Блаженной памяти Московского митрополита Филарета. (К сорокалетию со дня его кончины. 1907 г.)

Блаженной памяти Московского митрополита Филарета. (К сорокалетию со дня его кончины. 1907 г.)

Сорок лет тому назад, 19 ноября 1867 года, тихо и мирно, смертью праведника скончался в Москве знаменитый в истории русской Церкви митрополит Филарет. Умер он и погребён – у Преподобного Сергия в Троицкой лавре; много лет прошло со дня его смерти, мало уже в живых его современников, помнящих, как блистал и горел этот светильник на свещнице Церкви Христовой; но не умерла и не умрёт память об этом замечательном человеке, в котором великий ум и твёрдая воля сочетались с глубоким смирением сердца, высокие познания сочетались с пламенной верой и этой верой освещались и осмысливались. В оставленных им учёных трудах, в его сочинениях, проповедях, письмах, отзывах, распоряжениях все ревнители и деятели русской православной Церкви, и все добрые христиане, ищущие совета и руководства во всех областях жизни, находят, и всегда будут находить неиссякаемый источник руководственных безошибочных указаний. И теперь, в пережитые и переживаемые нами тяжёлые дни всяких нестроений церковных, государственных и общественных, мы можем всегда найти ответ на все тревожащие нас вопросы в наставлениях почившего Московского святителя. Нет области жизни, которой не коснулось бы его мудрое слово. Мы не говорим здесь о чисто религиозных его поучениях: они столь обильны и глубоки у этого архипастыря, которого сравнивали и с Григорием Богословом, и с Иоанном Златоустым, что целый ряд поколений уже воспитал и долго будет на них воспитывать в себе религиозное чувство и преданность Церкви. Но и в других областях жизни он даёт всегда безошибочные советы и указания. Говорит ли он о Царской власти, о начальниках, о подчинённых, об обществе, о государстве, о старине и новизне, о реформах жизни, о науке, о школе, искусстве, о взаимных отношениях отдельных людей, семейств, сословий и целых народов, – всюду его слово, по апостолу, солию растворено, всюду он – муж разума и совета. Ко всему этому он вмещал и носил в себе как бы все заветы благочестивой древности и святоотеческих учений: так всегда строго церковно и строго православно каждое его наставление!

Не одним умом и мудростью славен почивший святитель. В нём видим не только правило веры, – эту добродетель истинного наставника церковного, но и образ кротости, воздержания учителя, как поётся в песне церковной, прославляющей святых святителей. Это был безупречный инок, ревностный священнослужитель и проповедник, по апостолу– тщанием не ленивый, духом горящий, Господеви работающий, не высоко мудрствующий, но смирением ведущийся; это был неустанный труженик, непрестанный молитвенник, великий милостивец, любивший сохранять в тайне дела благотворения. Строгий чрезвычайно к себе, он был строг и к другим. Строгость, требовательность и взыскательность в исполнении долга подчинёнными ставили и ставят ему в вину; но и в этом он следовал голосу своего собственного архипастырского долга; чувство христианской любви присуще было ему всегда, и всегда он наставлял с кротостью, карал с благожеланием. Святость жизни его была ведома и видима пасомым и современникам, и мы знаем не один случай, когда верующие и при жизни митрополита Филарета и по смерти его получали чудеса милости Господней по его молитве или по призыванию его молитвенной помощи.

И доныне есть немало православных христиан, верующих в святость почившего митрополита Филарета и тайно в молитвах призывающих его в помощь и заступление.

Такова вкратце жизнь митрополита Филарета, таковы его дарования, заслуги, труды, его жизнь и праведность.

Имя митрополита Филарета, прежде всего, говорит о выдающемся его уме, необыкновенных познаниях, искусном и сильном слове. Не так редко встречаются среди людей умы сильные, одарённые великими способностями и талантами.

Но не все они оставляют одинаковый след среди людей, не все одинаково исполняют то назначение, с которым человек живёт в мире и которое указывает ему Бог. Нередко люди обращают свои дарования на зло. Умное, увлекательное своё слово они отдают пустым делам и ничтожным, увлекают своих слушателей на грех. Мысль свою, сильную и способную себе подчинять других, они отдают на изобретение учений, гибельных, безбожных, противо-церковных и противо-государственных. Сильный свой характер, твёрдость, настойчивость, умение добиться цели они отдают на желания преступные и часто гибнут в увлечении делом преступным, обрекая себя, таким образом, прямому безумию. Такие примеры мы теперь, к сожалению, часто, очень часто видим кругом себя, и кто их не знает? Эти юноши, девушки, которые свой ум, своё слово, свою жизнь обрекают на служение разрушению, восстанию, на призывы к крови и убийствам, сами совершают преступления и убийства, попадают в тюрьмы, получают заслуженную казнь, сами убивают себя. Все эти люди часто одарены большим умом и большими знаниями; их ум не избавляет их самих от безумия, их ум служит на погибель и другим людям, соблазняя многих неопытных, неведущих и толкая их на путь преступлений и забвения Божьего закона. Ибо сильному уму и воле, в какую бы сторону ни направлялась их деятельность, естественно подчиняются окружающее – большей частью, люди средние, ищущие вне себя опоры и руководства.

