Апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. Православная энциклопедия
НИКАНОР
Ап. Никанор. Фрагмент росписи в мон-ре св. Павла на Афоне. 1552 г.
[Греч. Νικάνωρ; лат. Nicanor] (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов, избранных апостолами для служения за трапезами, чтобы урегулировать «ропот» эллинистов (т. е. христиан из язычников) на евреев (т. е. обращенных из иудеев) за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей (Деян 6. 1-6). Текст кн. Деяния св. апостолов не содержит больше никаких сведений относительно происхождения и дальнейшей судьбы Н. Мн. исследователи полагали, что поскольку только о диаконе Николае сказано, что он был «обращен из язычников» (Деян 6. 5), то, вероятно, Н., как и др. первые диаконы, происходил из обращенных евреев (Левинская. 1999. С. 209; Fitzmyer. 1998. P. 350). Тем более что греч. имена были широко распространены среди евреев того времени (Munck. 1967. P. 57; ср.: Barrett. 1998. P. 314-315). Имя Никанор весьма редко встречается в евр. эпиграфике этого времени, оно присутствует дважды в надписях из Египта (CIJ. Vol. 2. N 1256, 1491), в палестинской эпиграфике представлено только в форме Νεικανορ / (Ilan. 2002. P. 297-298). Возможно, на редкое распространение этого имени среди палестинских евреев повлиял тот факт, что его носил один из военачальников Антиоха Епифана (1 Макк 7. 26). Поэтому ряд исследователей считают, что Н. также мог происходить из прозелитов (см., напр.: Bauckham R. The Book of Acts in Its Palestinian Setting. Grand Rapids (Mich.), 1995. P. 110). Высказывается предположение, что Н., как и др. диаконы, мог возглавлять одну из домашних церквей, состоящих из грекоговорящих христиан (Dunn. 1996. P. 83-84).
Ничего больше о Н. не известно из раннехрист. лит-ры, дальнейшие сведения о нем представлены в поздних визант. источниках, где его судьба тесно связывается с подвигом архидиак. и первомч. Стефана. Н. представлен в большинстве визант. каталогов апостолов от 70. В списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что Н. умер в тот же день, как и его «сослужитель (συνδιάκονος) и первомученик Стефан с двумя тысячами другими уверовавшими во Христа» (Vitae prophetarum. Р. 119); точно такие же сведения содержатся в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского (Ibid. P. 135). Эти же данные, но с упоминанием не 2 тысяч, а 2 др. христиан присутствуют в списке апостолов IX в., приписываемом Епифанию Саламинскому (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 2. P. 477). В пространной редакции визант. хроники X в., ложно атрибутируемой Симеону Логофету, эта информация дополнена сведениями о том, что Н. «в тот же самый день, что и святой первомученик Стефан, был иудеями заклан как агнец вместе с другими двумя тысячами» (Ibid. P. 179).
Н. поминается в Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) как апостол от 70 и один из 7 диаконов под 30 июня, в Соборе св. апостолов, где сказано, что он упокоился в мире (SynCP. Col. 785). Н. поминается вместе с др. первыми диаконами Прохором и Парменом под 28 июля, где в кратком сказании о Н. воспроизведены сведения из каталога апостолов от 70 свт. Епифания Кипрского (Ibid. Col. 851). В некоторых византийских стишных синаксарях XIV-XV вв. память Н. без сказания обозначена под. 28 дек. (Codex Basileens. A. III. 16 - SynCP. Col. 353); под этой же датой встречается в греч. печатной Минее (Венеция, 1592). Вероятно, эта дата была выбрана как следующая после дня памяти первомч. Стефана (27 дек.).
В совр. греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 28 июля памяти Н., апостолов от 70 и диаконов Прохора, Тимона и Пармена посвящено двустишие: «Будучи уловлен, Словом Божиим, Никифор, многих уловив, достиг конца жизни» и также сказано, что Н. и Стефану, «обладающим схожим помышлением, подобало принять кончину в один и тот же день» (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 122-125).
В стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) память Н. включена вместе с диаконами Прохором и Парменом под 28 июля, где говорится о смерти его в один день с первомч. Стефаном, с к-рым они «имели братское мудрование», и отдельно - под 28 дек. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 62-63; Т. 4. С. 108). Под этими датами и установилась память Н. в слав. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226, 395; Т. 3. С. 611; ср.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 272, 333). В «Книге житий святых» свт. Димитрия Ростовского память Н. вместе с апостолами от 70 Прохором, Тимоном, Парменом отмечена только под 28 июля, где после краткого рассказа об избрании диаконов представлены сведения из 2 версий визант. каталогов апостолов от 70. О Н. говорится как о принявшем вместе со Стефаном мученическую кончину, а также добавлено, что в день его гибели «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме» (Деян 8. 1) и «образ его убиения вспоминается в каноне, ибо, как агнец от иудеев, был заклан в жертву ради Христа» (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 426). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, эти сведения о Н. представлены в кратком пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 264). Эта же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 54-55; Июль. С. 642).
Под этими же датами память Н. вместе с памятью др. апостолов от 70: Прохором, Тимоном и Парменом, под 28 июля и отдельно под 28 дек. закрепилась в совр. календаре РПЦ (ПЦК. 2017. С. 177, 300). В богослужебной Минее РПЦ под 22 июля в тропаре канона на утрене 4-й песни приводятся сведения визант. источников: «Честь Божественну наследовал еси, Никаноре блаженне, заколен быв, яко овча, со двема тысящами, на Христа уповающими, воньже скончася день Стефан первостраделец» (Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 252).
