Значение святой веры. Проповедь, сказанная в Бодб. обители св. Нины; сказано сестрам обители и учащимся второкл. учит. школы. 1902 г.

Значение святой веры. Проповедь, сказанная в Бодб. обители св. Нины; сказано сестрам обители и учащимся второкл. учит. школы. 1902 г.

Желанием досточтимой матушки игуменьи я ныне, помолившись с вами и о вас, возлюбленные сестры, и вы, дорогие дети, учащиеся призываюсь к слову поучения церковного. Знаю, что и вы, кое-что слышавши обо мне, может быть, надеетесь из уст моих получить урок особенно глубокий, особенно красноречивый. Таковым скажу, что если святой апостол Павел, этот величайший носитель даров естественных и благодатных, в своей проповеди отказывался от блестящих слов человеческого красноречия, то тем более я не стану и не могу никого удивлять искусством слова. Прихожу я к вам, возлюбленные, прежде всего, не только как грешник и во всем подобный вам человек, но как грешник, кающийся у врат святой обители, как грешник, ищущий обновления духа и примирения с Богом, ищущий покоя усталой душе и усталому сердцу, осуетившемуся в печалях века сего. Таково мое исповедание, которое я готов повторять пред всем миром. И благодарение Богу и вашей святой обители: здесь я услышал в душе моей как бы шелест крыл Христовых, здесь я ощутил как бы трепетанье крыл ангельских, здесь вкусил мой дух отрады и покоя, - и никогда я не чувствовал себя столь мирным и радостным, как здесь, посреди вас, возлюбленные инокини, и посреди этих милых детей, поучающихся закону Божию. После этого исповедания моей немощи и благодарности вам, и слово поучения моего уже будет не мое, а ваше. У вас и от вас возьмем его и продолжим то самое слово, которое неделю тому назад говорил я в вашей обители. Тогда у гроба святой Нины говорили мы о том, как велик и свят подвить жития монашеского, и как блистает он высшею духовною пользою для осуетившегося мира. Тогда мы напоминали, что благочестие, которому вы служите, по слову апостола, на все полезно, имея обетование жизни инынешней, и будущей.
Слышите ли, возлюбленные? Каждая вещь в мире имеет какую-либо пользу, а благочестие на все полезно, говорит апостол.
Что же такое это благочестие? Это есть вообще Христова вера, раскрывающаяся в умах и сердцах, в мыслях и в чувствах, в делах и во всей жизни христиан. Нет звания и состояния, нет возраста и положения, нет должности, нет обязанности, куда не входила бы вера со своими правилами и со своим благотворным влиянием. Монахи и мирские, мужчины и женщины, взрослые и дети, пастыри и пасомые - все мы объединяемся в вере, все в ней нуждаемся, и все только в ней находим основу нашей жизни. Вот почему все мы без различия можем предаться размышлению о вере, особенно здесь, где вера Христова, и только она одна, собрала вас в монастырь, где вере же Христовой поучают больше всего и вас, дети нашей монастырской школы. О вере напоминает нам сегодня и апостольское чтение; апостол Павел напоминает нам, что он был некогда гонителем Церкви Божией, но верою прозрел и стал на путь спасения. О вере говорит и нынешнее Евангелие, которое рассказывает, как слепец в городе Иерихоне, слыша Христа путем мимоходяща, верою стал призывать Небесного Учителя и, прозрев духовно, удостоился и телесного прозрения.
Был некогда святой великий старец по имени Дидим, который был слеп совершенно. Но и слепой умудрен он был духом, изучил слово Божие - и речи из уст его благочестивых лились, как реки, назидая верующих. Раз в порыве уныния, беседуя с преподобным Антонием Великим, основателем монашеского жития, стал Дидим горько жаловаться на слепоту свою. «Зачем ты жалеешь, - сказал ему Антоний, - зачем ты жалеешь о том, что лишен глаз, которые имеют и животные, и мельчайшие мошки, и насекомые? Но ты имеешь глаза херувимские, которыми видишь духовный, мир ангельский, познаешь Бога, разумеешь славу Божию, зришь туда и к тому свету, который недоступен глазам обыкновенным».
