Агафия Панормская
(† ок. 251), мц. Палермская [Катанская] (пам. 5 февр.). Род. в знатной семье в Палермо или Катании (Сицилия). Претерпела мученичество в Катании, вероятно при имп. Деции. Имя этой святой встречается в древнем Карфагенском календаре (1-я треть VI в.). В лат. версии жития, написанной не ранее VI в., рассказывается, что ее преследовал любовными домогательствами сенатор Квинтиан. Отвергнутый благочестивой девушкой, решившей посвятить себя Христу, он обвинил ее в распутстве и заключил в тюрьму. После различных пыток А. была чудесным образом исцелена явившимся к ней ап. Петром. Спустя нек-рое время умерла в тюрьме. Папа Симмах (498-514) основал ц. св. А. на Аврелиевой дороге; свт. Григорий I Великий (590-604) освятил в ее честь готскую церковь в Риме, основал мон-рь святых Максима и А. в Палермо, поместил часть мощей мученицы в ц. св. Стефана на о-ве Капри. Имп. Василий II и его брат Константин VIII в 976-1028 гг. перенесли ее мощи в К-поль, где уже с IX в. существовала ц. во имя мц. А., упомянутая в панегирике А. Патриарха Мефодия. Однако после захвата К-поля латинянами (1204) мощи были возвращены в Катанию, в честь чего там установлен праздник (18 авг.), А. считается главной покровительницей Катании; тогда же часть мощей (рука) была перенесена в Палермо, где это событие отмечается 17 авг. Установлены различные дни почитания и в др. областях; в окрестностях Этны святую почитают заступницей от извержений этого вулкана. Житие А. было широко известно на Западе в пересказе в «Золотой легенде» Иакова из Варацце.
Пространное житие святой переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое жития св. А. под 5 февр. были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 448).
Гимнография
Канон А. (2-го гласа) сочинен прп. Феофаном Начертанным († 845) и имеет акростих «Благую благими воспоим песньми», вписанный в тропари и богородичны. Этот канон, изначально составленный со 2-й песнью, усеченной в печатных Минеях, содержится в рукописных студийских греч. и слав. Минеях (напр., кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. № 181. Л. 24-30об.; XII в. ГИМ. Син. № 164. Л. 36-41об.). В греч. также помещен вышедший из употребления канон Иосифа († 883) со 2-й песнью и алфавитным акростихом, вписанным в тропари и богородичны. Состав службы в греч. рукописи более распространен по сравнению с текстами печатных Миней. Минея иерусалимского типа (Син. Греч. № 153. Л. 40об.- 50об. 2-я четв. XIV в.) отражает следующую стадию развития службы А., более близкую к совр. практике: под 5 февр. объединяются отдание праздника Сретения, память А. и память св. Вукола (в Син. Греч. № 181, 6 февр.), поэтому гимнография А. сокращается - остаются канон Феофана и 3 стихиры. В целом служба, соединенная со службой попразднства Сретения и выписанная в Минее (Минея (МП). Февр. С. 192-199), употребляемой в богослужебной практике РПЦ, совпадает (стихиры на вечерне, канон) с последованием совр. греч. афинской Минеи (Μηναῖον. Θεβρουάριος. Σ. 54-62). Славник на вечерне в печатных греч. и слав. Минеях атрибутируется Феодору Сикеоту.
В Типиконе Великой ц. (Х в.) и в Стишном Прологе Христофора Митилинского (XI в.) отмечена память А., совершавшаяся в ее мартириуме, расположенном в Триконхе, и служба ей (Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-227) с общим тропарем мученице, сохранившимся и в совр. литургической практике. Студийский устав и служебные Минеи к нему содержат память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 480) и последование (каноны Феофана и Иосифа, седален, стихиры). Мессинский Типикон (1131) предписывает соединение службы святой с попразднством Сретения (Arranz. Typicon. Р. 120), указано на утрене петь тропарь, читать житие А. и совершать поклонение ее мощам; на литургии петь тропари 6-й песни канона А. и кондак. Согласно древним спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 39), по рус. первопечатному Типикону 1610 г., по совр. Типикону РПЦ А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова), а по греч.- со славником на вечерне.
Иконография
Самое раннее известное изображение А.- на мозаике базилики Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., где святая представлена среди мучениц, предстоящих с венцами небесной славы в руках, у трона Богоматери. А. изображена среди 12 святых жен в медальоне на мозаике свода триумфальной арки в кафедральной ц. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553 гг. Известен ряд образов святой, относящихся к VIII в.: облаченная в хитон и накинутый на плечо гиматий, с венцом в покрытой руке, А. вместе с мученицами Екатериной и Евгенией изображена на фреске 763 г. в катакомбах Сан-Дженнаро в Неаполе; на мозаике VIII в. в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме; на миниатюре сакраментария Геласианум (Кон. VIII в. Paris. Lat. 12048. Fol. 17v).
В визант. искусстве А. изображается с крестом в левой руке, правая - в жесте приятия благодати: на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; на фреске Св. Софии Киевской, сер. XI в.; на мозаиках XII в. в Сицилии - в апсиде кафедрального собора в Монреале, ок. 1180-1190 гг., и в Палатинской капелле в Палермо, ок. 1143 г.; на мозаике в Монреале А. окутана в украшенный богатой каймой мафорий, в Палермо она представлена в белом головном уборе и застегнутом спереди плаще. Полуфигурное изображение А. представлено в настенных минологиях ц. св. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г., где имеется также изображение святой в рост; ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. А. дважды изображена в греко-груз. рукописи XV в.: оглавно (в медальоне) и в рост (РНБ. O. I. 58. Л. 58, 99). Изображение святой мученицы имеется в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в.
Мученичество А. представлено: на миниатюре Минология Василия II - у святой, привязанной к столпу, мучители усекают груди, рядом мученица представлена томящейся в темнице (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 373); в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. № 183. Fol. 14r); в настенном минологии в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия во Влахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., сказано, что А. скончалась в темнице (Ч. 3. § 22. Февр. 5).
В поздней рус. традиции иконография святой не претерпевает значительных изменений - А. изображается в хитоне и мафории вместе с др. святыми, напр., на иконе XVI в. «Константин и Елена, мц. Агафия» (собрание А. Попова в Париже); на иконе «Достойно есть» с избранными святыми 1602 г. (ГТГ) - А. представлена на поле; на вологодской минейной иконе на февраль кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XVIII в. (ЦАК МДА) - с крестом в правой руке.
Изображения святой широко распространены в искусстве Зап. Европы.