Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 4
И призрел Господь на Авеля и на дар его,
а на Каина и на дар его не призрел.
Каин сильно огорчился, и поникло лице его
(Быт.4:4–5 ).
Зависть, как говорит Иоанн Дамаскин, есть внутренняя туга, сердечная скорбь, какую испытывает человек, когда видит счастье и благополучие другого. Так завидовал блаженству первого человека дьявол. Так скорбел и Каин о том, что Бог оказал жертве Авеля более благоволения, чем его жертве. Так негодовали сыновья Иакова из-за того, что брат их Иосиф пользуется большей любовью отца, чем они. Так завидовали Корей, Дафан и Авирон Аарону из-за того, что он был избран первосвященником, а не они. Таким же чувством исполнены были фарисеи, когда видели чудеса Иисуса Христа и при этом говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим его так, то все уверуют в Него (Ин.11:47–48). Но есть еще особого рода зависть, состоящая в том, что ненавидят ближнего за то, что ему Бог дает более благодати. Это грех против Святого Духа. Рассмотрим: а) сущность этого греха, б) его причины и в) проистекающие из него последствия.
1. Благодарение Богу! На свете немало добрых людей, которые споспешествуют благодати, которые, возрастая в добре, мужественно побеждают зло во всех его разнообразных видах и день ото дня становятся лучше, нравственно выше и угоднее Богу. Когда при виде такого нравственного возрастания своих собратий человек уязвляется в своей совести и побуждает себя сравняться с ним в добродетели, то это чувство нельзя назвать завистью, это скорее чувство ревности, о которой говорит апостол Павел: подражайте, мне, как я Христу (1Кор.4:16). Когда же, напротив, эта ревность, или соревнование перерождается в ненавистную ревность, когда кто-либо скорбит и негодует на то, что его сосед всё более и более делается благочестивым, то такое настроение души указывает уже на испорченность сердца. Такой человек грешит не только против ближнего, но и против Святого Духа. Ибо Дух Святой вправе, конечно, распоряжаться Своими дарами, как Он хочет, вправе одному давать больше, а другому меньше. Такой человек, не желая содействовать умножению благодати, сам не хочет, чтобы это делали и другие. Это – очень тяжкий грех, так как он свидетельствует о злом, крайне испорченном сердце человека. Почему, в самом деле, ненавидят тех, которые ведут добродетельную жизнь? Может быть, они несносны тем, что ворчливы, беспокойны, бранчливы? Не могут жить в мире с другими? Отнимают честь и доброе имя у своих собратий? Не любят и презирают ближних? – Ничуть не бывало. Никому и никакого вреда они не причиняю!. Напротив, они стараются делать одно только добро и делают его, где только можно. Они прилежно молятся, усердно посещают богослужения, с благоговением принимают Святые Тайны; они любят своих ближних и эту любовь выражают не словами только, но и делом. Почему же и за что их ненавидя!? – За их благочестие, которое людям нечестивого мира сего служит спицей в глазу и жгучей искрой для их совести.
Кто не желает ближнему даров Божественной благодати, совершает гораздо больший грех, чем тот, который ненавидит других из зависти к богатству земными благами. Ибо человек, недоброжелательный к ближнему в отношении земных благ, погрешает против ближнего. Но кто ненавидит другого из-за даров благодати, тот совершает грех против Святого Духа. В этом последнем чувстве заключается нечто чисто сатанинское. Священное Писание говорит: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем.2:23–24). Об этом пороке блаженный Августин говорит: «Зависть есть та вредоносная моль, которая истребляет пурпуровую одежду добродетелей, та ржавчина, которая губит сокровище мудрости; та гусеница, которая съедает листья, повреждает земные поля и нивы, потому что яд зависти отравляет и разрушает всё, что имеет своим источником добродетель». Высшая степень этого порока проявляется в скорби и негодовании при благосостоянии и росте Православной Церкви и в радости при ее неуспехах и падении. Этому греху причастны все, кто задерживает ее развитие, попирает ее права и подавляет ее жизнедеятельность.
2. Откуда происходит этот страшный грех? Он проистекает ближайшим образом из суетности человеческого сердца. Блаженный Августин говорит: «Зависть есть дщерь гордости. Гордость не хочет признать того, что всё происходит от Бога. То же нужно сказать и о завистнике. Он не видит собственных благ, коими одарил его Бог; он не ценит и не радуется им, потому что по своей близорукости не замечает их. Но хорошо видит он блага других и не замечает, что им дано не более, чем и ему. Так как он ничего не находит у себя, то проникается завистью к тому, что видит у своего ближнего».
Другой источник есть испорченность сердца. В чистом сердце живет любовь – любовь к Богу и ближним. Когда сердце человека согрето любовью, он радуется, если ближний его благоденствует, и скорбит, когда он терпит несчастье. Но как он может радоваться благополучию и счастью своего ближнего, если нет у него этой любви? Где сердце нечисто, испорчено, там не любовь, а ненависть и злоба. Преподобный Дорофей говорит: «Где обитает любовь, там нет зависти».
