О женах-мироносицах 20.05.1945 г.

Ныне Святая Церковь поминает и прославляет святых жен-мироносиц, первых свидетельниц Воскресения Христова. Благоволил Господь именно им первым увидеть Себя воскресшим из мертвых. Кто были эти святые жены? Почему называются они мироносицами?

Это были женщины, которые всем сердцем возлюбили Господа Иисуса Христа, которые служили Ему своими женскими заботами во всех телесных нуждах Его, которые вместе с апостолами поучались, слушая Его святые речи, которых даже можно до некоторой степени назвать женщинами-апостолами.

Одну из них, и самую пламенную, Марию Магдалину, даже называют равноапостольной. Когда читаем мы, что Господь Иисус Христос явился прежде всего женам-мироносицам, то возникает у нас тревожный вопрос: почему же Он не явился прежде всего Пречистой Своей Матери? В Евангелии мы не находим никакого упоминания о том, что Господь явился Ей.

Святитель Ростовский, митрополит Димитрий, говорил, что Пресвятая Богородица была в числе тех жен-мироносиц, которым явился Господь, ибо в Евангелии от Марка сказано, что пришла ко гробу Господню Мария Магдалина и другая Мария; и святитель Димитрий Ростовский говорит, что эта другая Мария была именно Пресвятая Богородица.

Можем ли мы принять всецело такое толкование великого святителя? Нет, несмотря на глубочайшую нашу любовь и уважение к нему, потому что слышали вы во вчерашнем Евангельском чтении на всенощном бдении слова святого апостола Марка о том, что Господь воскресший первой явился Марии Магдалине. Если так говорит святой апостол, то, значит, так и было, значит, первой явился Господь Иисус Христос именно Марии Магдалине.

Почему же явился Господь первым женам-мироносицам, а не Своей Пречистой Матери? Почему не явился Он сначала Своим святым апостолам?

Потому, что Господь знал сердце женское. Он знал, что оно чрезвычайно чутко и полно любви, постигнет все великое, все таинственное, все святое гораздо легче и проще, чем постигают это мужские, более грубые сердца, ибо мужчинам свойственно все принимать с рассуждением, верить прежде всего тому, в чем удостоверяет их собственный ум.

А у женщин не так. Они не так долго рассуждают, как мужчины. Они всю правду, всю истину охватывают быстро и легко своим чистым сердцем. Ибо есть двоякого рода познание — познание умом и познание сердцем, то познание сердцем, которое философы называют интуитивным познанием. Сердцем познается самое главное — то, чего не может познать ум. Сердце есть орган нашего высшего познания, нашего общения с Богом, со всем потусторонним миром. Женское сердце в гораздо большей степени, чем мужское, обладает этой способностью интуитивного познания, познания непосредственного, без долгих рассуждений. В этом великое преимущество женщин перед мужчинами.

Именно потому церкви наши полны теперь прежде всего женщинами. Женщины сердцем своим легче обращаются к Господу Иисусу Христу, легче воспринимают и познают все святое. Слава женщинам!

Ныне великий христианский женский день, день, когда в лице святых жен-мироносиц прославляется и превозносится женское сердце. Есть женский день 8 марта. Но нынешний женский день, христианский, неизмеримо выше. Почему же он выше? Потому, что мы празднуем самое святое из всех человеческих прав, которое получили женщины от Самого Господа нашего Иисуса Христа.

Ныне празднуем мы святое право всех женщин на достижение самого высокого человеческого достоинства, неизмеримо более высокого, чем всякое достоинство политическое и гражданское, — право на святость, право на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом, право на то, чтобы быть превознесенными выше всего. Ибо скажите, кто выше, чем святые мученицы и великомученицы, чем равноапостольная Мария Магдалина или равноапостольная Нина, просветительница Грузии? Кто выше, чем сонм преподобных жен?

Это цвет человечества, это верх достоинства человеческого. И это достоинство получили женщины ныне в лице жен-мироносиц.

Вернемся теперь к тому вопросу, который поставили мы в начале, — почему же Господь Иисус не явился прежде всего, как желали бы сердца наши, Своей Пречистой Матери?

Мы дадим иное объяснение, чем то, которое дал великий святитель Ростовский Димитрий. Мы скажем: потому не являлся Господь Иисус Христос Своей Пречистой Матери, что все Его явления по воскресении имели одну совершенно определенную цель: уверить мироносиц, уверить апостолов, а через них и весь христианский мир, в истинности Своего воскресения.

Но подумаем, разве была надобность Христу уверять в истинности Своего воскресения Пречистую Матерь Свою? Конечно, нет, потому что Пресвятая Богородица была неизмеримо ближе к Своему Божественному Сыну, чем жены-мироносицы и апостолы.

Вы слышали в Евангельском чтении, что Пресвятая Дева Мария уже после Рождества Христова, слыша дивные слова о Нем от Ангелов, видя поклонение волхвов, слыша потом необыкновенные слова, которые изрекал Отрок Иисус в храме Иерусалимском среди книжников и фарисеев, слагала все это в сердце Своем. В ее святом сердце так глубоко запечатлевались все слова Христовы, свидетельствовавшие о Его Божественности, Его предназначении от века, что она, конечно, никогда не сомневалась в Его Воскресении, она воспринимала все слова Христовы с полной верой, с полным убеждением в истинности их.

И если сказано о святых апостолах, что они не понимали, когда Господь Иисус Христос говорил им о том, что Он будет предан в руки грешников, что будут бить Его, и заушать, и распнут на кресте, что не вмещалось это в сердца их, то, конечно, это вмещалось в безмерно глубокое сердце Пресвятой Богородицы. Она полностью восприняла эти слова, Она знала, что увидит Сына Своего мучающимся неописуемыми муками на Кресте Голгофском.

Но пред ее умственным взором всегда стояла и блистающая небесным светом картина Воскресения Христова. Она знала, что будет так, как сказал Христос; Она знала, что Он не только будет распят, но и воскреснет на третий день. Зачем же было Ее в этом убеждать, когда Она в этом никогда не сомневалась?

А все явления Христа, повторяю, имели целью удостоверить людей в истинности Его воскресения. Вот почему, как полагаем мы, Господь Иисус Христос не явился первой Пресвятой Матери Своей.

В Евангелиях, как свидетельствуют сами евангелисты, не записано очень многое из того, что сотворил Христос и чему учил Он. Если в Евангелиях нигде не находим мы записи о том, что Господь являлся по воскресении Своем Пресвятой Богородице, то это не значит, что этого не было. Несомненно, что в Своей всеобъемлющей сыновней любви являлся Он Ей и имел самое глубокое общение с Ней по воскресении Своем. В этом не может сомневаться ни одно христианское сердце. И потому да не смущается никто тем, что Господь Иисус Христос первым явился Марии Магдалине и вслед за ней другим женам-мироносицам, а потом святым апостолам.

Вот что празднуем мы ныне, вот чему научают нас песнопения великого дня о женах-мироносицах.

Вы знаете, что всех святых, всех Своих ближайших учеников Господь поставил для нас примером и образцом. Святым апостолам подражает весь христианский мир. Святым женам-мироносицам должен подражать весь женский христианский мир. Он должен идти по тому же пути, по которому шли святые жены-мироносицы, — по пути самой горячей преданности, самой беззаветной любви к Господу нашему Иисусу Христу.

Все женщины, ныне живущие, должны брать пример со святых жен-мироносиц, которые Господу служили всем, чем могли, — заботой о Нем и трудами своими, горячей любовью своей.

Нет теперь с нами Господа Иисуса Христа. Он со Отцем Своим на Престоле Славы. Не можете вы непосредственно приносить Ему свои заботы, свои труды, как приносили Ему их святые жены-мироносицы.

Но разве вы не слышали, что говорил Господь Иисус Христос о нищих, о бедных, о всех страждущих? Разве не знаете вы, что Господь в лице каждого бедняка стоит перед вами, ожидая ваших забот? Ибо живет Он перед вами в лице всякого несчастного, всякого нищего.

В Своей речи о Страшном Суде Он осудил людей безжалостных за то, что не накормили Его, когда Он был голоден, не одели его, когда был нагим, не посетили Его, когда был болен и в темнице. И когда с удивлением спросили Его грешники: "Господи! когда же видели мы Тебя голодным, или нагим, или больным, или в темницеи не послужили Тебе", — Он ответил им: вы не сделали этого одному из младших братьев Моих, а потому не сделали этого Мне.

Если так, то, значит, и ныне перед каждым женским сердцем, желающим излить любовь свою на Христа, открыта полная возможность для этого. Всякая из вас может свою любовь, свои заботы излить на меньших братьев Христа. Это будет тем же служением Христу, какое несли святые жены-мироносицы. Они несли алавастровые сосуды с миром, они несли ароматы для того, чтобы помазать тело умершего Господа Иисуса Христа. Потому и называются они мироносицами. А вам надлежит принести Господу Иисусу Христу золотые кадильницы, наполненные фимиамом вашего милосердия к бедным, вашей любовью, вашим состраданием.

Вам надлежит идти за Христом, прижимая к своей женской груди эти золотые кадильницы, как прижимали жены-мироносицы алавастровые сосуды, идя ко гробу Христову.

Идите же святым женским путем ко Христу, идите за святыми женами-мироносицами — и дойдете туда, где радуются они радостью вечной и бесконечной.

Источник: http://svtihon.ru/o-zhenah-mironosicah

Наверх