Есть другие сильные и одарённые умы, – умы вечно колеблющиеся. Вера, неверие, истина, ложь, – всё это у них меняется, как погода. Сегодня с увлечением они проповедуют одно, завтра с таким же увлечением – другое, совершенно противоположное. Такие люди не оставят по себе доброго следа на земле, не произведут сильного влияния на ближних.

Неуверенный, колеблющийся, сомневающийся не может сделать другого крепким и стойким. Нельзя сказать, однако, чтобы и такие люди не производили никакого влияния на других людей. Сильный и способный ум всегда в данную минуту подчиняет себе других; это естественно и неизбежно. Поэтому и колеблющиеся, сомневающиеся умы, чем они способнее и сильнее, тем больше вреда приносят людям, разрушая в них веру, лишая спокойствия, отнимая уверенность в словах и поступках.

Мы видели, каков был великий ум митрополита Филарета, этого приснопамятного архипастыря, учителя, молитвенника и праведника. Ум его был в полном смысле созидательный ум, а не разрушительный, положительный, а не отрицательный, всегда одинаковый, всегда себе верный и равный, всегда полный назидания. О нём можно было сказать словами святого апостола Иакова, которые так часто любил повторять сам почивший митрополит Филарет: «Премудрость, свыше сходящая, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнена милости и плодов благих, несумненна и нелицемерна» (Иак. 3:17–18).

Естественно спросить, – и в наше время для нашего спасения и руководства жизни особенно полезно и необходимо знать: откуда же приснопамятный святитель получал это доброе направление своего великого ума? Что делало этот ум и дарования его такими благоплодными для мира и людей? Где он находил для себя опору и руководство? Где он черпал это постоянство, твёрдость, ясность и определённость мысли и слова, желаний и действий? И где нам, по его примеру, найти эти великие духовные сокровища?

Разгадка указанной тайны совершенно ясна и всем доступна. Митрополит Филарет, при всём своём огромном уме, не кланялся ему, как идолу. Он знал и верил, что ум у человека ограничен, что он сам собой не даёт света, что такой вечный, чистый и святой свет он может получить только от Того, Кто, – по слову апостола, –свет есть, и тьмы в нем несть ни единыя (1Ин. 1:5). Есть свет истинный, просвещающий всякого человека, пришедшего в мир (Ин. 1:4–5), – и Свет сей есть Бог. Он не оставил людей во тьме одинокими, сирыми, оставленными. Он дал им Своё слово. К слову Божию и приник митрополит Филарет от дней детства и юности, на нём воспитал свой великий ум, им направил и изощрял свои богатые духовные дарования. Но и в усвоении, понимании и принятии слова Божия ум человеческий может кичиться, и в слепом самопоклонении не себя проверять словом Божиим, а, наоборот, самое слово Божие проверять своими рассуждениями и понятиями. Чтобы этого не случилось, Господь слово Своё доверил и вверил Церкви, которая и хранит, и распространяет, и безошибочно истолковывает слово Божие, руководимая Духом Святым, ей обещанным и ниспосланным. К Церкви Христовой, к её правилам, учению, заповедям, к её святым отцам и учителям и их писаниям, к её богослужению, представляющему великую школу поучения и мудрости, – к Церкви Христовой приник митрополит Филарет, как её сын и верный послушник, у неё искал и от неё смиренно принимал руководство и поучение.

Опираясь на слово Божие и руководство Церкви, приснопамятный святитель и получил ту свободу, уверенность и полноту жизни духа, которыми он поражает нас при чтении его произведений. Всё было для него ясно: небо и земля, тайна жизни и смерти, тайна земного и загробного бытия, – еже зде пребывание и еже тамо пришествие, – все вопросы жизни земной, семейной, общественной, государственной.

Какой радостный и желанный этот удел! Как хочется нам в годину смуты, шатаний, сомнений так же построить дом души не на песке, а на камне, чтобы не повалили его ни ветры, ни дожди, ни разлившиеся бурные потоки! Как отрадно было бы нам иметь это постоянное спокойствие и душевное равновесие, ясный взгляд и ясную оценку всего нас окружающего!

И это благо от нас не за горами. Поминаемый ныне святитель Филарет его ясно нам указывает: оно в слове Божием и в руководстве святой Церкви. Прильни, христианин, к этим источникам, и пустыня духа твоего расцветёт прекрасным садом, и оживится всё в нём умирающее и унылое, исчезнет всякое колебание и сомнение, – ты почувствуешь прилив сил несказанных, ты станешь сильный и мощный, превыше всякой самой сильной и одарённой мысли человеческой, не зажжённой ещё словом Божиим и потому мёртвой и бесплодной. Тогда ты обретёшь твёрдые устои под ногами. Всякие вопросы веры, жизни, мысли для тебя станут ясны, в главном и основном: в вопросе твоего нравственного достоинства, богообщения, богоугождения и вечного спасения. