Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, 2016 г.

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, 2016 г.

Сегодня у нас отдание Рождества Богородицы, неделя закончилась, празднование такого большого церковного праздника продолжалось всю седмицу. И сегодня же у нас неделя перед Воздвижением. Предпразднство Воздвижения Господня празднуется в предшествующее празднику воскресенье, а попразднство – в последующее воскресенье после праздника. Для сегодняшнего дня Святая Церковь избирает Евангелие от Иоанна, где Господь говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Говорит о Себе, потому что Он сам сошёл с небес, вочеловечился, стал подобным нам человеком, кроме греха, и после этого вознёсся на небеса.

И дальше вспоминает: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14-15). А это говорится о другом вознесении – о вознесении на Крест. Когда Моисей на своём жезле поднял в пустыне змею, это явилось прообразом восхождения Спасителя на Крест, потому что Моисей это сделал для избавления от тех змей, которые угрожали народу Израилеву. Господь в этом смысле помог. Так же и Христос – Он грех человеческий пригвоздил ко Кресту. Очень часто приходят люди на исповедь, которые мучаются совершённым в прошлом грехом. Они спрашивают, как это можно искупить. Во-первых, есть такие грехи, которые никак не искупишь, а во-вторых, все грехи человеков искупил Христос. Только человек через веру должен усвоить это искупление, вот в чём дело. А самому человеку это и недоступно, и невозможно, и в этом нужды нет. Но чувство необходимости искупления – это на самом деле очень правильно чувство. Но из-за недостатка веры, который не даёт человеку видеть Христа Господня, он не понимает ещё пока, что Христос искупил наши грехи. За грехи людей должен был пострадать сам человек, а Христос, чтобы освободить человека от этого, взял это на себя. Об этом мы все, конечно, слышали.

Дальше Господь говорит: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3, 16-17). Это спасение совершается через веру. И всё то, что произошло тогда, две тысячи лет назад, вера делает для человека видимым. Он начинает видеть, что означает Пришествие Господне, что Христос Своим распятием сделал для него лично, и начинает прислушиваться к словам Господним, начинает по этому слову выправлять свою жизнь, уходит от жизни греховной и переходит к жизни благодатной.

Далее почитаем Евангелие от Матфея, которое относится к нынешнему воскресному дню. Иисус сказал притчу: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти (Мф. 22, 2-3). Очень важная притча. Господь говорил притчами, чтобы людям это было более понятно на примере. Ничего похожего на Царствие Божие на нашей грешной земле нет, поэтому Господь говорил в притчах, чтобы на примере притчи лучше изложить мысль. Самое радостное время, самый радостный момент жизни человека – это свадьба. И вот, Господь избрал именно брачный пир, для того чтоб на его примере попытаться объяснить, что такое Царство Небесное. И в Священном Писании есть указание на это. Например, есть такая книга – Песнь Песней Соломона, где под видом любви юноши и девушки символически описывается любовь Бога к душе человека. Поэтому притча о Царстве Небесном как о брачном пире очень для Священного Писания органична.

