Преображение Господне
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6–19.VII)
1. ПУТЬ К НАШЕМУ ПРЕОБРАЖЕНИЮ
Великое и славное зрелище открывается сегодня на горе Фаворской. Божество является в человечестве, и человечество преображается в Божественную славу. Лицо Христа Спасителя засияло, как солнце, а одежды Его сделались белыми, как снег. Охваченные восторгом при этом зрелище св. Апостолы забыли всё земное и хотели, чтобы оно продолжалось как можно дольше.
В событии преображения Господь наш Иисус Христос яснейшим образом проявил Свое Божество, сокрытое под покровом человеческой плоти, и утвердил св. Апостолов в той истине, что Он есть истинный Учитель, что всё, имеющее скоро случиться с Ним – страдания, крестная смерть – принимается Им по доброй воле, а не по личной необходимости. «Преобразился еси на горе, Христе Боже, – поет св. Церковь, – показавый Учеником Твоим славу Твою, якоже можаху» (видеть), «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние».
Своим явлением на Фаворе в необыкновенном сиянии и свете Господь показал, до какой славы возводит Он в Себе наше человеческое естество – слава Его преображения есть и наша слава в Нём, слава в будущем. Господь как бы так говорил: вот какими вы, Мои верные последователи, некогда будете.
Да, тела всех людей изменятся. Перед кончиной мира и вторым пришествием Господа для всеобщего суда тела всех умерших воскреснут в бессмертии, нетлении и соединятся с душами (1 Кор. 15, 53). Тела части людей получат тогда вид, подобный телу Спасителя во время Его преображения или после воскресения. Такие тела получат эти люди для того, чтобы могли обитать в новом мире – в Царстве Правды (2 Пет. 3, 13).
Дорогие отцы, братья и сёстры! Мы с вами все хотим сподобиться подобной участи, хотим получить тела света для вечной жизни в Царстве Славы. Но для этого одного желания мало; необходимо уже здесь, на земле, твердо стать на путь нашего внутреннего преображения, позаботиться о том, чтобы душа наша засияла светом добра. И св. Церковь напоминает нам сегодня, что каждый верующий человек может так преобразиться и, более того, должен так преобразиться. Это необходимо не только для нашего личного спасения, но и для того, чтобы через нас или благодаря нам спаслись и другие. Назначение наше на земле высокое – мы должны быть светом для других, привлекать и вести их в Царствие Божие примером своей доброй, чистой, святой жизни (Мф. 5, 16). И если мы с вами сегодня говорим о необходимости нашего преображения, то не потому только, что сегодня день Преображения Господня, а и потому, что этого требует от нас Закон Божий, к этому призывает нас наше православное христианское звание.
Прежде всего в славу преображения нужно возвести свой ум. А это можно совершить наполнением его Божественной Истиной. Основное содержание этой Истины заключено в Никео-Цареградском Символе веры, том самом, который мы все вместе поём за каждой Божественной Литургией. Это вера в единого по существу и троичного в Лицах Бога, Творца всего видимого и невидимого, Вседержителя и Промыслителя. Это исповедание Христа Спасители как Господа, Сына Божия, сошедшего на землю ради нас и нашего спасения, утвердившего на земле св. Церковь – нашу духовную врачебницу, пославшего в эту Церковь Духа Святого, Господа животворящего. Это вера в то, что смерть есть временное разлучение души с телом, что наступит день всеобщего воскресения и справедливого воздаяния... Вдумывайтесь во всё это, будьте внимательны ко всему этому после того, как диакон с этого же амвона возгласит: «Двери, двери, премудростию вонмем!» – и ум ваш преобразится.
Необходимо также преобразовать свою волю; преобразовать так, чтобы стать послушным св. Евангелию, с усердием исполнить заповеди Божий. Сердце, холодное к добру и пристрастное к греховным удовольствиям, надо преобразовать так, чтобы в нём неугасаемо горела искренняя любовь к Богу и ближнему. Если мы будем продолжать вникать в себя и смотреть на окружающих, то увидим многое, требующее духовного исправления, преображения. У каждого из нас найдется своя слабость, своя духовная болезнь – это-то и нужно изменить, вылечить. Невоздержный пусть обучает себя воздержанию, раздражительный – кротости, мстительный – незлобию, гордый – смирению, беспечный, думающий об одних земных удовольствиях, пусть подумает о цели своей жизни; нерадивый, далекий от Бога, от Церкви, пусть вспомнит о вечности... Каждый должен искоренить в себе тот порок, который держал его в плену, и посеять ту добродетель, которой он не имел до сих пор. Так изгоняя из себя всё плохое и воспитывая себя во всём добром, мы будем восстанавливать в себе первобытную чистоту, отлагать образ жизни ветхого человека, человека похотей, и обновляться «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22, 24), облекаться во Христа и «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6. 4). «Будьте святы, – говорит Господь, – ибо я свят" (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16). Нам нельзя забывать, что в Царстве Христовом будут иметь место только души, очищенные от греха и украшенные добром.
Св. Церковь указывает и средства, помогающие нам встать на путь духовного изменения и преобразиться.
Первейшим из них она называет молитву. Действительно, без молитвы в самоисправлении сделать что-либо невозможно. Как земля без дождя не принесет плодов, как бы ее ни обрабатывал человек, так и без молитвы мы не можем стать духовно лучшими. И это потому, что силы наши слабы, мы нуждаемся в подкреплении свыше, а молитва и низводит эту небесную помощь. Она привлекает к нам всесильную благодать Божию, очищающую нас, освящающую и утверждающую в добре. Когда мы молимся со всем усердием и вниманием, устремляем горе ум и сердце, мысли и чувства, тогда всё греховное, нечистое теряет в наших глазах цену, мы с ужасом начинаем смотреть на прежние пороки – всё существо наше освящается Божественной благодатью, озаряется небесным светом, преображается. Мы становимся новыми людьми – служителями Христовыми. Для примера можно взять принесенное сегодня к освящению яблоко. Совсем недавно оно было маленьким и кислым, но под влиянием солнца, влаги оно стало приятным. Так и мы под действием усердной молитвы становимся иными – лучшими. Внимательные молитвенники – всегда христиане благочестивые.
Большое влияние оказывает на духовный рост благоговейное чтение христианами священных книг и святоотеческих творений. Взгляните на таких людей – у них и разговоры добрые и жизнь святая, они и рассуждают в духе учения Христа Спасителя и живут по Его заповедям. Читая жития святых, они от примера одного святого усваивают одну добродетель, от другого – другую и так постепенно, порой даже незаметно для себя, нравственно совершенствуются, улучшаются и в конце концов становятся неузнаваемыми.
Нужно ли говорить еще о том, какое огромное значение в духовной жизни имеет св. Причащение? – Позволим себе сейчас только напомнить слова Самого Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в Нём». «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 56, 54). Принимающий св. Тайны светлеет душой, исполняется небесной радости – преображается.
Вот путь восхождения к нашему преображению, к нашей духовной красоте.
Посмотрим же, дорогие отцы, братьи и сёстры, и мы на себя и подумаем: стали ли мы на путь духовного преображения. Те, которые почувствуют, что у них есть начатки чистоты, пусть с Божией помощью совершенствуют их. А те, которые увидят образ души своей неблаголепным, да поспешат, как призывает св. Церковь, изменить себя «изменением добрым», «изменением лучшим», просветиться светом преобразившегося Господа!
Сам же Господь наш Иисус Христос да пошлет нам Свою всесильную благодать, да озарит нас Своим светом и направит стопы наши к деланию Его заповедей!
Аминь.
2. ЖИЗНЬ СО ХРИСТОМ
«Наставник! Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9, 33)
Незадолго до Своих крестных страданий Господь наш Иисус Христос захотел показать ученикам Своим Божественную славу. Для этого Он взял Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор, где стал молиться. Во время молитвы лицо Его засияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как снег. К Нему явились с неба два мужа – пророки Моисей и Илия. Ученикам не было необходимости спрашивать, кто эти люди – сердце подсказало, что с их Божественным Учителем беседуют первейшие из небожителей. Исполненные величайшей радости и неизмеримого счастья от зрения преобразившегося Господа, они не знали, что делать, и лишь желали, чтобы эти великие минуты продлились. Это желание и выразил св. ап. Петр, воскликнув: «Наставник! Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9, 33). То есть, как поясняет эти слова св. Иоанн Златоуст, зачем покидать такое благодатное место и идти в Иерусалим на страдания! «Петр хочет, чтобы Христос здесь остался навсегда», – а вместе с Ним остались бы и они – Его ученики.
