1 января 1910 года. 1910 г.

1 января 1910 года. 1910 г.

Три года назад в передовой новогодней статье мы, по предположениям и аналогиям с прошлым, наметили последовательный ход событий в церковной жизни нашего отечества. Тогда мы наперед указывали на то, что жар революционных выступлений скоро остынет, политический интерес скоро принизится, и в основе жизни русского народа снова выступят забытые на время вечные начала веры, богоискания и богоугождения. Тогда, говорили мы, пастырству нужно будет стать во всеоружии, чтобы направить пробудившийся религиозный интерес народа в Русло церковной жизни. Иначе явится сектантство и, подобно Толстому в восьмидесятых годах минувшего столетия, пожнет плоды возродившегося религиозного движения и запросов религиозной совести и даст народу горшее зло, чем сама революция.

Мы и сами не ожидали, что слова наши так скоро сбудутся перед нами теперь, после революционных эксцессов, после смрадного потока порнографии, после эпидемий убийств, после всех ужасов, к которым естественно приводили притупление православного чувства и проповедь социализма, – перед нами несомненное оживление религиозных запросов и исканий как внутри Церкви, так равно и вне ее, т. е. в сфере, враждебной и Церкви, и всякой религии вообще. Еще так недавно Москва и Московская епархия, в сущности, не знали сектантства: ныне оно разливается широкой волной и требует и борьбы, и труда, и напряженых всех сил от пастырей. Но все это – только начало болезням... Самый раскол старообрядчества, эта застарелая болезнь нашей церковной жизни, теперь принимает резко, и заметно совершенно новое направление: его руководители – обычного типа «прогрессисты» политической окраски; его апологеты гораздо охотнее вращаются в области различного рода неосторожных и в пылу спора и угара 1905 года высказанных суждений Предсоборного Присутствия, чем в старообрядческих книгах. В качестве личного мнения, которое проверим тоже года через три, если будем живы, позволю себе высказать, что многие раскольники будут разочаровываться в своей «старой вере», но, оставляя ее, будут пополнять не ряды православных и не единоверие, а шундо-баптизм. Как это на первый взгляд ни странно, но факты истории не раз подтверждают возможность и даже необходимость такого явления и резких переходов от одной крайности в другую. Наглядный пример хотя бы в известном Даниле Филипповиче, который, побросав все старопечатные книги в реку, как ненужные, не ушел, однако, в православие, а создал секту хлыстовщины. От крайности внешней обрядовой стороны веры, возведенной в догмат, один шаг до утверждения, что «Церковь не в бревнах, а в ребрах», ибо крайности всегда сходятся.

Сектантство наступает гигантскими шагами. Недавно нам доставлены письма, получаемые православными солдатами, писанные им с родины. Со всех концов России шлют в полк родные и братья то евангелия с подчеркнутыми местами, нужными для сектантов, то брошюры и сектантские катехизисы, то прямо письма и обращения с призывом оставить православие и идти в баптизм. Благовещенск, Омск, Одесса, Киев, Ростов-на-Дону, Поволжье и обе столицы делаются видными центрами сектантства. Ежегодно мы видим здесь многолюдные баптистские съезды. Десятки журналов издаются сектантами. Баптизм обнаруживает совершенно явную тенденцию слить все секты воедино и подготовить реформацию в России. «Евангельский союз» уже действует нескрываемо в этом Направлении; речи Львова в Государственной Думе по вероисповедным вопросам представляют буквальное повторение постановлений сектантских съездов; думских священников зовут откровенно на обсуждение вопроса о реформации, а наши собственные церковные «обновленцы» давно уже уловлены в эту предательскую сеть и уже на пути к протестантству.

В довершение всего, с одной стороны, мы читаем Указ Св. Синода «О мерах для противодействия сектантскому натиску на православную Церковь и православное население», а с другой стороны, по местам даже от деятелей миссии слышим о том, что пока все благополучно, опасности нет, а сектанты-де даже – хорошие и добрые люди... и тому подобные слащавые сантименты...

Между тем, зло разливается, и скоро не будет прихода в центральной России, где бы ни пришлось священнику стать лицом к лицу с новым и неведомым врагом – с сектантством.

При таких-то обстоятельствах необходимо теперь духовенству сплотиться около братских союзов для защиты Церкви. Такова задача Братства Воскресения Христова в Москве, отделы которого следовало бы иметь по возможности при всех приходах. Оно вызвано назревшей нуждой времени. Такова задача и открываемых братств трезвости, уставы коих разосланы по всем приходам. Если Церковь не возьмет дела трезвости в свои руки, оно обратится и уже обращается у сектантов – братцев и баптистов – в оружие борьбы против Церкви. Усиление миссионерской деятельности и подготовки духовенства предусмотрено теперь особыми назначенными для духовенства курсами систематического опровержения сектантства и социализма, предположенными к осуществлению в 1910 году, по постановлению последнего епархиального съезда. Но всего более необходимо, по-нашему глубокому убежденно, положительное учительство в храме и развитие народной религиозно-нравственной литературы. Для последней цели учреждается в Москве особое издательство, основы коего уже выработаны; в текущем году Св. Синодом, может быть, будет утверждено положение об этом издательстве. Вот вопрос – в людях. Они есть, несомненно, но где и как найти работников и как их сплотить? Вот вопрос животрепещущий и трудный. Неужели грозная опасность для Церкви не вызовет к сплоченной деятельности духовенство? Мы верим, что назревает момент такого объединения в братствах, живых и деятельных, которое посреди современного развала общественного, когда потеряны знамена, около которых в прежнее время единилась наша родина, поднимете вечное и единственно достойное великого народа с великим будущим знамя – святую православную веру и Церковь.

Еже буди, буди!

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх