Двенадцатая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О четвертой и пятой заповедях-блаженствах. 1963 г.

Двенадцатая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О четвертой и пятой заповедях-блаженствах. 1963 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Радуйся, Сергие, известный исполнителю заповедей Христовых!» (акафист преподобному Сергию, икос 6.)

Дорогие во Христе братия и сестры, в предшествующей беседе мы говорили, что главное внимание каждого христианина, стремящегося ко спасению, должно быть обращено на исполнение нравственного закона Божия или, что то же, воли Божией. Без исполнения воли Божией и наша молитва не доставит нам спасения, наоборот, такой бездушной молитвы Господь может только возгнушаться и не услышит нас. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — а не исполняете того, что Я повелеваю?» — говорит Господь со страниц святого Евангелия ко всем христианам (Лк. 6, 46). В прошлый раз мы говорили, что вся сущность нравственного христианского закона кратко изложена в девяти заповедях-блаженствах, которые Господь произнес в Нагорной проповеди. Мы говорили, что для достижения блаженства необходимо иметь духовную нищету, сокрушаться и плакать о своих грехах, быть кроткими и укрощать порочные движения гнева.

Сегодня побеседуем о четвертой и пятой заповедях-блаженствах.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Мф. 5, 6). В этом изречении Господь говорит, что для достижения блаженства необходимо алкать и жаждать правды, то есть необходимо всею душою желать и искать своего оправдания перед Богом. Алкать и жаждать, то есть чувствовать голод и жажду, — это необходимая потребность нашей телесной жизни. Человек по телу не может оставаться живым, если не будет удовлетворять голода и жажды, если не будет есть и пить. Так и наша душа, чтобы жить духовною жизнью, имеет необходимую нужду в правде, должна стремиться к правде, любить правду, жить правдою. Что надо разуметь в данном случае под правдою? Правда есть исполнение воли Божией, постоянное хождение во свете лица Божия, хранение себя непорочным пред Богом и пред людьми, стремление не подлежать обвинению на суде Божием, быть праведным. Вначале Господь сотворил человека праведным и святым, и в таком невинном состоянии человек всегда ходил во свете лица Божия, во всем свято исполняя Его волю. Но через падение человек лишился этого невинного праведного состояния. По словам Премудрого, люди, согрешив, взыскаша помыслов многих (Еккл. 7, 30), обратили свои мысли и сердца от Бога к твари и чрез то предались беспечности и не радят больше о невинности. То, что раньше составляло существенную потребность и естественное украшение человека, то через падение человек утратил, перестал об этом заботиться и жалеть о возвращении потерянного украшения своей души, по слову Писания: «Когда нечестивый приидет во глубину зол, нерадит». Когда же человек познает свою греховную нищету, лишение праведности, сокрушается о содеянных грехах и старается обуздывать свои порочные желания, тогда у него пробуждается сильное стремление к оправданию перед Богом, желание стать праведным перед Богом. Он начинает алкать и жаждать правды, или оправдания перед Богом.

Чем более кто сознает свою бедность и мерзость греховную, тем сильнее пробуждается в нем желание достигнуть оправдания перед Богом. Однако, будучи оставленным самому себе, человек может алкать и жаждать правды, но не может утолить своего голода и достигнуть оправдания перед Богом. Он не имеет средств, чтобы загладить свои грехи, которыми он оскорбил Бога; нет у него и сил освободиться от греха, чтобы не грешить, так как все существо его, душа и тело заражены грехом. Но Господь ублажает алчущих и жаждущих правды, и потому они насытятся. Он им указывает путь к достижению оправдания через веру в Него как Единородного Сына Божия, Который пришел на землю по воле Отца Небесного, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3, 15), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15). Поэтому под правдою Божиею в собственном смысле надо разуметь оправдание через веру в Иисуса Христа. Слушавшие проповедь Его и веровавшие в Него были те алчущие и жаждущие правды, которых ублажает Господь. Об этом оправдании через веру в Иисуса Христа апостол Павел говорит так: «Ныне, независимо от дел закона, явилась на земле правда Божия ...правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, а оправдываются даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, чтобы показать правду Свою в прощении прежде содеянных грехов» (Рим. 3, 21-23).

Но вера в Иисуса Христа, конечно, должна сопровождаться добрыми делами, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). И Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Итак, блажени алчущии и жаждущии правды через веру в Иисуса Христа, ревностно исполняющие святые заповеди Его. Ищущим оправдания через веру во Иисуса Христа обещает Господь насыщение, то есть успокоение их духовной потребности. Как пища удовлетворяет телесные потребности, и человек, поевши и напившись, получает подкрепление своих телесных сил, так и человек, когда с искренним желанием принимает веру во Иисуса Христа, то удовлетворяет свой душевный голод, оправдывается верою, успокаивается благодатью Святаго Духа, укрепляется в исполнении заповедей Божиих. Через веру в Иисуса Христа мы как бы облекаемся в заслуги Его, и наша греховная нищета прикрывается ими, так что мы спокойно обращаемся к Богу со своими молитвами. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Пища и питие нас подкрепляют и утоляют наш голод только на короткое время, а Иисус Христос есть вечный наш ходатай, поэтому вера в Него оправдывает верующего в Него на все времена, на всю вечность. Если пребудем неизменны и тверды в вере, тогда не только на земле будем насыщаться, но сподобимся и вечных радостей в небесных обителях.

Итак, дорогие братия и сестры, помните это изречение Господа: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся», — и питайте в душе своей голод и жажду оправдания через веру во Иисуса Христа. Как тело без пищи и пития не может продолжать жизнь и скоро умирает, так и душа без веры во Христа и без исполнения Его заповедей скоро умирает.

В пятом изречении Господь ублажает милостивых: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7). Господь предписывает заповедь: для достижения блаженства необходимо быть милостивым. Быть милостивым к ближним значит не только желать им всякого добра, но и стараться делать им всякое добро по любви к ним. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Кто алчет и жаждет правды Божией, кто стремится всей душой достигнуть оправдания перед Богом, тот естественно уподобляется Богу в добродетели милосердия. Как Отец Небесный благ и милосерд ко всем, так и ученик Христов, движимый Духом Христовым, бывает милостивым ко всем. Так как человек состоит из тела и души, то и нужды бывают телесные и духовные, а следовательно, и дела милосердия тоже бывают телесные, то есть вещественные, и духовные.

Дела милосердия вещественные суть: — напитать алчущего, который по своей болезни или старости не может себе заработать средств к пропитанию; — напоить жаждущего, который, также по болезни, нуждается в посторонней помощи, или удовлетворить просьбу прохожего странника подать чашку студеной воды; ученик Христов должен быть готов ко всевозможной услуге по любви к ближнему, ожидая за это непременно награду от Господа; — одеть нагого или доставить ему средства для приобретения одежды; — посетить, если возможно, находящегося в темнице; — посетить больного и оказать ему помощь делом или советом, утешить его, в скорби сущего; стараться приготовить его к христианской кончине, если он безнадежен, и помочь ему принять напутствие христианскими таинствами исповеди, причастия и елеосвящения; — принять странника в дом свой, особенно если он странствует ради спасения своей души и нуждается в приюте; — погрести умерших в убожестве или помочь погребению. Дела же милосердия духовные суть следующие: — отклонить грешника от греха и наставить на путь истины; как велико несчастье, когда человек грешит, так велика добродетель, когда кто-либо заботится о других, чтобы спасти их от этого несчастья; — научить неведущего истине и добру; эта обязаннность более просвещенных людей, но могут творить это доброе дело и те, которые знают мало, но тем не менее могут помочь человеку совсем ничего не знающему; — подать ближнему благовременный и добрый совет, когда тот не знает, как, допустим, преодолеть какое-либо затруднение или препятствие; — молиться Богу о ближнем, особенно о своих сродниках; часто других дел милосердия мы не можем делать из-за недостатка средств к тому, а молиться и тем творить доброе дело ближнему каждый может. «Молитеся друг за друга, яко да изцелеете», — говорил святой апостол Иаков (Иак. 5, 16). — дело духовного милосердия — утешить печального; печаль есть болезнь души: как телесная болезнь связывает человека, так печаль связывает деятельность душевных сил; добро — освободить человека от телесного недуга, еще большее добро — освободить душу от печали и направить ее к богоугодной деятельности с упованием на всеблагое попечение Божие. «Всю печаль вашу возверзите на Него, яко Той печется о вас»,— говорит святой апостол Петр (1 Пет. 5, 7). — не воздавать злом за зло, которое нам сделали другие, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением и спокойным духом; — наконец, дело духовного милосердия — от сердца прощать обиды ближним, как бы они ни были нам причинены, словом или делом. Наставление Господне Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец, ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11, 25) должны помнить христиане, взирая на пример Самого Христа Спасителя, Который со креста молился за Своих распинателей, взывая: «Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят» (Лк. 23, 34).

