Самое большое благо, самое большое утешение в этой жизни – Таинство Святой Евхаристии. 2013 г.

Самое большое благо, самое большое утешение в этой жизни – Таинство Святой Евхаристии. 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Осталось не так много времени до Рождества Христова, два дня − до Нового года. Сегодня вместе со всей Святой Церковью мы празднуем память предков Спасителя – тех, на ком почила благодать Божия, о ком рассказывается в книгах Священного Писания Ветхого Завета.

В этот предрождественский, предновогодний день мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о званных на брачный пир. Она обращена ко всем нам и каждому в отдельности, потому что званные на брачный пир – это мы с вами, а домовладыка, хозяин вечери – Сам Господь наш Иисус Христос. Брачный пир, который Он предлагает нам, – это Святая Евхаристия, на которую Он призывает нас всякий раз, когда наступает воскресный, праздничный или предпраздничный день, и вообще всегда, когда в храме Божием совершается Литургия.

Но у каждого из нас есть свои дела и заботы: у кого-то много работы, у другого − множество забот по дому, у третьего − какие-то важные приобретения или важные события в жизни, четвертому просто лень встать пораньше в воскресный день, даже если Литургия начинается в десять часов утра. Очень часто бывает, что мы откладываем причащение Святых Христовых Таин на Рождественский или Великий пост или на какое-то еще время в будущем, будто причащение – это некая повинность, религиозный долг, который время от времени мы должны исполнять.

А ведь на самом деле причащение Святых Христовых Таин является сердцевиной церковной жизни. Оно является сердцевиной и нашей собственной духовной жизни, потому что именно Причащение, когда мы соединяемся своим телом с Телом Господа и своей кровью − с Кровью Господа, наполняет нас теми благодатными силами, которые необходимы нам в том числе и для того, чтобы успешно выполнять свои земные, профессиональные обязанности, наши житейские обязательства.

Господь поселил нас в этом мире со всеми его заботами и попечениями, но напоминает нам, что мы должны быть не от мира. Мы живем в мире сем, но мысли наши должны быть в другом мире, потому что Царствие Небесное, которое Господь обетовал всем верующим в Него, приблизилось к нам с того самого момента, когда Господь пришел на эту землю и здесь, на земле, создал Свою Святую Церковь.

Царство Небесное – вовсе не далекая абстрактная идея и не только то, что ожидает нас или некоторых из нас за порогом смерти. Царствие Небесное – то, к чему мы приобщаемся уже в этой земной жизни, прежде всего, в храме Божием через Святую Евхаристию.

В эти предрождественские дни мы особым образом задумываемся о смысле Рождества Христова и о том, почему Господь избрал именно такой способ нашего спасения: Он пришел в наш мир вместо того, чтобы откуда-то издалека, с небесной высоты помогать нам. Мы понимаем, что все это произошло, потому что Господь возлюбил Свое творение − весь человеческий род, каждого из нас. Мысль о том, что Он любит и не оставляет людей, что Господь ради нашего спасения стал человеком, вселился в нас, принял на Себя человеческую плоть, стал беспомощным и немощным младенцем, а затем возрастал и укреплялся духом по подобию всех прочих земных младенцев, рожденных женами, заставляет нас с благодарностью обращать свой взор и свое сердце к нашему Создателю.

Эта Божественная любовь проявляется во всем, что предлагает нам Святая Церковь: в Таинстве крещения, через которое мы все вошли в это Царствие Божие, пришедшее в силе (см. Мк. 9, 1), в Таинстве исповеди, благодаря которому можем избавиться от грехов и получить прощение, в Таинстве Святой Евхаристии, через которое соединяемся с Самим Богом духовно, душевно и телесно − всем нашим немощным человеческим естеством. Во всём этом проявляется любовь Божия к нам, ко всему роду человеческому.

Господь призывает нас на Свою брачную вечерю не потому, что мы обязаны на нее прийти, не потому, что это какая-то повинность или долг пред Ним, а потому, что Таинство Святой Евхаристии – самое лучшее и самое прекрасное, что Господь пре в этой предлагает нам в этой жизни. Он даровал нам многие утешения, многие блага, в том числе и земные. Но самое большое благо, самое большое утешение, которое Господь дает, – это Таинство Святого Причащения.

Если мы не можем по каким-то причинам и обстоятельствам причащаться часто и регулярно, то, по крайней мере, во время Рождественского поста, в предрождественские дни, а затем и в дни, предшествующие Святой Пасхе, будем стараться как можно чаще причащаться Христовых Таин. Потому что таинственным образом через Причастие, если мы принимаем его с рассуждением (см. 1 Кор. 11, 29), с мыслью о любви Божией, ради которой Церковь живет и предлагает нам святые Таинства, то будем участвовать в брачном пире Господнем, будем причастниками того Небесного Царствия, которое не только обещано нам после смерти, но уже здесь, на земле, пришло в силе и являет себя во всей жизни Церкви, во всех ее Таинствах, священнодействиях и обрядах, во всех ее богослужебных текстах и песнопениях и даже во внешнем облике каждого храма, который строится и украшается внутри таким образом, чтобы напоминать нам об ином мире, чтобы иконы и фрески были для нас окнами в Царствие Божие, в котором Божественная реальность открывается человеческому взору.

Будем готовиться к празднику Рождества Христова, помня о той любви, ради которой Бог пришел в этот мир. Будем готовить себя к встрече родившегося Христа, храня в памяти, что Христос пришел в этот мир не для абстрактных человеческих масс, а чтобы спасти каждого из нас.

Будем просить Господа, чтобы праздник Рождества Христова стал для нас праздником встречи с Господом, чтобы мы ощутили присутствие Бога здесь и теперь среди нас, в нашем человеческом сообществе, чтобы мы ощутили, что Бог близок к нам, чтобы мы вышли ему навстречу, по словам святителя Григория Богослова, которые мы слышим часто в эти предрождественские дни и услышим на рождественском богослужении: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Аминь.

Наверх