Апостола от 70-ти Кодрата. Православная энциклопедия

Апостола от 70-ти Кодрата. Православная энциклопедия

КОДРАТ

[греч. Κοδρᾶτος] (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский). В списках 70 апостолов (Псевдо-Дорофея Тирского и др.) имя К. не значится. Однако он назван апостолом в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). Существуют 2 синаксарных сказания, имеющих отношение к К. Согласно 1-му, представленному в Синаксаре К-польской ц. под 21 сент., а также в Минологии Василия II, К. проповедовал в г. Магнесия (существовало неск. древних городов с этим названием; здесь, вероятно, речь идет о Магнесии, находившейся в Лидии, ныне Маниса, Турция); он занимал епископскую кафедру во времена правления рим. императоров Деция (249-251) и Валериана (253-260). Узнав, что имп. Деций, гонитель христиан, находится в Кесарии (возможно, имеется в виду Неокесария, ныне Никсар, Турция), К. отправился из Магнесии в Никомидию (ныне Измит), чтобы ободрить находившихся там в заключении братьев по вере и подготовить их к предстоящему мученичеству. В Никомидии он предстал перед судом проконсула. К. отказался поклоняться идолам и его вместе с др. христианами заключили в тюрьму и через некоторое время отправили в Кесарию. Там К. сначала бросили в горящую печь, а после того как он вышел оттуда невредимым, отсекли ему мечом голову.

Мученичество сщмч. Кодрата. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1348-1350 гг.

Мученичество сщмч. Кодрата. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1348-1350 гг.

Данное сказание содержит явный анахронизм. К. назван апостолом, т. е. человеком, несущим проповедь христианства язычникам, тогда как из текста видно, что в этой области уже было распространено христианство: во время гонения в тюрьмах находилось много христиан. Мученичество К. отнесено к III в., что значительно позже деятельности просветителей из числа апостолов от 70. Возможно, в этом случае происходит смешение со сказанием о Кодрате, мч. Никомидийском, пострадавшем при императорах Деции и Валериане (пам. 10 марта): в его Мученичестве тоже говорится о том, что Деций направился в Кесарию для суда над христианами, и о том, что в Никомидии в это время находилось много заключенных христиан.

Согласно др. традиции, представленной в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., К. был мудрым и ученым мужем, проповедовавшим христ. веру сначала в Афинах, затем в Магнесии (возможно, здесь речь идет о г. Магнесия в Фессалии). В Афинах его истязали, в т. ч. подвергли побиванию камнями. Он принял мученическую кончину при имп. Адриане (117-138), что позволяет относить деятельность этого К. ко времени проповеди апостолов. Во 2-м сказании о епископстве К. не упоминается. Именно это сказание приводит в «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец.

Болландисты, поместившие сведения о К. в «Acta Sanctorum», считали, что К. Афинский не мог быть Кодратом, еп. Магнесийским. Вторая традиция представляет собой смешение сказания об ап. К. и апологете по имени Кодрат, о котором известно из «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской (Euseb. Hist. eccl. IV, XXIII).

Дошедшие до нас синаксарные традиции позволяют сделать вывод о существовании епископа Магнесийского по имени Кодрат, вероятно, принявшего мученический венец. Почитание К., еп. Магнесийского, в К-поле на протяжении последующих веков засвидетельствовано в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., где сказано, что память К. совершалась в ц. Св. Софии, там же хранилась и его глава.

В каноне Иосифа (IX в.) К. тоже называется апостолом, говорится также, что его чудотворные мощи находились в Магнесии, и есть фраза о том, что он своей мудростью победил эллинских мудрецов. Последнее сообщение архиеп. Сергий (Спасский) рассматривал как указание на афинское происхождение К. и не разделял К., еп. Магнесийского, и К. Афинского, как предлагали болландисты.


В ВМЧ сказание об ап. К., еп. Магнесийском, пострадавшем при Деции и Валериане, и о его дружине содержится под 21 сент. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 49). К. значится как апостол от 70 в совр. календаре РПЦ.

Иконография

В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика К. приведено в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 21 сент.: «…усечен был мечем… старец с закрученной бородой стоит на коленях, простерши к небу руки; над ним палач держит меч» (Ерминия ДФ. § 22. С. 199). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) память святого приводится также под 21 сент., его предписывается изображать единолично в традиц. для апостолов облачении - в хитоне и гиматии, с омофором - знаком епископского служения: «…рус, плешив, брада руса же, уже Козьмины или Златоустовой (мч. Космы Асийского, бессребреника, или свт. Иоанна Златоуста,- Авт.), на плечах амфор, в руках Евангелие, риза верх дичь, испод лазорь, ризы апостольския» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 32; то же, но с уподоблением облику ап. Иакова Зеведеева см. в: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 156). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) помещает то же, что и в ранних русских подлинниках, описание облика святого под 4 янв.- в день празднования апостолов от 70; из добавлений - указание на свиток с надписью: «Словом Божиим возсия еллином яко свет велий просвети их тьму, низложи жертвы скверныя, сокруши идолы и разори бесовския храмы молитвою» (Фартусов. Руководство. С. 138).

К. изображен в мучении (усекновение главы) на миниатюрах из рукописных Минологиев: Василия II (Vat. gr. 1613. P. 56, 1-я четв. XI в.), на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. F. 1. Fol. 10, 1322-1340 гг.); настенном в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350).

Единолично представлен: на миниатюрах Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253v, 3-я четв. XI в.) и Минология 2-й пол. XI в. (Bodl. Baroc. 230. Fol. 3v) - в рост; в настенных минологиях церквей: Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - по пояс, обеими руками держит свиток, вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (1376-1381) и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) - погрудно; на рус. минейных иконах на сентябрь, напр.: из Иосифова Волоколамского (Волоцкого) мон-ря (1569, ГТГ), нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированых святцах: Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в рост, в хитоне и гиматии, без омофора, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, правой рукой благословляет, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - так же, с закрытым Евангелием в руке, облачен в подризник и фелонь, на плечах омофор, на обеих гравюрах стар, клиновидная борода ниже средней длины.

Образ К. включен в композиции с изображением Собора 70 апостолов. В русской традиции апостольская тема в монументальной живописи встречается со 2-й пол. XVI в. (напр., в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле, 1563-1564), в XVII в. иконография апостольских проповедей и страстей получила особое развитие. Одно из ранних изображений Собора апостолов от 70 представлено в монументальной живописи - в росписи диаконника Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600). В иконописи апостольская тема отражена в целом ряде икон: «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома), «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» (кон. XVII в., собрание К. В. Воронина), «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Федор Рожнов (1700, ГММК) - везде К. изображен в группе апостолов, как правило, в левом углу иконы.



Наверх