Так многоплодна добродетель милосердия. Она ясно отражает в человеке свойство божественной благости, расширяя любовь его на всех окружающих. Она угодна Богу и привлекает Его благоволение к милостивому. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Милостивым обещается помилование. Это обетование простирается на настоящую и будущую жизнь. За малую нашу милость к ближнему Господь по беспредельной Своей милости явит нам Свою великую милость и простит нам наши бесчисленные грехи, которыми мы Его оскорбляем ежедневно и ежеминутно. А немилостивым не отпустятся их грехи, как учит Господь: «Если же не прощаете, то и Отец, ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11, 26). Суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13). Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс. 40, 2). Расточи, даде убогим; правда его пребывает во век века; рог его вознесется в славе» (Пс. 111, 9). Милостивых ожидает великая милость на последнем Суде Божием. Кому скажет тогда Господь: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал — напоили, наг был — одели Меня, странен был — приняли, в темнице и больнице был — посетили Меня»? (см.: Мф. 23, 34—36). Это обетование относится к милостивым, потому что Господь говорит далее: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Так велика добродетель милосердия и велико обетование, усвояемое милостивым. Будьте милосерды, как и Отец, ваш милосерд. Подражая милосердию Всеблагаго Бога, старайтесь делать к пользе ближнего все, что можете делать. Помогайте всякому, кому чем можете и сколько можете. Кому подайте кусок хлеба, кого напоите, кого оденьте, больного посетите, печального утешьте. Молитесь Богу о ближних и о родных своих. Не будьте памятозлобны, благодушно перенося оскорбления и обиды. Тогда и к нам, если мы будем так милостивы, будут относиться слова Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Аминь.

12 (25) августа 1963 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Радуйся, Сергие, известный исполнителю заповедей Христовых!» (акафист преподобному Сергию, икос 6.)

Дорогие во Христе братия и сестры, в предшествующей беседе мы говорили, что главное внимание каждого христианина, стремящегося ко спасению, должно быть обращено на исполнение нравственного закона Божия или, что то же, воли Божией. Без исполнения воли Божией и наша молитва не доставит нам спасения, наоборот, такой бездушной молитвы Господь может только возгнушаться и не услышит нас. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — а не исполняете того, что Я повелеваю?» — говорит Господь со страниц святого Евангелия ко всем христианам (Лк. 6, 46). В прошлый раз мы говорили, что вся сущность нравственного христианского закона кратко изложена в девяти заповедях-блаженствах, которые Господь произнес в Нагорной проповеди. Мы говорили, что для достижения блаженства необходимо иметь духовную нищету, сокрушаться и плакать о своих грехах, бьггь кроткими и укрощать порочные движения гнева.

Сегодня побеседуем о четвертой и пятой заповедях-блаженствах.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Мф. 5, 6). В этом изречении Господь говорит, что для достижения блаженства необходимо алкать и жаждать правды, то есть необходимо всею душою желать и искать своего оправдания перед Богом. Алкать и жаждать, то есть чувствовать голод и жажду, — это необходимая потребность нашей телесной жизни. Человек по телу не может оставаться живым, если не будет удовлетворять голода и жажды, если не будет есть и пить. Так и наша душа, чтобы жить духовною жизнью, имеет необходимую нужду в правде, должна стремиться к правде, любить правду, жить правдою. Что надо разуметь в данном случае под правдою? Правда есть исполнение воли Божией, постоянное хождение во свете лица Божия, хранение себя непорочным пред Богом и пред людьми, стремление не подлежать обвинению на суде Божием, бьггь праведным. Вначале Господь сотворил человека праведным и святым, и в таком невинном состоянии человек всегда ходил во свете лица Божия, во всем свято исполняя Его волю. Но через падение человек лишился этого невинного праведного состояния. По словам Премудрого, люди, согрешив, взыскаша помыслов многих (Еккл. 7, 30), обратили свои мысли и сердца от Бога к твари и чрез то предались беспечности и не радят больше о невинности. То, что раньше составляло существенную потребность и естественное украшение человека, то через падение человек утратил, перестал об этом заботиться и жалеть о возвращении потерянного украшения своей души, по слову Писания: «Когда нечестивый приидет во глубину зол, нерадит». Когда же человек познает свою греховную нищету, лишение праведности, сокрушается о содеянных грехах и старается обуздывать свои порочные желания, тогда у него пробуждается сильное стремление к оправданию перед Богом, желание стать праведным перед Богом. Он начинает алкать и жаждать правды, или оправдания перед Богом.