Да, в пребывании со Христом – истинное утешение и блаженство, жизнь и спасение – сама сущность христианства.
Быть с Господом нашим Иисусом Христом – значит иметь крепкую и живую веру в Него как Бога, Творца неба и земли, Спасителя и Судию, значит соединиться с Ним любовью так, чтобы, по слову апостольскому, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» не могли отлучить от этой любви (Рим. 8, 39); значит творить Его св. волю, во всём Ему уподобляться, всецело положиться на Него, или, как неоднократно призывает св. Церковь во время Божественной Литургии, предать в Его руки «весь живот наш».
Кто так пребывает в Господе, чья жизнь в Нём, тот всегда истинно счастлив и блажен, в каком бы состоянии ни находился. Мирно и радостно проходят дни его земной жизни. Он с благодарностью принимает дары благости Божией, но и не забывает молиться Богу, просить Бога о том, чтобы земное благополучие не ослабило духовной бодрости. Если же и постигнут его какие-либо бедствия, он будет стараться избавиться от них, но не падет духом, не будет унывать и, тем более, роптать. Он скажет так, как когда-то сказал праведный Иов: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21).
Живущего со Христом не страшит воспоминание прошлого, ибо там нет беззаконий и неправд, нет преступлений развращённого сердца. Настоящее же и будущее окружает его всеми утешениями св. веры – перед его чистым взором открывается целое небо с горними сокровищами, с венцами правды, которые даст «Господь, праведный судия, в день оный» – день всеобщего праведного суда (2 Тим. 4, 8). Чистая совесть перед Богом и людьми веселит его, а всесильная благодать Божия укрепляет в несомненном уповании жизни нескончаемой, жизни с Господом вечной.
Поистине, жизнь со Христом, – где свет и радость, – великое счастье!
Но как стяжать эту жизнь? Каким образом можно приблизиться ко Христу? – Св. Церковь указывает ряд средств.
Прежде всего, это молитва, молитва пламенная, искренняя, чистая, благоговейная, неторопливая. Господь внимает такой молитве и на ее зов является душе. «От всеблагого и великодаровитого Бога, – учит пастырь-праведник Русской Православной Церкви конца прошлого, начала текущего веков, – можно получить молитвой веры все духовные и необходимые вещественные блага, только бы искренне было желание этих благ и горяча молитва. И какие молитвы Церковь влагает нам в уста!» «Святые Божии люди имели просвещенные очеса сердца и этими очами ясно созерцали нужды нашей растленной грехом природы, ясно видели, о чём нам нужно молиться, чего просить, за что благодарить, как славить Господа, и оставили нам превосходнейшие образцы молитв всякого рода. – О как хороши эти молитвы! Мы никогда не чувствуем и не знаем цены их, между тем как прекрасно знаем цену пище и питию, цену модной одежде, хорошо меблированной квартире, цену театрам, музыке, светской литературе, именно цену романам... и увы! драгоценный бисер молитвы попираем ногами своими; и тогда, как всё светское находит просторный приют в сердцах большей части, молитва – увы! – не находит и тесного уголка в них, не вмещается в них. А когда она попросится к нам и взойдет хотя одной ногой, ее тотчас выталкивают как человека, не имеющего одеяния брачного».
Важное средство ко вступлению в общение со Христом – это Божий храм. Тот же пастырь-праведник нашей Святой Церкви говорит так: «Здесь в храме единое на потребу; здесь убежище от суеты и бурь житейских; здесь тихое пристанище душ, ищущих спасения; здесь нетленная пища и питие душ; здесь свет, просвещение всякого человека, грядущего в мир; здесь чистый воздух духовный, здесь источник живой воды, текущий в жизнь вечную; здесь раздаяние даров Духа Святого; здесь очищение душ... Здесь в храме человек узнает истинное благородство души своей, цену жизни и цель ее, назначение свое; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей; здесь познает судьбу свою временную и вечную... Здесь обретается Спаситель... и спасение наше; здесь (христианин – К.С.) познает истинное отношение свое к Богу и ближним... Храм – земное небо, место теснейшего единения с Божеством... Что честнее и почетнее храма? Ничего. В богослужении, как на хартии, изображены в лицах все судьбы человеческого рода, от начала до конца; богослужение – альфа и омега судьбы мира и человеков». Итак, кто любит храм Божий, тот в нём же духом и созерцает Христа, пребывает с Ним на Фаворе.