И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти (Мф. 22, 3). А кто этот сын его? Хозяин пира – сам Отец небесный, сын его – Господь Иисус Христос. А кто эти званые, которые не пришли? Званые – это все люди, населяющие землю. Если об этом подумать, даже голова закружится. И тогда становится понятной трагедия человечества. Например, здесь нас сейчас человек двести. У нас в Москве несколько сот храмов, и везде примерно такое количество людей. А проживает в Москве по разным подсчётам в данный момент времени до 15-ти миллионов. То есть это больше, чем Греция, целая страна. И вот сегодня, как и вчера, как и воскресенье назад, Отец Небесный устраивает для Сына Своего брачный пир, называется Божественная литургия. Каждого приглашает к этому пиру и каждый человек может вкушать от этой трапезы. А пришло совсем мало народу по сравнению с тем, сколько может вместить храм, а погода тёплая, можно ещё в церковном дворе стоять, там у нас динамики выведены, вполне можно тысяч пять-десять причастить. Спрашивается, где они? А им то, что здесь дают, совсем не нужно. А тот, кто устраивает пир, тот, кто создал нашу вселенную, нашу землю, тот, кто послал в мир Иисуса Христа, чтобы людей спасти (и не только тех, кто жил во времена Христа, но и их детей и более дальних потомков), этим людям совсем не интересен, у них какие-то своих задачи, какие-то волнения, иногда даже очень смешные. Вроде того, что один спит, а у другого рыбалка а третьему вообще неохота. Вот такая интересная ситуация. А кто эти рабы хозяина пира, те люди, которые зовут? Началось это с пророков. Это первые из людей, которых Господь поставил на то, чтобы звать других в Царство Небесное. Потом – апостолы, а когда апостолов уже всех убили, стали епископы и священники народ призывать в Царство Небесное и звать на пир. На обычном пиру можно свининки с колбаской поесть, выпить хорошо, подраться, уже когда запьянеешь, начать считаться, кто больше на свадьбу дал, как раз хороший повод для драки, замечательно. Здесь, конечно, имеется в виду совершенно другой смысл. Бог даёт в пищу людям самого Себя. То есть человек может соединиться с Богом не только через молитву, не только через мысль, а соединиться даже и телом своим. А у человека рыбалка. Или вообще лень даже прочитать о том, что однажды не какие-то идиотские инопланетяне, а сам Господь, Царь вселенной и её Создатель пришёл на землю для того, чтобы научить людей, как вернуться в ту райскую жизнь, о которой человек скучает и которую в Адаме потерял, потому что Адам не послушал предупреждения Господня. Как дети себя ведут? Мама говорит, он игнорирует. Ну, игнорирует какое-то время, потом обварится кипятком. Или папа говорит: «Ты с этими ребятами не дружи, не играй», он не слушается. Ну, не слушаешься – оказываешься потом в тюрьме, потому что с кем поведёшься, от того и наберёшься. Каждый выбирает себе компанию по интересу, по вкусу, по зову сердца. Одному нравится с блатными – посиди в тюрьме, другому нравятся музыканты – он идёт в концертный зал, так что всё человек сам выбирает. Каждый себе выбирает супруга и супругу. Мы только детей не можем выбрать, не можем родителей выбрать. И то, если детей нет, можно выбрать. Хотя уже почти всех сирот разобрали, но из оставшихся можно выбрать, в этом случае есть некое преимущество.

И вот, Господь хочет всем дать Царство.

Пойдём дальше, что Господь говорит? Опять послал других рабов – о, долготерпение Божие! – сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю (Мф. 22, 4-5), кто на рыбалку, а кто просто телевизор смотрит, а посмотрев, думает: «Ну что я два часа времени потерял? Какая ерунда вообще!». Но время безнадёжно потрачено.

Прочие же, схватив рабов, оскорбили и убили их (Мф. 22, 6). Это о ком? Эти о пророках и апостолах, потому что они призывали людей к Царству Божию, а людей это раздражало. Вот представим, родители понимают, что завтра ребёночку рано вставать, ему в школу или, не дай Бог, в детский сад, надо пораньше его уложить спать, иначе он не выспится и будет капризничать, и придётся ему руки заламывать, придётся силком его одевать, ругать его, может, наподдать. Даже мама, у которой нет возможности далеко вперёд заглянуть, но на 12 часов вперёд она может. А он нет, он раздражается: «Я хочу играть! Я это хочу!». Он всё хочет сделать по-своему. И вот эта самость, желание сделать по-своему, это раздражение, когда оно наступает в уже серьёзных жизненных случаях, как это описано в евангельской притче, приводит к тому, что человек готов в раздражении даже убить того, кого Бог послал к нему, чтоб его спасти. Дети очень часто даже всякие грубые слова матери с отцом говорят, они протестуют, потому что каждый человек, даже ребёнок, существо грешное, а каждый грешный человек стремится обязательно к тюрьме, к смерти, к погибели, к болезням. Вот что заставляет десятилетнего мальчика курить? Желание заработать рак гортани, желание совершенно непреодолимое рак лёгких заработать. Хоть говори, хоть нет – всё равно «хочу»; это и невкусно, и противно – всё равно. Потому что то, что дома – не мило. Что такое с человеком? Извращение его природы грехом. То, что полезно, добро – отвергается; то, что гнусно, подло, пошло – принимается всем сердцем. И очень больших трудов стоит родителям показать и сделать для ребёнка привлекательной ту дорогу, на которую указывали пророки, апостолы и сам Христос.

