Проповедь на неделю 6-ю по Пасхе, об исцелении слепорожденного. 9 июня 2013 г.

Проповедь на неделю 6-ю по Пасхе, об исцелении слепорожденного. 9 июня 2013 г.

Господь, «проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 1-2). Разум человека умеет устанавливать причинно-следственные связи. Но не сразу. Так, очень часто родители, чтобы оградить детей об опасности, их предупреждают. Допустим: «Не дружи с этим мальчиком, потому что будет то-то и то-то». А сынок не понимает. У него ещё такого опыта нет, поэтому он думает, раз ему весело, интересно, то вполне можно общаться. А родители, которые имеют опыт жизни, видят несколько дальше и понимают, что вот это общение может привести к тюрьме. Но дети, к сожалению, не всегда способны слушаться, потому что вообще послушание – это очень серьёзная добродетель. И из-за этого каждый человек, который родился в мир, стремится пройти своим путём. Ему кажется, что он сам знает. А когда ему указывают на возможные опасности, он говорит: «Вот, вы меня достали, шагу не даёте ступить, я уже взрослый!» А они не то что хотят его мучить, а просто хотят его предостеречь исключительно по любви, привязанности к нему, не хотят ему зла. Но все конфликты между родителями и детьми происходят от детской гордости и неспособности установить причинно-следственную связь.

Но апостолы были уже взрослыми людьми, поэтому видят, раз слепой от рождения, не может же это быть просто так. Уж слишком большое несчастье. Это не просто бежал, споткнулся, коленку разбил. И первое, что приходит в голову: может, он чем согрешил или родители его. Ну так бывает. Если родители – пьяницы, то ребёнок бывает умственно отсталым. Бывает? Бывает. Кто согрешил? Родители. Или какие-то недостатки в воспитании. Папа не занимается детьми, и потом возникают всякие аномалии в поведении. Но Иисус отвечал…

(В храме усиливается плач ребёнка – прим. ред.)

Он так покричал – не помогает. Решил звук прибавить.

«Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Вот это очень важная вещь, потому что на самом деле это относится к любому человеку, который испытывает какую-то трудность в своей жизни. В данном случае – болезнь, слепота. Или, например, вот в этом случае, когда ребёнок орёт. Он орёт для того, чтобы на нём явились дела Божии. Какие? Господь ждёт, что некто из прихожан, отделившись от толпы жаждущих что-то послушать, подойдёт и скажет: «Милая мамочка, не угодно ли Вам, пока ребёночек кричит, пойти и с ним погулять? Вы же всё равно ничего не слышите, но ещё и Ваш ребёночек мешает всем окружающим, которые пришли не для того, чтобы слушать крик младенца, потому что они это и дома имеют в избытке, а для того, чтобы поучаствовать в службе и для того, чтобы послушать, что им нынче расскажут». А она: «Хорошо». И пошла. Когда у мамочки кричит ребёнок, у неё ум отключается. Там какой-то есть тумблер такой, когда количество децибелов превышает возможности восприятия, ум сразу – оп! – и отключился. И она стоит уже в таком забытьи. Но, как мы видим, всё тщетно. Дела Божии не совершились. А может, мамочка сообразила, очнулась, знаете, как в Писании сказано: «пришла в себя» – тоже благо.

И вот, здесь. Слепой человек. Для чего он нужен? И зачем слепота эта оказалась нужна этому человеку? Он увидел благодаря своей слепоте самое главное: он увидел Христа. Когда он прозрел, первое, что он увидел своими новыми глазами – это Христа Господня. Вот оно, дело Божие. Произошла встреча. С высшей, с Небесной точки зрения, произошло самое главное событие его жизни. Это событие увековечено не где-то там, в бронзе, в камне, не в каких-то книгах почётных посетителей, а в Священном Писании. Сегодня во всех храмах, которые придерживаются юлианского календаря, это Евангелие прочитано. В других было прочитано двумя неделями ранее – это не так важно. И везде рассказывается об этом слепом от рождения человеке, который тоже, наверно, не понимал, почему он не такой, как другие.

Я знаю одного мальчика (он уже сейчас взрослый юноша). Он жил в детском доме, и он очень отличался от других, потому что у него папа был негр. И его настолько приводило в недоумение, что он другой, что он даже брал гвоздь и пытался соскоблить тёмную кожу. Он думал, может быть, там за ней есть белая кожа. Он от этого очень страдал, хотя его никто не дразнил, относились к нему очень хорошо. Сейчас он вообще красавец, выше меня ростом – загляденье. И уже всё понял, приспособился, привык к этому. Но он испытывал очень большие трудности всё детство. Потому что он один. У нас не так-то много темнокожих людей, а просто их единицы. «Везде белые, а я чёрный. Что такое?» И ему было страшно тяжело. Я помню, меня это поразило, что он хотел счистить эту кожу, он пытался это сделать. Согласен был терпеть эту боль, но быть как все. Для детей это очень важно. Вообще, в детях всякие наши человеческие инстинкты очень легко проявляются. В частности, стадное чувство – быть как все. Это для детей очень важно. Это не очень правильно, но, к сожалению, это существует. И можно себе представить, что думал этот слепой человек. Он родился, все говорят: «вижу», «красный», «синий», «жёлтый», «зелёный», а он не знает, чем это отличается одно от другого. Он чувствовал свою ущербность и, понятное дело, невозможно подумать, что он от этого не страдал. Но это страдание, всякая такая видимая несправедливость одних людей озлобляет, а других приводит на вершину смирения. Вот Иоаким и Анна смирились и родили миру Пречистую Деву, будущую Богородицу. Богородица сказала Ангелу: «се, раба Господня» (Лк. 1, 38), стала Матерью Бога. Тоже много пришлось Ей в жизни пострадать. Не всякая мать выдержит, когда на её глазах совершенно зверским способом убивают сына, и не просто сынка какого-нибудь, выпивоху, наркомана, а лучшего из сыновей, которые когда-либо ходили по земле. Вот так это представить – совершенно невозможная вещь. Но благодаря Её смирению, она смогла это выдержать. Потому что только смирение может позволить человеку выдержать это испытание.

Вот и этого слепого Господь выбрал неслучайно. Мало ли в Израиле слепых… Тысячи было. Потому что медицины никакой, и, конечно, слепому, да ещё от рождения, ожидать исцеления, какие-то испытывать надежды совершенно бесполезно. И вот Христос увидел, что из тысяч слепых есть один, который не проклинает весь мир, который не проклинает день, когда он родился, которые не озлоблен, а который кротко, в спокойствии смиренного духа переживает эту жизнь и довольствуется тем, что даёт ему Господь. И Он к нему подошёл. И совершил дела Божии: «…плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим» (Ин. 9, 6-7). Чудо.

И какая реакция людей вокруг? «Тут соседи и видевшие прежде, что он слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него» (Ин. 9, 8-9). Это тоже неудивительно, что они сразу его не узнали, потому что глаза сразу изменяют и мимику человека, и весь облик. Недаром говорят: зеркало души. На этом слепом лице вдруг душа затрепетала. Конечно, это производит совсем другое впечатление. «Он же говорил: это я. Тогда спрашивали его: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “пойди в купальню Силоам и умойся”. Я пошёл, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям» (Ин. 9, 9-13). Почему? Ну, самые грамотные люди. Каково их мнение, что скажут. «А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи» (Ин. 9, 14). Почему они повели его к фарисеям? А потому что большинство людей на самые простые вопросы не знают ответа. Почему? А потому что живут в полной темноте. Ум совершенно не просвещён, даже не может понять какие-то чудесные явления, совершенно очевидные. Вот был слепой, подошёл Человек Иисус, исцелил его, теперь он зрячий. Как всё просто! Нет, им нужны какие-то дополнительные объяснения. Своего ума не хватает. «Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин. 9, 15-16). Ты хранишь? Молодец. Вот ещё один слепой. Сделай так, чтобы он прозрел. Ты хранишь? Молодец. А от твоего хранения какой толк? А Этот в субботу сделал брение. Ты в субботу завтракал? Завтракал. А это же тоже труд. Даже если ты ложку не использовал, а перевернул на себя тарелку с супом, и выпил, всё равно труд: ты же глотал. Если есть можно, то почему нельзя помочь человеку и сделать его из слепого зрячим? Перед каким богом это является грехом давать людям зрение? Только перед дьяволом, который желает мучить людей. Может, граждане фарисеи, ваш бог – дьявол? А зачем же вы тогда называетесь детьми Авраамовыми? Авраам не так поступал с путниками, например. Он кормил всех странников, очень был гостеприимный человек. А это же всегда в убыток. Так что очень главное в своей жизни фарисеи упустили. И вот, им показалось, что Он нарушает субботу, и поэтому Он не от Бога, то есть по формальному признаку. «Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет» (Ин.9, 16-21). Боялись общественного мнения. Боялись фарисеев. Стрелки перевели на сына, вместо того чтобы его защитить, встать на его защиту. Обыкновенная человеческая подлость и предательство родителей по отношению к своим детям.

Очень часто ребёнок что-то делает не так, мать стесняется того, что он так себя ведёт и начинает намеренно его наказывать при всех. Она это делает отнюдь не ради своего дитяти, а ради окружающей публики. Но на самом деле ребёнок-то это всё понимает. У всех детей обострённое чувство справедливости. Но, к сожалению, так бывает, и этот случай как раз это замечательно демонстрирует.

«Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги…» ( то есть делать изгоем иудейского общества) «…Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах, самого спросите. Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9, 22-25). Вот уже и он под давлением начинает уже отрекаться от Того, Кто дал ему такой дар.

Поблагодарить не хватает мужества. Не хватает мужества исповедовать Христа. И очень многим христианам в мире не хватает мужества исповедовать Христа под напором того, что именуют обществом, потому что общество грех часто называет добродетелью и заставляет всех остальных это подтвердить. И чтобы не терять в обществе каких-то преимуществ, преференций, люди отказываются признать во Христе Бога, и идут вслед за обществом, чтобы не быть отлучённым от синагоги. Вот, две тысячи лет назад, а те же самые коллизии у людей по отношению к обществу, как и сейчас. «Снова спросили его…» (уже в третий раз) «… что Он сделала с тобою? Как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (вот он переходит в наступление) «…Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики; мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин. 9, 26-30). А им-то Моисей ничего не отверз. Моисей жил полторы тысячи лет назад до них. Они то, что творил Моисей, принимают на веру. Здесь тоже есть возможность принять на веру то, что Иисус Христос есть истинный Мессия, но они этого сделать никак не могут. «…Мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает; От века не слышно, чтобы кто отверз очи слепорождённому; Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9, 31-34) Вот такой аргумент всегда используют люди, у которых аргументов нет. То, что говорит другая сторона, объявляют бредом, и выставляют внешний авторитет: «Что ты мне говоришь, я такой-то такой-то, а ты…» Когда аргументов нет, приходится прибегать к внешним авторитетам. «И выгнали его вон» (Ин. 9, 34), то есть расписались в полном бессилии. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9, 35-37). Простой человек, который не имел образования, всю жизнь был слепым и больным, вряд ли он фарисеев, учёных, начитанных в Священном Писании превосходил образованием, интеллигентностью, умом, начитанностью. Нет, конечно. И он из этих диалогов прекрасно понял их неправоту. А они сами так это и не почувствовали. А в чём причина? А причина в гордости. А почему он понял? В чём причина? Причина в смирении, из-за которого Господь к нему и подошёл. Потому что смирение очищает ум, а гордость отупляет. Вот это замечательный пример.

Поэтому если мы хотим прозреть и увидеть в своей жизни Христа и остаться с Ним вовеки, то надо нам смиряться. Истинное прозрение содержится только в том, чтобы достичь смирения, потому что только смирение просвещает ум.

Наверх