Апостолы от 70-ти Карп и Алфей. Православная энциклопедия

Апостолы от 70-ти Карп и Алфей. Православная энциклопедия

КАРП

[греч. Κάρπος] (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.). Во 2-м Послании к Тимофею, написанном ап. Павлом в темнице в Риме (между 64 и 68), он просит его принести фелонь и «книги, особенно кожаные», оставленные в доме К. в Троаде (2 Тим 4. 13). Из этого следует, что К. входил в число учеников или доверенных лиц ап. Павла, к-рый, видимо, останавливался в его доме. Возможно, именно там произошел случай с Евтихом (Gillman. 1992. P. 876), который заснул и выпал из окна 3-го этажа, но чудесным образом не пострадал (Деян 20. 7-12). Т. к. имя Карп упоминается в НЗ только однажды, поэтому большинство комментаторов лишь вскользь упоминают о нем, уделяя основное внимание вслед за древними комментаторами (напр.: Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 10. 1) упомянутым в Послании фелони и книгам (см., напр.: Dibelius, Conzelmann. 1972; Guthrie. 1990; Marshall. 1999; Mounce. 2000; Johnson. 2001; Towner. 2006; Fiore, Harrington. 2007; Twomey. 2009). Историю с оставленным у К. плащом Павла Тертуллиан приводит, чтобы обличить суеверный обычай язычников, которые должны были молиться перед статуями богов, сняв верхние одежды, что, по его мнению, было одним из элементов ненужной для христиан обрядности (Tertull. De orat. 15). Блж. Иероним использует этот стих в качестве предостережения от крайностей аллегорического толкования, указывая, что здесь апостол не подразумевал никаких духовных тайн, а в его словах речь шла об обычных немощах плоти (Hieron. Dial. contr. Pelag. III 4).

Ап. Карп. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Ап. Карп. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Церковная традиция относит К. к числу 70 апостолов. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.) и Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) К. назван епископом Веррии Фракийской (Бероя, ныне Стара-Загора, Болгария) (Vitae prophetarum. 1907. S. 125, 142), в каталоге Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) - ошибочно епископом Берита во Фракии (PG. 10. Col. 957). Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) повторяет информацию о епископстве в Веррии Фракийской (SynCP. Col. 709, 787). Кроме того, в кратком синаксарном Житии говорится, что К. служил ап. Павлу во время его проповеди, разносил его послания, впосл. обратил ко Христу мн. язычников в Троаде и в др. местах, был убит иудеями, которых он обличал и поучал, и от его мощей происходили исцеления (в наст. время их местонахождение неизв.). Согласно Минологию имп. Василия II и ряду Синаксарей, К. скончался мирно (MenolGraec // PG. 117. Col. 476). Из-за разногласия визант. источников противоречия присутствуют и в более поздних памятниках: напр., в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 26 мая говорится, что К. был «с жестокостью убиен иудеями» (ЖСв. Май. С. 722), а под 4 янв.- он «окончил жизнь в мире» (Там же. Янв. Ч. 1. С. 168).

Болландисты, исходя из того что ап. Павел проповедовал не в Веррии Фракийской, а в одноименном городе Веррии в Македонии (Деян 17. 10-14), предполагали, что К. был епископом именно там. Веррийская, Наусская и Камбанийская митрополия почитает К. как одного из своих епископов. Хотя совр. исследователи склоняются к мнению, что этот апостол скорее занимал кафедру в Веррии Фракийской, тем не менее они не исключают, что К. мог быть предшественником или преемником ап. Онисима, еп. Веррии Македонской (Χιονίδης Γ. Χ. ῾Ιστορία τῆς Βέροιας. Βέροια, 1960. Τ. 1. Σ. 171-172; Idem. Σύντομη ἱστορία τοῦ χριστιανισμοῦ στὴν περιοχὴ τῆς Βέροιας. Βέροια, 1961. Σ. 17; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 431).

Свт. Димитрий Ростовский, прп. Никодим Святогорец, архиеп. Димитрий (Самбикин) и нек-рые другие отождествляли К. с Карпом, к-рый просил Христа в молитве наказать 2 грешников (рассказ о нем содержится в составе «Ареопагитик», в 9-м письме, адресованном мон. Демофилу (Areop. Ep. 8), и приводится Нилом Анкирским в послании к еп. Олимпию (Nil. Epist. 2. 190 // PG. 79. Col. 297-300)). В письме Дионисия он назван «священным мужем», а у Нила - «епископом, современником апостолов», однако болландисты и большинство совр. исследователей считают ап. К. и Карпа, жившего на Крите, разными лицами.


В лат. Мартирологах память К. указывается под 13 окт., за исключением «Каталога святых» Петра Наталиса, в к-ром она отмечена под 26 мая (Petr. Natal. CatSS. IX 56).

Иконография

Ап. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Ап. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Одно из наиболее ранних изображений К. сохранилось на миниатюре месяцеслова Евангелия на сент.-авг. 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 310v). Под 27 мая он представлен стоящим в рост. Полуфигурное изображение К. находится в настенном календаре ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) под 26 мая. Святой изображен средовеком, облаченным в розовый хитон с клавом и фиолетовый гиматий; левой рукой, скрытой в складках гиматия, он придерживает свиток, перстами правой полуопущенной руки благословляет; борода и волосы апостола короткие, слегка волнистые, коричневые с легкой проседью, у него высокий лоб с залысинами, как у ап. Павла. В афонской книге образцов кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 115 об.) К. представлен старцем с длинными, откинутыми назад седыми волосами и окладистой седой бородой, закрывающей шею; облачен в голубой хитон и розовый гиматий; правой рукой благословляет.

В эпоху позднего средневековья в иконографии К. стал преобладать облик старца, кроме того, его апостольские одежды и атрибуты сменились облачением епископа. Возможной причиной изменений в изображении облика святого было влияние на него иконографии мч. Карпа Фиатирского (см. ст. Карп, Папила, Агафодор и Агафоника), к-рый изображался старцем. Так, в Строгановском иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. о внешности К. сказано так: «Сед, плешив, брада Власиева пошире (длиной до середины груди, внизу разделенная на пряди.- Ю. У.), на плечах амфор, риза празелень, испод лазорь» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 102), ср. описание внешности мч. Карпа под 13 окт.: «Поп, сед, брада аки Власиева, на конце раздвоилася» (Там же. С. 38). В соответствии с приведенным описанием К. представлен на майской иконе-минее нач. XVII в. (ЦАК МДА), а также на поле пядничной иконы «Ангел-хранитель» сер. XVII в. из ц. Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 281. Кат. 734). Ерминия иером. Дионисия Фурнаграфиота (ок. 1730-1733) также предписывает изображать К. как «старца с раздвоенной бородою» (Ерминия ДФ. С. 157). На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. представлен в рост, в хитоне и гиматии, с широким омофором на плечах, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, на страницы к-рого он указывает перстом правой руки. Волосы короткие, пышные, кудрявые; широкая длинная борода ниже груди (Ермакова, Хромов. 2004. С. 48. Кат. 34.9). На святцах И. К. Любецкого 1730 г. святой изображен в редком для этой эпохи облике средовека, с короткими волосами и бородой до середины груди, облачен в хитон и гиматий (без омофора), левой рукой придерживает закрытый кодекс Евангелия (Там же. Кат. 35.8). В изданном в 1910 г. «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» В. Д. Фартусов рекомендует изображать К. так: «Cед, плешив, борода широкая и длинная, немного выше пояса; типом грек, в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 138).



Наверх