Слово после Литургии в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы. 2015 г.

Слово после Литургии в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы. 2015 г.

Ваши Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Уважаемый Владимир Игоревич, префект Северного округа! Уважаемый Виктор Иванович, глава муниципалитета!

Я хотел бы, дорогие отцы, братья и сестры, всех вас сердечно поздравить с очень важным событием для города Москвы — освящением этого храма. Действительно, более 500 лет здесь совершались богослужения, но история храма была очень непростой. Уже отстроенный в камне, во времена Наполеонова нашествия он был осквернен и разграблен. Если взглянуть в еще более дальнюю историю, то можно вспомнить, что именно в этих местах шло сражение русского войска с Лжедмитрием II, и храм, оказавшийся на поле брани, многое претерпел. А в XX веке, как и большинство храмов Москвы, он был закрыт, поруган, осквернен, и, наверное, многие люди, проходившие мимо, и представить себе не могли, что когда-то здесь будет совершено великое освящение, соберется народ, вспомнит дивную историю сего храма и возблагодарит нашего Спасителя за все то, что мы получаем, — и за скорби наши, и за радости, потому что именно из скорбей и радостей составляется человеческая жизнь. От того, как человек проходит через скорби и радости, и зависит его спасение. А для того чтобы этот путь был спасительным, мы должны быть вместе с Богом, должны откликнуться на Его призыв быть вместе с Ним. Этот призыв мы слышим при крещении. Многие из нас крещены в младенчестве и этого момента не помнят. Но его помнят родители, помнят крестные отцы и матери, которые должны передавать крещаемым этот Божественный призыв.

Крещение — это не просто обряд. Это великое Таинство, соединяющее человека с Богом и вводящее его в Церковь, это призвание человека к новой жизни. В этом призвании всегда есть сверхъестественный элемент. В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 5:1-11) в деталях описана история призвания апостола Петра. Господь, проповедуя в Галилее, был тесним народом, и попросил у рыбака по имени Симон лодку, стоявшую недалеко от берега, с тем чтобы взойти в нее и дать возможность народу приблизиться к озеру, занять больше места и слушать Его слова. А перед этим Симон вместе со своими соработниками вернулся после ночного лова рыбы — они ничего не поймали и теперь промывали сети. И вот Симон дал свою лодку Спасителю, тот взошел, проповедовал, а когда закончил, обратился к нему с предложением заплыть на глубину и бросить сети. Это было странно слышать профессиональному рыбаку, человеку, прекрасно знавшему, когда можно поймать рыбу, а когда нет. Поэтому он и сказал Иисусу: «Ничего не получится, всю ночь ловили и не поймали», но все же послушался Спасителя, бросил сеть — и уже не мог ее вытянуть. Тогда он позвал своих товарищей, и они заполнили две лодки рыбой так, что начали тонуть. Наверное, ничто не могло поразить человека, профессионально занимавшегося рыбной ловлей, так, как этот неожиданный улов. Понимая, что здесь нечто большее, чем просто случайность или удача, он, обращаясь к Спасителю, говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Другими словами, «отойди, я не достоин быть рядом с Тобой». Но Господь предлагает Петру последовать за Ним и стать не ловцом рыб, а ловцом человеческим. А дальше происходит то, что вообще трудно представить любому человеку, а не только рыбаку, который живет рыбной ловлей. Петр оставляет все — и лодку, единственное орудие своего труда, и множество рыбы — и идет за Господом.

Вот пример того, что происходит с человеком, когда Его призывает Господь, и в этом призвании всегда есть, как я уже сказал, нечто сверхъестественное. В крещении мы невидимым образом соединяемся со Христом и входим в Церковь. Но иногда призвание наше бывает связано с разного рода жизненными обстоятельствами и событиями, — задумываясь над ними, мы понимаем, что в них явлены некая высшая логика и высшая сила, и, воспринимая это как знак Божий, мы идем навстречу Господу. Очень важно научиться постигать смысл событий, научиться вычленять из всего, что с нами происходит, и логически объяснимое, и непонятное. Часто, отмахиваясь от непонятных событий в нашей жизни, мы говорим без всякого смысла: «мне повезло» или «это случайность», но никто не знает, что это означает. Так вот, не нужно оставлять без внимания события, выпадающие из логики жизни и не поддающиеся объяснению. Нередко через такого рода события Господь обращается к нам, как к Петру на Тивериадском озере. И если мы откликаемся на этот призыв, мы должны помнить, что наш ответ всегда сопряжен с некой жертвой. Мы должны Богу показать, что, принимая Его призыв, мы готовы чем-то пожертвовать в своей жизни, как Петр — лодкой, уловом, да и вообще спокойной жизнью на берегу этого живописного озера, где он жил со своей семьей. Петр в одночасье меняет весь ход своей жизни — это был радикальный перелом, радикальный отказ от привычной и достаточно благополучной жизни. От нас Господь чаще всего не требует такого радикального отказа и пересмотра всей жизни, но мы должны пожертвовать частью своего времени, своего внимания, своих мыслей, с тем чтобы Он вошел в нашу жизнь.

В современных условиях присутствие Бога в человеческой жизни иногда сводится к воскресному посещению храма, а в промежутках мы живем так, будто никогда и не были призваны Богом. А некоторые и по воскресеньям в храм не ходят — кто-то один-два раза в год, кто-то только по особым случаям, тем не менее сознавая себя православными верующими. Посещение храма и домашняя молитва — это и есть тот самый минимум, который мы можем, абсолютно не нарушая своей жизни, своего покоя, своих обязательств по работе или учебе, пожертвовать Господу. Если мы начнем с каждодневной молитвы утром и вечером, с посещения храма хотя бы раз в неделю, то очень скоро почувствуем потребность расширить для Бога пространство своей жизни. И для того чтобы это пространство становилось все шире и шире, чтобы Бог входил в нашу жизнь, укрепляя наш разум, волю, чувства, помогая в наших повседневных трудах, мы должны сделать первый шаг навстречу Господу, подобно тому, как этот шаг сделал апостол Петр. А ведь для того мы и строим храмы, чтобы в них могли приходить люди, чтобы они чувствовали Божие присутствие, чтобы они могли особым образом возносить молитвы Господу и получать по своим молитвам. И дай Бог, чтобы и в освященном сегодня храме в честь бессребреников Космы и Дамиана, врачей римских, которые бесплатно лечили людей и подверглись мучениям от язычников, не отказавшись от Спасителя, — также всегда теплилась молитва, чтобы сюда приходило все больше и больше людей и чтобы в этих стенах они обретали радость встречи с Господом.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4243013.html

Наверх