Чем более кто сознает свою бедность и мерзость греховную, тем сильнее пробуждается в нем желание достигнуть оправдания перед Богом. Однако, будучи оставленным самому себе, человек может алкать и жаждать правды, но не может утолить своего голода и достигнуть оправдания перед Богом. Он не имеет средств, чтобы загладить свои грехи, которыми он оскорбил Бога; нет у него и сил освободиться от греха, чтобы не грешить, так как все существо его, душа и тело заражены грехом. Но Господь ублажает алчущих и жаждущих правды, и потому они насытятся. Он им указывает путь к достижению оправдания через веру в Него как Единородного Сына Божия, Который пришел на землю по воле Отца Небесного, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3, 15), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15). Поэтому под правдою Божиею в собственном смысле надо разуметь оправдание через веру в Иисуса Христа. Слушавшие проповедь Его и веровавшие в Него были те алчущие и жаждущие правды, которых ублажает Господь. Об этом оправдании через веру в Иисуса Христа апостол Павел говорит так: «Ныне, независимо о т дел закона, явилась на земле правда Божия ...правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, а оправдываются даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, чтобы показать правду Свою в прощении прежде содеянных грехов» (Рим. 3, 21-23).

Но вера в Иисуса Христа, конечно, должна сопровождаться добрыми делами, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). И Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Итак, блажени алчущии и жаждущии правды через веру в Иисуса Христа, ревностно исполняющие святые заповеди Его. Ищущим оправдания через веру во Иисуса Христа обещает Господь насыщение, то есть успокоение их духовной потребности. Как пища удовлетворяет телесные потребности, и человек, поевши и напившись, получает подкрепление своих телесных сил, так и человек, когда с искренним желанием принимает веру во Иисуса Христа, то удовлетворяет свой душевный голод, оправдывается верою, успокаивается благодатью Святаго Духа, укрепляется в исполнении заповедей Божиих. Через веру в Иисуса Христа мы как бы облекаемся в заслуги Его, и наша греховная нищета прикрывается ими, так что мы спокойно обращаемся к Богу со своими молитвами. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Пища и питие нас подкрепляют и утоляют наш голод только на короткое время, а Иисус Христос есть вечный наш ходатай, поэтому вера в Него оправдывает верующего в Него на все времена, на всю вечность. Если пребудем неизменны и тверды в вере, тогда не только на земле будем насыщаться, но сподобимся и вечных радостей в небесных обителях.

Итак, дорогие братия и сестры, помните это изречение Господа: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся», — и питайте в душе своей голод и жажду оправдания через веру во Иисуса Христа. Как тело без пищи и пития не может продолжать жизнь и скоро умирает, так и душа без веры во Христа и без исполнения Его заповедей скоро умирает.

В пятом изречении Господь ублажает милостивых: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7). Господь предписывает заповедь: для достижения блаженства необходимо бьггь милостивым. Быть милостивым к ближним значит не только желать им всякого добра, но и стараться делать им всякое добро по любви к ним. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Кто алчет и жаждет правды Божией, кто стремится всей душой достигнуть оправдания перед Богом, тот естественно уподобляется Богу в добродетели милосердия. Как Отец Небесный благ и милосерд ко всем, так и ученик Христов, движимый Духом Христовым, бывает милостивым ко всем. Так как человек состоит из тела и души, то и нужды бывают телесные и духовные, а следовательно, и дела милосердия тоже бывают телесные, то есть вещественные, и духовные.

