Вера, любовь и смирение. (Поучение в неделю 17-ю по Пятидесятнице О хананеянке.1907 г.)

Вера, любовь и смирение. (Поучение в неделю 17-ю по Пятидесятнице О хананеянке.1907 г.)

Что служит основанием жизни человеческой? На чем её нужно утвердить, чтоб она была достойной и истинно человеческой, чтоб она не только наше земное существование сделала благоустроенным, но и обратила бы это земное существование в надёжный путь и верное средство блаженства вечного?

Ответ на эти вопросы лучше всего можно дать не на словах и рассуждениях, обыкновенно мало убедительных, а на живом, наглядном и понятном примере. Такой пример сегодня видим в евангельской повести о женщине-хананеянке. Как, – спросят иные, – неужели эта женщина может учить нас устроению жизни общественной и государственной? Ведь она – совершенно частное лицо и обратилась к Спасителю по своему личному и частному делу!

Да, – ответим мы, – но если бы не было отдельных людей, то не было бы и обществ человеческих; если бы люди в частных делах и отношениях не руководились вечными законами правды и любви, то они и общественную жизнь не могли бы подчинить этим законам. Всё, что написано, в наше поучение преднаписано, – так говорит и св. апостол о Священном Писании. Это слово его применимо и к сегодняшнему евангельскому повествованию.

Великие свойства души проявила женщина-хананеянка. Она достойна вечной памяти и постоянного внимания. Она явила, прежде всего, веру, живую, искреннюю веру, которая ничего не боялась, ничего не стыдилась, которая проявлялась в открытом исповедании. Она была иноплеменница, она прежде была язычницей. Но, живя вблизи земли Израильской, она узнала и возлюбила богооткровенное слово закона Божия, познала Бога Истинного. Вместе с тем она, конечно, познала свою греховность, ибо не может человек знать истину и не видеть, как он сам далёк от неё. А познав свою греховность, она вместе с избранными душами избранного народа Божия ожидала явления Спасителя, о Котором прорекало слово Божие откровенное, о Котором и пророки возвещали, как об Избавителе от греха. И вот, Он явился. Иоанн свидетельствовал о нём и, воззвав, говорил: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира». Начал Он Своё служение, – и весть о нём промчалась по всей земле Израилевой и Иудиной. Дошла она и до сопредельной страны – Тира и Сидона и здесь отозвалась она в душах тех, которые, подобно женщине хананеянке, ожидали избавления и Избавителя. Когда Спаситель пришёл в пределы Тирские и Сидонские, пришёл на время, уединиться, то, оказалось, и здесь нашлись верующие в Него. И се жена-хананеянка первая из этой страны явила веру свою. Она шла за Ним и взывала: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Называя Его Сыном Давидовым, она тем самым признавала Его Христом-Мессией, Который у евреев, согласно пророчествам, был известен и был ожидаем под этим именем. Хананеянка оказалась достойнее многих евреев, которые не узнали и не признали Христа. В то время как многие и из признавших боялись следовать за Ним открыто, она, напротив, пред всеми заявляла о своей вере. Для неё Он, как человек, был чужеземцем и иноплеменником, но она выше всего поставила истину, свою веру, и веры своей не стыдилась.

Жена-хананеянка явила и великую любовь. То была любовь несчастной матери, у которой тяжко страдала дочь. Горе и несчастье не разрушили, а усугубили и укрепили её веру, а несчастье дочери она считала своим собственным. Страдала дочь, а она говорила Спасителю: помилуй меня, точно она сама прогневала Бога. Мы знаем другой такой же пример в евангелии, и опять в лице не еврея природного, а уверовавшего иноплеменника, именно Капернаумского сотника-римлянина, который также просил Спасителя даже не за сына, а за своего слугу. Такая самоотверженная любовь и есть требование христианства. «По тому узнают, что вы – Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собой», – так говорил Спаситель (Ин. 13:35), прощаясь с учениками, и так Он Сам показал на Своём собственном примере, ибо Праведник, Он умер за грешных ради их спасения.

Наконец, хананеянка явила великое смирение. Долго она шла за Иисусом Христом, взывая к Нему и умоляя исцелить её дочь, а Он молчал, испытывая её веру и испытывая апостолов. Последние, воспитанные в еврейских воззрениях, по которым считалось, что не следует оказывать милость язычникам и иноплеменникам, сами тронулись верой и мольбой женщины и сами стали просить Иисуса Христа отпустить её. Спаситель, чтоб ещё более вразумить учеников и показать им ложность еврейских исключительных взглядов, говорит им: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и отдавать псам». Ученики ещё не успели сказать ни слова, как хананеянка уже ответила Спасителю не словом вражды, не словом жалобы на обиду или несправедливость, а великим сознанием своего недостоинства, великим свидетельством величайшего и необычайного своего смирения: «Господи, – ответила она Христу, – Господи, но ведь и псы едят от крупиц, падающих со стола господ своих».

Спаситель отозвался на эти слова женщины величайшей похвалой ей: «О, женщина! Велика вера твоя. Пусть будет по твоему желанию!» И дочь исцелилась.

Итак, по учению Христову, вот основы жизни: вера, любовь и смирение. Если даже лучшие язычники могли приготовить себя духовно к восприятию этих добродетелей, то что же сказать о христианах? Для них они – не только обязанность, но и первый признак их принадлежности к христианству. И везде, где мы видим, что жизнь строилась на этих началах и основах, – везде на людях, на семьях, на обществах и государствах почивало и почивает Божье благословение. Мы видим это и в прошлой истории русского народа.

Что же несут нам современные учители, а точнее – развратители народа, которые хотят навязать нам свои выдуманные учения и обещают всякие блага своим последователям?

Вместо веры они проповедуют неверие в Бога, в мир духовный и в загробную жизнь. Они прямо заявляют, что они хотят устроить рай не на небе, а на земле. На чём же они хотят построить эту обещаемую блаженную жизнь людей на земле?

Вместо любви они проповедуют борьбу классов и сословий, зависть к людям богатым и стоящим у власти и ненависть ко всем. Они зовут бедняков всех стран соединяться и идти борьбой против богатых, не стесняясь ни убийствами, ни грабежами, ни насилием.

И, наконец, вместо смирения они хотят поставить гордость человека, нежелание никому и ничему подчиняться; они проповедуют жизнь по собственной своей воле, а не по высшей воле Божией.

Немного нужно иметь ума, чувства и наблюдательности, чтобы судить, чтобы знать безошибочно, куда ведут эти новое учение и новые учители. Нужно только удивляться, как находятся люди, которые могут слушать такие учения и следовать им.

Те, которые носят имя христиан не по названию только, но и по существу, те, которые желают счастья себе и другим, те, для которых закон есть воля Божия, а не греховная воля человека, – должны помнить и в жизнь проводить и осуществлять великие уроки, преподанные нам в сегодняшнем евангельском чтении. Они гласят, что истинные и спасительные основы жизни суть: вера, любовь и смирение! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх