отчаяние. Но есть и другие причины этого ужасного состояния. Укажу хотя бы на некоторые из них.
а) Ближайшая из них есть ложный стыд. Представьте себе особу, которая часто предавалась греху нецеломудрия или воровству. Она стыдится исповедовать этот грех пред духовником своим. Какие отсюда последствия? Целые годы она ходит с этим тяжким грехом. Хотя и является она на исповедь, открывает духовнику все свои менее важные грехи, по об этом, который особенно тяжело лежит на ее совести, всегда умалчивает. Сначала совесть делает ей за это суровый упрек, по стечением времени мало-помалу умолкает и этот обличающий голос, и она продолжает прилагать грех к греху. Вместо того чтобы в Таинстве Покаяния найти себе утешение и подкрепление, она всё глубже и глубже падает в бездну греха, всё реже и реже является на исповедь, на которой ложный стыд закрывает ей уста. Вот постигает ее болезнь и укладывает в постель. Пред ее взором ясно предстает мрачный, отвратительный облик ее души. Она видит умом своим все мерзкие свои поступки и беззакония. Как может питать она надежду на прощение? Ложный стыд повергает ее в отчаяние. Мысль о том, что Бог не может простить ее, преследует ее всюду и неотступно, и дело кончается тем, что она и в час смерти остается такою же, какою была в жизни.
б) Другая причина есть духовная слепота. Многие из людей не имеют понятия о своем душевном состоянии. Они не пользуются никакими средствами для того, чтобы составить себе это понятие. Проповеди слова Божия они не слушают, книг, в которых отражается их душевное состояние, они не читают, Таинство Покаяния, в коем могли бы находить некоторое просветление, избегают. Так как они никогда не сидели ни в тюрьме, ни на скамье подсудимых, не совершали ни убийства, ни крупных краж, ни других тяжких грехов, то думают, что все другие грехи, от которых не свободны и они, ничего не значат. Ложь, клевету, ростовщичество, оскорбление чести, возбуждение чувственных пожеланий дурными помыслами и соблазнительными представлениями, пьянство, неумеренность в пище – всем подобным грехам они не придают значения. Они обманывают себя в представлении своего душевного состояния – думают, что ревностны и добродетельны, на самом же деле холодны и порочны. Состояние – очень опасное. Они – духовные слепцы, ибо измеряют свое достоинство и недостатки такой мерой, которая совсем не соответствует нравственному закону. Какое же отсюда следствие? Довольные собою и своим нравственным состоянием, они не предпринимают никаких мер против духовной слепоты своей и остаются в таком состоянии целые годы и даже до конца своей жизни. А оставаясь до смерти без искреннего, чистосердечного раскаяния, устоят ли они пред судом всевидящего Бога, Который испытует сердца и утробы человеческие?
г) Третья причина – духовная леность и беспечность. Когда человек открывает греху широкий вход в свое сердце, не оказывая ему никакого сопротивления, тогда он мало-помалу свыкается с ним, и в конце концов грех делается ему настолько приятным, что он пугается при мысли о покаянии и исправлении. Не видим ли мы это на тех, которые всю жизнь проводят в пьянстве, воровстве, разврате и других пороках? Грех становится для них второй природой. Они намеренно закрывают свои глаза пред опасностью, которой он угрожает им. Они не делают ни малейшей попытки сбросить с себя эту змею и, откладывая со дня на день, с году на год свое покаяние, приходят наконец к убеждению, что нет уже никакого средства, никакой возможности исправиться. Далее они вступают в период духовного равнодушия и беспечности, стараясь точно утвердить себя в своих ложных основаниях, чтобы успокоиться в ложной уверенности. При этом они так рассуждают: что из того, если я грешник? Не Сам ли Бог обещает прощение всяких грехов? Не есть Он бесконечно милосердное существо? Ужели Он сотворил нас для мучений? Не Он ли хочет всем человекам спастись? Если бы справедливо было то, что говорят священники против отлагательства покаяния до конца жизни, то кто бы тогда был участником блаженства, так как количество отлагающих свое покаяние слишком велико? Эти возражения мы уже разобрали ранее и потому сейчас сделаем только краткую заметку. Дерево падает всегда на ту сторону, на которую оно наклонено, и путешественник, который целый день спускается с горы, не может вечером подняться на вершину этой горы. То же нужно сказать и о грешнике, который отлагал свое покаяние до конца жизни, ибо он постоянно склонялся к греху и постоянно спускался вниз с высоты добродетели. Что же удивительного, если он к вечеру своей жизни очутился в бездне греховной, без надежды на спасение? Вот почему блаженный Иероним преподал окружавшим смертный одр его такое наставление: «Приносите покаяние в свое время и не откладывайте его до конца жизни. Продолжительный опыт научил меня, что из десяти тысяч человек, проводивших жизнь без исповеди, едва ли можно найти и одного, который мог бы с дерзновением надеяться на отпущение грехов своих в последний момент».
д) Последняя причина есть гордость. Гордость есть начало всех грехов и конец каждого из них. Гордец ничего не знает выше себя, ничего не хочет знать и о Боге. Еще менее он хочет знать что-нибудь о Церкви, которую установил Бог на земле для утешения человека. Каким образом он может верить в авторитет Церкви, когда он видит в ней не Божественное учреждение, но общество, организованное под руководством священников для того только, чтобы связывать совесть людей и подчинять их себе. Что же для него святые Таинства? – Только обряд, только средство делать людей мягкими и покорными. Участвовать в них – это ниже его достоинства. И так живет он без спасительных Таинств до смерти; но и с наступлением последней ему хочется доказать силу своего характера, который не нуждается ни в каком духовном пособии. Думаю, что немногие из вас не знают, как далеко в этом отношении заходит нечестии и безбожие, которое употребляет все усилия к тому, чтобы не приглашать к больному священника для напутствия. Отойти в загробную жизнь без Таинства Покаяния – это желание нечестивого человека. Как в течение жизни он проникнут был чувством ненависти к Церкви и ее служителям, таким же остался он и при смерти. Как он жил, так и умирает без покаяния, без мысли о Боге, бессмертии и вечной жизни. Но зато какой ужасный и потрясающий бывает и конец таких людей! При этом невольно вспоминается мне рассказ о смерти одного неверующего ученого. Когда он в страшных страданиях лежал на смертном одре своем, то сказал пришедшему навестить его своему знакомому, тоже неверующему: «Друг, я не могу более оставаться в таком положении. Если оно продолжится еще, то я думаю пригласить священника, чтобы он преподал мне религиозное утешение». Тогда знакомый злобно захохотал и сказал: «Вот это было бы забавно, если бы философ Коллин сделался бы братом милосердия!» Сконфуженный такой насмешкой, больной выбросил из головы мысль о священнике и приказал, чтобы для его развлечения каждый день два раза играл оркестр музыки. Но ни это, ни все философские доводы не могли доставить ему мира и утешения. Он часто ревел, как дикий зверь, и умер наконец, как безбожник Вольтер, в отчаянии и жесточайших муках.
Этим я и заканчиваю свои беседы, назначенные на нынешний Великий пост. Вы знаете теперь, братья, в чем заключаются грехи против Святого Духа и какими страшными последствиями они сопровождаются. Они подвергают нас опасности лишиться вечного спасения. О, потщимся при помощи Божией благодати исторгнуть всякий зародыш таких грехов из сердец наших. Преклоним пред этим престолом свои колена, откроем сердца наши Врачу душ наших, вознесем теплую молитву к Пречистой Его Матери о помощи и поддержке в борьбе нашей, принесем чистосердечное раскаяние в своем безверии и маловерии и сбросим с себя наше тяжелое греховное бремя. Аминь.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1908. В серии «Троицкая народная беседа» № 35. 75 с.