В совр. календаре греч. Церквей память Н. установилась под 28 июля (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 31-32). В исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита говорится о подвиге Н. и Стефана: «...подобало, чтобы эти двое блаженных, которых соединила любовь ко Христу, обрели упокоение в тот же самый день» (Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 315).
Память Н. вместе с другими апостолами от 70, как и в визант. традиции, представлена под 22 хротица (28 окт.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.), где говорится о его убиении вместе с первомч. Стефаном и другими тысячами святых, при этом добавлено замечание, что «другие полагают, что он упокоился в мире» (PO. T. 21. Fasc. 6. P. 790).
В зап. традиции св. Адон, архиеп. Вьеннский (860-875), поместил в свой Мартиролог память Н. под 10 янв., полагая, очевидно ошибочно, что он принял мученичество на о-ве Кипр (MartAdon. 1984. P. 56). Эти же сведения представлены в мартирологе, составленном мон. Узуардом († 877) (MartUsuard. 1965. P. 158). Под этой же датой память Н. закрепилась в Римском Мартирологе (MartRom. Comment. P. 14). Вероятно, на основании свидетельств греческих минологиев в современном календаре Римско-католической Церкви пам. Н. вместе с другими 5 первыми диаконами была перенесена на 28 июля (MartRom (Vat.). P. 396).
Иконография
Ап. Никанор. Роспись ц. св. Николая Чудотворца в Печской Патриархии, Сербия. XIV в.
В иконописных подлинниках о Н. говорится преимущественно как о человеке молодом или средовеке. Так, в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии, составленной иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733), об облике Н. в перечне «Семьдесят Святых апостолов и внешний вид их» сказано: «…молод, с бородою едва показавшеюся» (Ерминия ДФ. С. 156. № 10). В происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции нач. XVIII в. описание Н. представлено под 4 янв., в день празднования Собору апостолов от 70: «…един от семи диаконов; подобием рус, брада невелика, аки Иакова Зеведеова, власы просты, мало повились, риза диаконская лазоревая, в руке кадило и фимиамница» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 234). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) образ Н. показан в числе изображений др. апостолов от 70 под 4 янв., 14-м по счету (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. С. 70, 2-я паг.): это средовек с недлинной округлой бородой, облачен в хитон, на плечах лежит омофор, на левом плече поверх омофора накинут гиматий; в левой руке он держит закрытый свиток, правая перед грудью в молении. Акад. В. Д. Фартусов в составленном им и изданном в 1910 г. пособии для иконописцев счел возможным при описании облика святого учесть его диаконское служение и указал изображать Н. не в омофоре, а с орарем: «…типом еврей, молод, около 30 лет, с небольшой, продолговатой бородой и короткими, немного кудреватыми волосами, в хитоне и ораре, как диакон. Можно писать ему хартию с надписью, по житию: От Иудей, аки овча, заклан, пожре Христу» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 131-132).
Ап. Никанор. Икона. 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, Москва)
В монументальной живописи Н. как диакон изображен вместе со св. диак. Стахием, преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским на фреске в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре (1192); в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Печской Патриархии (Сербия (XIV в.)) - единолично, в рост, с кадилом в левой руке и с дарохранительницей в покровенной правой, молодой с небольшой округлой бородой, на голове выстрижена тонзура; на фреске в монастыре св. Павла на Афоне (1552) -обеими руками держит дарохранительницу, молодой, волосы темные, вьющиеся, борода короткая, на голове тонзура. В XIV в. в росписи храмов появляются образы апостолов от 70 как визуальный ответ на полемику о примате Римской кафедры (наиболее ранний пример представлен в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре, 1366). Так, в кафоликоне свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис на Кипре ок. 1400 г. (или между 1442 и 1458) среди изображений апостолов от 70 в сев. части алтарной зоны в диаконнике представлен образ Н.
Одно из редких изображений Н. в связи с отдельным днем его памяти имеется под 28 дек. в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов), минейный цикл к-рой включает образы всех апостолов от 70 (РНБ. O.I.58. Л. 92 об., кон. XV в.): он изображен в рост, преклонных лет, седой, с волосами, разделенными на прямой пробор и убранными назад, с небольшой клиновидной бородой; облачен в голубой хитон и гиматий сиреневого оттенка; правая рука воздета словно в пророческом жесте, в опущенной левой - закрытый свиток.
В иконописи единоличный образ Н.-диакона представлен иконой, написанной мастером Оружейной палаты из окружения иконописца Феодора Зубова в 1685 г. для Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (образ на сев. двери в алтарь Прохоровского придела) - полуфигура юного диакона изображена в молении, в 3/4-ном развороте вправо к благословляющей из небесного сегмента деснице Божией (Брюсова В. Г. Федор Зубов. М., 1985. С. 158).
На иконе «Апостольская проповедь» (1662, ЯМЗ), приписываемой Феодору Евтихиеву Зубову, Н. включен в правую группу апостолов (3-й ряд снизу, читается надпись на нимбе); его изображение есть также на иконе «Апостольские деяния» (1698, частное собрание).