Третий источник зависти есть леность и косность воли. Прилежный человек всюду обнаруживает успех. Каждое назначение дает ему случай и повод идти вперед. И так как Бог дает каждому столько даров благодати, сколько нужно для того, чтобы достигнуть вечного блаженства, то всякий, кто не отталкивает от себя эту благодать, всегда идет вперед и по пути добра. Но не то бывает с ленивым. Как в земных делах своих он отстает от других, так не делает ни малейшего шага вперед и в отношении к нравственному усовершенствованию, и именно потому, что он не пользуется данной ему Божественной благодатью. Он слишком любит покой, слишком неподвижен для того, чтобы воспрянуть и взяться за дело наравне с усердным и деятельным. Но вот видит он успехи другого, замечает, как его сосед, далеко превзошедший его, день ото дня становится всё лучше, и это порождает в нем чувство досады и негодования. Далекий от того, чтобы употребить свою энергию, воспользоваться своими силами и последовать его примеру, он предается чувству недоброжелательства, и зависть таким образом более и более овладевает его сердцем.
3. Какие же бывают последствия отсюда? Завистливый человек никогда не бывает покоен душою. Он волнуется и злобствует против себя самого, против ближнего и против Бога.
а) Он досадует на себя самого; он вечно недоволен, вечно брюзглив, нередко теряет свое доброе имя, свое здоровье, невзирая на то, что он от этого ничего не приобретает, кроме досады и внутренней туги. У других грешников есть по крайней мере что-нибудь такое, что имеет хотя кажущуюся цену. Гордец, например, надеется, может быть, прослыть в глазах мира умным, самобытным и богатым; скупец накопляет массу денег и имущества; расточительный получает удовольствие для своей плоти, но завистник – ничего, кроме негодования и скорби. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Зависть – ничем не извинительный порок. Распутник может извинять себя сладострастием, вор – бедностью, убийца – запальчивостью и местью. Ты же, о завистник, что можешь привести в свое оправдание? Ничего, ровно ничего, кроме твоей злости. Этот порок, следовательно, хуже, чем прелюбодеяние». Почему, спросил Бог Каина, ты огорчился? и от чего поникло лице твое? (Быт.4:6). Святитель Василий Великий делает такое примечание к этим словам: «Завистники выдают свой грех выражением лица своего. Взгляд их мрачный и тупой, брови нахмурены, душа полна скорби и печали без смысла и разума». Как некоторые ядовитые растения выдают себя своим противным видом и неприятным запахом, так и завистник выражением лица своего, угрюмыми минами и пасмурной физиономией ясно дает понять, что душа его полна ненависти и злобы. Кто при взгляде на завистника не почувствует отвращения от этого порока?
б) Завистник злобствует также и против ближнего. Он думает, говорит и действует совершено вопреки главной заповеди о любви: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22:39). Человек ничего не желает себе дурного, а только доброго; точно так же и ближнему своему он должен желать только добра. Завистник действует наоборот: он ничего не желает ему доброго, напротив, возмущается, когда ближнему его начинает улыбаться счастье, и радуется, когда тот терпит неудачу. Отсюда зависть приводит его к клевете. Если хвалят его ближнего, то завистник старается набросить на его добрые дела какую-нибудь мрачную тень, и где невозможно указать какой-нибудь действительный недостаток, там он выдумывает его. Если же ближнего порицают, то он спешит присоединиться к этому порицанию. Замалчивая его добрые свойства, он выливает на него всю грязь и все помои, какие только может придумать злоба, и радуется, когда удается зачернить репутацию ближнего. Далее: зависть побуждает его к тайному подстрекательству, причем пускается в ход всевозможная хитрость и уловка, натягиваются все пружины злобы для того, чтобы нанести вред ненавистному человеку и лишить его мира и спокойствия.
в) Завидующий враждует, наконец, и против Самого Бога. Он посягает даже на Его святость и правду. Бог каждому дает благодать Свою – одному ту, а другому эту, но всем в такой мере, что все при помощи ее могут достигать вечного блаженства. Завистнику же кажется, что Бог одних обогащает за счет других, и, таким образом, Бог в его глазах является существом лицеприятным, несправедливым. Он забывает, что Бог имеет право распоряжаться Своими дарами как Ему угодно. Как первые работники в Евангельской притче о виноградниках возроптали на своего господина, говоря: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной (Мф.20:1–16), так и завистники ропщут на Бога, говоря: почему Он так мало наделяет их дарами Своей благодати? Другим Он дает так много, что они живут в роскоши и изобилии, в почете и уважении, а мы, говорят они, во всем, что ни предприняли бы, не имеем ни счастья, ни успеха. Так как завистники смотрят всегда только на то, чем обладают другие, а не на то, что имеют сами, то и не хотят признать благости Отца Небесного, Который и им оказывает также много милостей и благодеяний. Чувство зависти завлекает людей в такую бездну лжи, что они являются противниками Бога, Который настолько благ, что из злого делает доброе, а они настолько злы, что из доброго делают злое, и как у Праведного Бога всякое зло направляется к добру, так у завистника, наоборот, всё доброе направляется к злу.
Отсюда можно представить себе, как велик и тяжек грех зависти. Он делает человека несчастным в здешней и в загробной, вечной жизни. Завистник не годен и для неба: он и там не только не стал бы радоваться и блаженствовать сам, но омрачил бы блаженство и других. В царстве любви живут только любящие. Пусть же каждый, предававшийся этому пороку или усматривающий наклонность к нему, сделает всё возможное для того, чтобы подавить или предотвратить от себя этот страшный, непростительный грех. Аминь.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1908. В серии «Троицкая народная беседа» № 35. 75 с.