Присутствие Господне помогает ощутить и слово Божие – чтение и слушание его. Через слово Божие до нас доходит голос Самого Господа, беседующего с нами и научающего нас. И если бы мы с вами старались как можно больше и чаще, каждый день, читать его и вдумываться в прочитанное, то мы брали бы постоянно уроки у Небесного Учителя, что побуждало бы нас делать добро и вело бы нас к блаженной вечной жизни в Господе. "Блаженны, – говорит Спаситель, – слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28).
В самое тесное общение со Христом вступает верующий в таинстве св. Причащения. Здесь он принимает Спасителя в самого себя – Христос вселяется в него. Это даст возможность пережить состояние великого блаженства – не меньше, чем испытали св. Апостолы на Фаворе, ибо там сопребывали с Ним, а здесь теснейшим образом соединяются с Ним. И мы с вами неоднократно встречали светящиеся небесной радостью лица причастников Святых Христовых Тайн. Они как бы преображались и излучали Божественный свет. И в этом явлении для нас всё понятно. Кто вступил в общение со своим Спасителем, вкусил Его бессмертного Источника, тот не может не светиться радостью.
Удостоимся ли и мы, дорогие отцы, братья и сёстры, вечного общения с Господом в Его Небесном Царстве? Сможем ли и мы со временем воскликнуть: «Наставник! Хорошо нам здесь быть?» – Всё это зависит от нас самих. Перед нами открыты два пути – один в Царство Божие, обитель жизни и радости, другой в царство тьмы, владения смерти и мучений. Господь всех нас зовет к Себе. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», – учит Он (Мф. 6, 33). Но никого из нас Господь не лишает свободы, не применяет к нам насилие – каждый из нас по своей доброй воле выбирает и определяет себе путь... И если мы пойдем к нашему Спасителю, полюбим Его всей душой и сердцем, будем соблюдать Его заповеди, то и Он нас возлюбит и Сам явится нам (Ин. 14, 21).
Свет Преображения Господня не ушел с земли. Его надо искать и хранить. И великое счастье для нашедшего и хранящего. Ради этого счастья должно взять на себя иго и бремя Христово (Мф. 11, 30).
Да сподобит же нас Господь пребыть с Ним во всю нашу земную жизнь и да удостоит лицезреть Его присносущный Свет в «невечернем дни» вечного Царства!
Аминь.
3. СИЛА И ДЕЙСТВИЕ МОЛИТВЫ
Важное и великое событие совершается ныне на горе Фаворской, событие, которое привело св. Апостолов в духовный восторг и которое св. Церковь торжественно празднует. В чём оно состоит, мы слышали в только что прочитанном св. Евангелии. Вид Спасителя изменился: лице Его просияло, как солнце, и одежды Его сделались блистающими, белыми, как снег (Мф. 17, 2; Мк.9, 3). Божество явилось в человечестве и человечество явилось в Божественной славе.
Произошло это во время молитвы Христа Спасителя в присутствии трех ближайших учеников – жителей земного мира, и двух великих ветхозаветных пророков – Моисея и Илии – обитателей мира небесного.
Молитва Спасителя была так пламенна, что ее свет разлился божественным сиянием на всё окружающее; была такой сильной, что подвигла и мир земной, и мир небесный. Она просветила плотские очи Апостолов и сделала их способными увидеть божественную славу. Она проникла в жилище горних духов и вызвала оттуда прор. Илию, не вкусившего жала смерти, и прор. Моисея – праведника-боговидца.
Дорогие отцы, братья и сёстры! Созерцание Фаворского света не закрыто и для нас, не преграждено непроходимой стеной, не поглощено бездной. Путь к Нему есть – он в молитве.
Молитва – это возношение нашего ума и мысли к Богу, наша беседа с Ним, излияние наших сердец пред миром горним, жертва нашей души, – посредство, соединяющее землю с небом. У верующего человека она естественна – сама собой возникает и сама собой выливается перед алтарем Божиим, как выливается и чувство любви у ребенка, горячо любящего родителей.
Молитва – это самое спасительное занятие при всех состояниях нашей души, во всех обстоятельствах нашей жизни.
Она преображает грешника в праведника, раба грехов и страстей в свободного сына Божия, человека плотского творит мужем духовным. Вспомните хорошо известную молитву мытаря. Немного сказал он слов, но пламенно, искренне. И что же? – Он вернулся в свой дом оправданным (Лк. 18, 14).
Молитва укрепляет в добре. В нас самих идет постоянная борьба добра со злом. И даже малейшая уступка злу вредна для нашего духовного состояния, может и вовсе нас погубить. И вот молитва дает ту крепость, которая необходима, чтобы устоять перед искушениями, она привлекает содействующую благодать Божию.
Но если человек почему-либо не устоял в добре, пал – молитва вернет ему потерянный рай, мир, очистит и успокоит его совесть, преклонит к нему милость Спасителя.
А вот человека постигло страшное горе. Скорбь как камень навалилась на его сердце. Все старания друзей, близких утешить его нередко не достигают цели. И то, что не могут сделать люди, делает молитва. Она вливает в сердце страждущего отраду, внушает возложить свою печаль на Господа, вселяет в него веру, что всё происходящее совершается по воле Божией и совершается не случайно, а для нашей же пользы, только пока что для нас неизвестной и непонятной.
Или вот, нас стали незаслуженно оскорблять, поносить, лишать доброго имени. Весьма трудно бывает в таком положении. И здесь на помощь придет молитва перед Всеведущим и Правосудным Богом. У того, кто поведает Ему свою обиду, она скоро пройдет, забудется, и вместо нее явится желание помолиться и за своего обидчика. И злоба недруга станет бессильной, постепенно он осознает свою ошибку и, возможно, что даже начнет искать дружбы с тем, кого обижал.
"Молитва, – учит митрополит Московский Платон, – преображает человека печального и скорбящего, и творит его веселым и радостным. Упражненный с Богом человек, от чего бы печаль не случилась, находит средства к разогнанию ее. От греха ли? – Но он беседует с Имеющим власть оставлять грехи, истребляющим беззаконие и отъемлющим нечестие. От гонения ли других? – Но он пред лицом Всемощного Покровителя, Его же рука сильна истреблять все козни лукавого. От скудости ли? – Но он пребывает при Источнике всякого богатства, Ему же отверзающу руку, всяческая исполняются благости. От клеветы ли? – Но он соприсутствует Тому, Который потребляет всякого, глаголющего лжу. Почему и находит он в пристанище тихом, от всякого обуревания удаленном, и... не может чувствовать никаких горестей мира сего».
Вот потому-то великие подвижники благочестия горячо любили молитву и много молились. Они находили в ней лучшую пособницу в восхождении по лествице от земли к небу. Тот целый мир добродетелей, которыми они украшались, был приобретен ими не только своими собственными силами, а и помощью благодати Божией. Благодать же Божия привлекалась этими праведниками именно через усердную и постоянную молитву.
Но если молитва так сильна и действенна, то почему же, спрашивается, не все молитвы бывают услышаны Небом? – Богопросвещенный ответ на этот вопрос дает св. ап. Иаков. "Просите, – говорит он, – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3). Наши молитвы бывают бесплодны или потому, что предмет наших прошений бывает недостаточно чист, или мы просим чего-либо не полезного, вредного для нас же самих, не осознавая этого и не понимая, или, наконец, молитвы наши, – будут ли это славословия, благодарения, покаяния, прошения, – не исходит из глубины нашей души, не возбуждают нашего духа, а лишь скользят где-то по поверхности нашего сознании. Молитва сильна тогда, когда предмет ее достоин премудрости Божией и не противен духовному благу молящегося. Она действенна тогда, когда исполнена крепкой веры в Бога, твердой надежды на Него и глубокой к Нему любви.
Пусть же каждый из нас спросит себя: такая ли у него молитва? Старается ли он полюбить ее более других занятий? Находит ли он в ней свою отраду и пищу для своей бессмертной души?
Будем же, дорогие православные христиане, молиться от всей души молитвой чистой, крепкой и прилежной! Будем молиться о приобретении самой настоящей молитвы – и всё остальное приложится нам! Господь возведет нас на Фавор, или в нас самих откроется Фавор, небо.
Аминь.