Пойдём дальше. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их (Мф. 22, 7). Это о чём? Это о завершении человеческой истории. Те люди, которые занимаются глобальными проектами, настолько не верят Спасителю, что они считают себя вершителями судеб. Они думают: сейчас мы это сделаем, то сделаем. Конец такой: Господь посылает Ангелов, и всё, что люди выстроили в своих цивилизациях, подлежит огню, всё. Всё исчезнет, все дела человеческие на земле сгорят. Потому что это гордость ума, а в нашей цивилизации нет ничего духовного, кроме зла. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Почему существует этот мир? Потому что существует Церковь и Церковь ещё пока плодоносит, значит это древо, насаждённое Отцом Небесным две тысячи лет назад, живо. В чём состоит это плодоношение? В Церкви рождаются святые. Эти святые привлекают в человечество благодать Святаго Духа, она поселяется в этих людях, а уже они влияют на всех остальных людей. Это очень важное дело. Когда благодать Святаго Духа иссякнет, жизнь, с точки зрения Божества, на земле будет бессмысленна, как бессмысленна какая-то свиноферма, где все свиньи заражены вредоносным для человека вирусом. Ну кому нужна такая свинина, когда ты после одной отбивной отправишься на тот свет? Это, собственно, никому не нужно. И кому нужно человечество, которое всё от детей до стариков исполнено одного только зла? Никому не нужно, конечно. Поэтому это будет завершение истории. Дерево, не приносящее плода, если оно на огороде растёт, аккуратненько спиливают и на дрова, последняя польза. Вот и этот мир готовится на дрова. Кем готовится? Вот такими мальчиками и девочками, которые не хотят, когда им говорят родители, убирать игрушки и ложиться спать, а делать хотят то, что они хотят сейчас, а те, кто им в этом препятствует, их раздражают. Этот мир будет очень раздражительный. Людей, живущих в этом мире, всё будет раздражать. Они будут жить уже в аду, только не в окончательном, но в душе будет уже ад. И когда они в ад настоящий войдут, возникнет некий баланс между адом вокруг и адом внутри. Они даже получат от этого некоторое облегчение.

Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими (Мф. 22, 8-10). А это кто, вот этот сброд? Должен вас, дорогие мои, обрадовать: это мы с вами, которые ничего не знают, ничему не учились, учиться не могут, потому что мозг буквы различает, а смысл слов не улавливает. Максимум, что мы можем – своё мяско принести в храм. А чтобы понять, что такое христианство, а ещё ему следовать – у нас для этого нет ни ума, ни воли, ни воспитания, ни образования, ни навыка. Ничего для этого нет. Мы просто все за всё хорошее против всего плохого, причём в нашем понимании. Иногда это понимание противоположно пониманию самого Отца Небесного, потому что часто то, что мы считаем хорошим, на самом деле жуткая гадость, но мы просто к этому привыкли, потому что самый сильный аргумент в нашей системе доказательств – это «моя бабушка». Вот спрашиваешь у человека: «Зачем ты хочешь креститься?» – «А вот, моя бабушка...». А может, она ведьма была? А может, она была дура? А с какого года твоя бабушка была комсомолкой? Ну и так далее. Но для человека это есть аргумент. А уж Священное Писание освоить – это задача совершенно невозможная. И поэтому мы опять восхищаемся милостью Божией, Господь же нас всех собрал именно таких, и кого где. Если сделать социальный срез, всем раздать анкетки: «Откуда ты родом?», «Сколько тебе лет?», «Где ты жил?», «Чему ты учился?», получится совершенно разношёрстная толпа. Как за две тысячи лет Господь мог увидеть, что будет на закате нашей цивилизации? Прямо какое-то чудо.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду – и не говорит ему: «Слушай, крокодил, ты как сюда попал?», но говорит ему: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22, 11-12). Потому что по древнему еврейскому свадебному обычаю каждый гость получал от устроителей пира одежду определённой формы, фасона, и не в брачной одежде на брачный пир никто не мог прийти, это было как пригласительный билет. А он молчал (Мф. 22, 12) – то есть ему нечего было сказать. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; – то есть с брачного пира, туда, в мир – там будет плач и скрежет зубов». Ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 13-14). Святые отцы так толкуют это таинственное место: брачная одежда и всё, что с ней связано – это есть покаяние. Человек при покаянии совлекается своей обычной одежды, на которой пыль, волосы от домашнего кота, пятна от предыдущей трапезы. И получает одежду новую, чистую. Если человек раскаялся в своих грехах, он становится достойным брачного пира Господня, несмотря на то что его на каких-то перепутьях нашли. Опять же, как велика милость Божия. Но без покаяния это невозможно. Без покаяния нельзя войти в Царство Божие.

Вот чему нас эта притча учит, а научит ли, это зависит от того, возникнет ли у нас желание оказаться во тьме внешней, где плач и скрежет зубов, или остаться навсегда на брачном пиру Сына Человеческого с душой человека, покаявшегося перед Богом.


Наверх