Апостол от 70-ти Андроник и святая Иуния (Юния)

ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе ап. от 70). Ап. Павел приветствует А. и Иунию в Послании к Римлянам (16. 7) как своих сородичей и соузников, прославившихся среди апостолов и уверовавших во Христа прежде него (среди экзегетов нет единого мнения о том, является ли греч. ̓Ιουνίαν формой муж. (̓Ιουνίας) или жен. (̓Ιουνία) имени). Кроме этого короткого приветствия, имя А. в НЗ не встречается. Псевдо-Дорофей сообщает, что А. стал епископом Испании, тогда как сщмч. Ипполит Римский пишет, что он стал епископом в Паннонии. Нек-рые авторы уточняют это сообщение и говорят, что А. занимал кафедру Сирмия (совр. Сремска-Митровица); эта версия отражена в «Повести временных лет». В каноне Иосифа сообщается, что А. многих обратил ко Христу, разрушал идольские капища, строил церкви, изгонял злых духов из одержимых и врачевал больных. Скончался мирно. Сведения относительно обретения мощей А. в VI в. в районе Евгениевых ворот в К-поле признаны неверными.
В отдельных рукописях Типикона Великой ц. IX-X вв. память А. зафиксирована под 22 февр. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 237); в Стишном Прологе Христофора Митилинского ХI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 427) и в др. источниках (Ibid. Т. 2. С. 146), в т. ч. в студийских и иерусалимских Типиконах,- под 17 мая.

Гимнография
По Типикону, принятому в РПЦ, так же как и по первопечатному рус. Уставу 1610 г. и по совр. греч. Типиконам, А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников месяцеслова).

Последование А., используемое ныне в Русской и греч. Церквах, зафиксировано уже в Евергетидском Типиконе 1-й пол. ХII в. (Дмитриевский.Описание. Т. 1. С. 455), в слав. рукописных Минеях ХII в., расположенных по Студийскому уставу (ГИМ. Син. № 166. Л. 101об.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 63), и др. источниках. Оно включает стихиры, канон Иосифа 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих: «Αἶνον προσοίσω τῷ σοφῷ ̓Ανδρονίκῳ» - Похвалу принесу мудрому Андронику) и седален 4-го гласа. Мессинский (1131 г.; Arranz. Typicon. Р.152) и иерусалимские Типиконы указывают петь общий отпустительный тропарь апостолам 3-го гласа. Кондак « » 2-го гласа отсутствует в студийских и в используемых ныне греч. Церквами Минеях.

Иконография
А. изображается в апостольских одеждах (хитон, гиматий) единолично или с ап. Иунием в настенных минологиях церквей (за май): св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция) ок. 1320 г.- с ап. Иунием; Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320; Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюрах лицевых минологиев: 1327-1340 гг. (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 40r), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 114об., XV в.) - с ап. Иунием. В ряде поздних памятников А. представлен как епископ, с омофором, одетым поверх хитона и гиматия, обозначающих его апостольский чин, напр. в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713-1714 гг. и 1-й трети XIX в. (ЦАК МДА), на минейной иконе кон. XIX в. (ЦАК МДА). В иконописных подлинниках имеются разночтения в описании облика святого, обусловленные типом изображения А. как апостола или как епископа и отраженные (соответственно «молод», «стар») в возрастной характеристике святого. Так, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об А. говорится: «Молод, не имел бороды» (Ч. 7. № 4), при этом в ряде памятников (напр., в греко-груз. рукописи), где А. представлен в апостольских одеждах, он имеет короткую темную бороду. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) указано: «Сед, брада короче Власиевы [сщмч., еп. Севастийского,- «брада по персям»], ризы санкирь с багром, испод лазорь, на плечах амфор [омофор], в левой руке свиток, правая молебна, персты вверх, и с ним ученик его осмидесят четыре».

Наверх