Так, возлюбленные, вера есть свет, вера есть очи души, озаряющие всякую совесть, и истинно говорит пророк: если не уверуете, то ничего не уразумеете. Как свет во тьме светится, светит и вера во тьме жизни, и блажен, кто приник к ней духом, и стократ блажен, кто вере чистой, святой и словом, и делом поучает ближних. Соберите все сокровища земли - они ничто пред верою; соберите всех мудрецов земли - они ничто пред верующим простецом. Как ребенок днем, при ярком свете солнца, лучше видит и находит дорогу, чем взрослый человек ночью, в темноте глубокой, так простец, необразованный, неумудренный наукой, но верующий, при свете веры лучше видит и понимает путь и смысл жизни, чем множество умнейших, но неверующих мудрецов. И в этом - заслуга ваша, честные сестры, в этом ваша хвала, ваша честь, ваше служение миру, что вы, последовав всецело единой вере Христовой, ей безмолвно учите других, как бы продолжая подвиг проповеди и благовестия святой Нины. И в этом же - ваше утешение, возлюбленные.
Посмотрите вокруг себя. Кто не понимает, что миру нужны люди добрые, честные, исполнительные, любящие, не завистливые, не злобные, одним словом, - люди нравственные и добродетельные? Кто не понимает, что при отсутствии этих людей нравственных наступит не человеческое, а звериное существование мира? И, однако, что же делает людей нравственными и добрыми? Может быть закон и постановления человеческие? Но какими законами можно установить отношения мужа и жены, родителей и детей, братьев и сестер между собою? И что было бы, если бы вместо взаимной любви, взаимной заботливости и послушания младших старшим родители и дети справлялись с законами гражданскими? Далее: известно, что дурные дела имеют начало в дурных мыслях, чувствах и намерениях. Но какими законами можно запретить нечистый помысел, какой судья может судить за движения зависти, зложелательства, каким законом можно преследовать и покарать нечестивые пожелания? Только вера Христова может говорить совести; только вера может запретить самому желанию, только вера может поставить человека на самый страшный суд пред своей совестью и пред Богом. Такая вера вносит порядок и в житейские отношения, и кто проповедует и служит вере, тот, служа жизни вечной, делает доброю и жизнь временную.
Но может быть, если не законы, то наука и образованность могут сделать людей добродетельными и нравственными? Вы, учащиеся дети, знаете, что и это есть глубочайшее заблуждение. Помните, что люди великого ума бывают нередко великими злодеями. Помните, что люди весьма образованные и просвещенные часто бывают порочными и ведут себя хуже необразованных поселян. Отчего? Оттого, что они не подчинили себя благому закону Божию, закону веры. Начало премудрости есть страх Божий, а где нет этого страха Божия, там нет и истинной мудрости. И даже напротив: умный злодей гораздо опаснее глупого злодея, потому что он может и изобрести новые преступления, и удобнее скрыть их. Образование ума без образования сердца - это наостренный нож в руках младенца: неизвестно, куда он направит его. Ножом режут хлеб и кормят детей, ножом занимаются в мастерствах и трудятся на благо ближним, и тем же ножом разбойник на большой дороге лишает жизни невинного прохожего. Мышьяком лечат и исцеляют болезни, и им же отравляют человека. Так и образование есть благо при добром употреблении, и есть величайшее зло при дурном употреблении. А доброму употреблению научит только вера и нравственность. Горе народу, который науки предпочитает добродетелям! Горе народу, который, желая образовать юношество, заботится только о просвещении ума его, оставляя в тени и в пренебрежении учение веры и нравственности. Горе народу, если он оставил свои храмы, перестал чтить святыни, перестал чтить тех, кто служит святыне и кто проповедует веру словом и жизнью! Вам, учащиеся здесь дети, это - завет на всю жизнь. Попадете ли вы в семьи или в школу, - где бы вы ни были, чем бы вы ни были, - прежде всего старайтесь научить вере порученных вам детей, и знайте, если вы дадите им веру, вы дали им все, а не дадите им веры,—это значит, вы не дали им ничего, и что бы вы ни делали, что бы ни говорили - писали на воде и ничему не научили. Это значит - вы послужили гибели своего народа. Ибо без веры нет счастья народам; об этом громко свидетельствует и настоящее и прошедшее, - а ведь из них родится и будущее!
Нужна народу крепкая власть правительства, - только вера внушает ему, что власть установлена Самим Богом и ей нужно повиноваться не только за гнев, но и за совесть; нужно в народе уважение и законность, - вера учит нас, что и закон начертывается под влиянием Промысла Божия; нужно народу единение, мир, любовь и согласие, - вера внушает нам любить друг друга и даже самих врагов, терпеливо и кротко сносить неприятности, избегать гнева, вражды и распрей. Так вера есть душа общественного благоустройства!
Разве не о том же говорит нам и прошлая история человечества? Вера Христова прекратила человеческие жертвы, противные самой природе. Под влиянием веры князья и цари изменялись, делались отцами и попечителями народов, уменьшались опустошения и войны, смягчались военные обычаи, подданные стали покорнее, победители - умереннее и благороднее. И все, что есть теперь лучшего между людьми - в нравах, обычаях, в законах, в международных отношениях, в гражданском и семейном быту, - все это сделала вера Христова. Но особенно много сделала вера для вас, мои возлюбленные слушательницы, для вас - женщин. Недавно Бог привел мне побывать в странах чужих - в Персии и Турции, в странах мусульманского зловерия, - и я собственными очами видел, в каком положении находится там женщина.
Без преувеличения можно сказать, что женщина там поставлена хуже собаки, хуже последнего животного, она - как бы самое негодное из всех существ. Там даже по учению веры женщина - несчастный, изверженный человек, ее не пускают в дома молитвы, ей даже не указано места и в загробной жизни. А ведь Христос научил нас почитать женщину, Пречистую Богородицу выше всех из людей и выше херувимов и серафимов. Вера Христова поставила рядом с учениками Христа - жен-мироносиц, рядом с апостолами - святых Елену и Нину, рядом с Владимиром - Ольгу, рядом с мучениками - Софию, Веру, Надежду, Любовь, Екатерину, Варвару, Анастасию, Потамнину, Перепетую, Евфимию и др. Да, только вера Христова научила нас почитать женщину. Да, повторяем, только вера есть душа общественного благоустройства!
Судите же сами, как полезны подвиги тех, кто обрек себя служению вере Христовой в мирных обителях монашеских, как благотворна школа, в которой дети и сами поучаются Закону Божию и приготовляются к тому, чтобы в будущем учить детей своего народа словесам спасения. Судите, как благотворно их влияние на все окружающее. А ко всему этому прибавьте молитву; если мы - христиане, если мы верим в силу молитвы, то как же нам не благоговеть пред подвигами тех, которые среди суеты мира, среди забвения Бога и высших интересов ежедневно воссылают молитвы о царе и царстве, о властях духовных и гражданских, о мире всего мира, о благостоянии Божией Церкви, о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, о всякой душе христианской скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощи требующей?! Посему-то, пока будет стоять на земле христианство, пока будет стоять Церковь Божия, - будут стоять на земле и устрояться святые обители для ищущих подвига жития иноческого. И ничто не может искоренить их!
Возлюбленные сестры! Небесный Домовладыка насадил плодовитую ниву нашей родимой русской земли пшеницей чистой благочестия. Русь во всем мире называют святою Русью, народ наш среди всех народов славится своим благочестием и набожностью, но за грехи наши, когда мы, Богом поставленные пастыри, спали, пришел враг и посеял плевелы посреди пшеницы. Разлив неверия в современной жизни ужасает душу, устрашают растущие секты и расколы, заставляют трепетать увеличивающиеся пороки и преступления.
В таких тяжких обстоятельствах только от веры Христовой можно ждать обновления и спасения.
Усугубим же веру свою, возлюбим ее всем сердцем; пастыри, увеличим ревность служения; учащие и учащиеся, будем гореть любовью к слову Божию, к учению веры и добродетели; граждане, деятели народа, понесем народу святую веру, а в святых обителях усугубим труд, усугубим усердие и подвиги, усугубим молитвы, да сохранит Господь нашу землю святорусскую от духовной слепоты, от помрачения и оскудения веры. В том задача обителей, задача пастырства и школы, в том наша бессмертная заслуга, чтобы всем и каждому, всем всегда и везде напоминать не умолкая, что общество не может стоять без законов, а законы не сильны без нравственности, а нравственности нет и быть не может без веры и благочестия!
Благочестие же на все полезно, имея обетование жизни и нынешней и грядущей. Аминь.
Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 2, с. 187-194.

Наверх