Дела милосердия вещественные суть: — напитать алчущего, который по своей болезни или старости не может себе заработать средств к пропитанию; — напоить жаждущего, который, также по болезни, нуждается в посторонней помощи, или удовлетворить просьбу прохожего странника подать чашку студеной воды; ученик Христов должен бьггь готов ко всевозможной услуге по любви к ближнему, ожидая за это непременно награду от Господа; — одеть нагого или доставить ему средства для приобретения одежды; — посетить, если возможно, находящегося в темнице; — посетить больного и оказать ему помощь делом или советом, утешить его, в скорби сущего; стараться приготовить его к христианской кончине, если он безнадежен, и помочь ему принять напутствие христианскими таинствами исповеди, причастия и елеосвящения; — принять странника в дом свой, особенно если он странствует ради спасения своей души и нуждается в приюте; — погрести умерших в убожестве или помочь погребению. Дела же милосердия духовные суть следующие: — отклонить грешника от греха и наставить на путь истины; как велико несчастье, когда человек грешит, так велика добродетель, когда кто-либо заботится о других, чтобы спасти их от этого несчастья; — научить неведущего истине и добру; эта обязаннность более просвещенных людей, но могут творить это доброе дело и те, которые знают мало, но тем не менее могут помочь человеку совсем ничего не знающему; — подать ближнему благовременный и добрый совет, когда тот не знает, как, допустим, преодолеть какое-либо затруднение или препятствие; — молиться Богу о ближнем, особенно о своих сродниках; часто других дел милосердия мы не можем делать из-за недостатка средств к тому, а молиться и тем творить доброе дело ближнему каждый может. «Молитеся друг за друга, яко да изцелеете», — говорил святой апостол Иаков (Иак. 5, 16). — дело духовного милосердия — утешить печального; печаль есть болезнь души: как телесная болезнь связывает человека, так печаль связывает деятельность душевных сил; добро — освободить человека от телесного недуга, еще большее добро — освободить душу от печали и направить ее к богоугодной деятельности с упованием на всеблагое попечение Божие. «Всю печаль вашу возверзите на Него, яко Той печется о вас»,— говорит святой апостол Петр (1 Пет. 5, 7). — не воздавать злом за зло, которое нам сделали другие, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением и спокойным духом; — наконец, дело духовного милосердия — от сердца прощать обиды ближним, как бы они ни были нам причинены, словом или делом. Наставление Господне Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отеи, ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11, 25) должны помнить христиане, взирая на пример Самого Христа Спасителя, Который со креста молился за Своих распинателей, взывая: «Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят» (Лк. 23, 34).

Так многоплодна добродетель милосердия. Она ясно отражает в человеке свойство божественной благости, расширяя любовь его на всех окружающих. Она угодна Богу и привлекает Его благоволение к милостивому. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Милостивым обещается помилование. Это обетование простирается на настоящую и будущую жизнь. За малую нашу милость к ближнему Господь по беспредельной Своей милости явит нам Свою великую милость и простит нам наши бесчисленные грехи, которыми мы Его оскорбляем ежедневно и ежеминутно. А немилостивым не отпустятся их грехи, как учит Господь: «Если же не прощаете, то и Отеи, ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11, 26). Суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13). Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс. 40, 2). Расточи, даде убогим; правда его пребывает во век века; рог его вознесется в славе» (Пс. 111, 9). Милостивых ожидает великая милость на последнем Суде Божием. Кому скажет тогда Господь: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал — напоили, наг был — одели Меня, странен был — приняли, в темнице и больнице был — посетили Меня»? (см.: Мф. 23, 34—36). Это обетование относится к милостивым, потому что Господь говорит далее: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Так велика добродетель милосердия и велико обетование, усвояемое милостивым. Будьте милосерды, как и Отец, ваш милосерд. Подражая милосердию Всеблагаго Бога, старайтесь делать к пользе ближнего все, что можете делать. Помогайте всякому, кому чем можете и сколько можете. Кому подайте кусок хлеба, кого напоите, кого оденьте, больного посетите, печального утешьте. Молитесь Богу о ближних и о родных своих. Не будьте памятозлобны, благодушно перенося оскорбления и обиды. Тогда и к нам, если мы будем так милостивы, будут относиться слова Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Аминь.

12 (25) августа 1963 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх