Близость Бога: с нами Бог. Слово при освящении новой церкви при 1-й Тифлисской женской гимназии.1900 г.

Близость Бога: с нами Бог. Слово при освящении новой церкви при 1-й Тифлисской женской гимназии.1900 г.

Поздравляем вас, дети, с устройством для вас постоянного храма и с настоящим торжеством освящения его. В эти торжественные минуты много бы хотелось сказать вам по поводу нашей церковной радости, но продолжительность службы и ваша видимая усталость стесняют пределы слова.

Напомню вам кратко в назидание века минувшие. Свойственно было всегда человеку искать Бога, стараться приблизить Его к себе, наглядно, ощутительно, образно представлять Его невидимое присутствие, и вот, на протяжении всех веков, от первых дней жизни, сколько запомнит себя человек, он на всем пространстве земли строил храмы, воздвигал жертвенники, приносил жертвы, изображал Бога в произведениях искусства, готов быль видеть Его в собственных изваяниях, в мертвых предметах окружающей природы, в камнях и деревьях, в мерцании звёзд, в дыхании бури, в шуме моря, в животных, в изображениях подобных себе людей.

Среди лжи этого богопоклонения светит и яркая искра правды, это - искание Бога и желание приблизиться к Нему. Но и в религии откровенной и истинной мы тоже видим стремление внешним образом выразить близость Божества. «Приближися к нам, Господи, приближися, везде Сый», - так молимся мы и в Новом Завете, когда Бог стал близок к человеку несказанно, приняв плоть и кровь человека...

Некогда Давид говорил о себе, что он не взойдёт на ложе свое, не даёт очам своим сна и веждам своими дремания и не успокоится, пока не устроить храм имени Всевышнего; говорил, что ему стыдно и горько видеть себя живущим во дворце кедровом, а кивот святыни покоящимся под шатром. Сколько усилий было потом употреблено благочестивыми царём, избранником Бога и народа, сколько приготовлений сделано, чтобы устроить храм Господень! Но только сыну его - мудрому Соломону удалось осуществить это дело. А когда освящался храм, то был великий народный праздники во Израиле, во всех уголках его обетованной земли, потому что видели все ощутительно и ясно, что живёт Господь видимо среди народа Своего, видели ясно пребывание Господа с народом Божиим. Так, в основе устроения храмов лежит вековечная, заветная мечта человека и человечества стать близкими к Богу, взыскать Его сердцем и как бы видеть очами проявление Его, знать и чувствовать, что с нами Бог.

Это желание потом проходит в величественных предсказаниях пророков о Том, Коему имя будет Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог... Это желание воплощается, наконец, в лице Богочеловека, с явлением Которого воистину можно было сказать словами пророка: «С нами Бог, разумейте языцы, яко с нами Бог».

И ныне, дети, с освящением храма и мы вправе воскликнуть: С нами Бог...

Отныне это место всецело, безраздельно отдано будет богослужению; отныне здесь не услышится ничего, кроме священных молитв и песнопений; здесь будет скиния наша с Богом, лествица между небом и землею, место соединения с Богом, место таинственных священнодействий, низводящих на душу очистительные действия Пресвятого Духа. Но, дорогие дети, нужно помнить, что религия есть союз богочеловеческий, обоюдный; нужно не только, чтобы с нами был Бог, но чтобы и мы были с Богом; нужна не только святыня, но надобно, чтобы и мы были достойны святыни. Так, по слову одного святого отца, корабль, нагруженный сокровищами, должен иметь и удобную пристань, иначе мы не получим к нему доступа...

Да будут же души ваши в освящённом храме нашем таким пристанищем духа Божия; да будут они достойны этой воздвигнутой святыни, и пусть не только с нами будет Бог, но и мы да будем вечно с Богом - верою, любовью, молитвою, исполнением Его закона и непрерывным, нескончаемым религиозно-нравственным возрастанием. Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 372-374.

Наверх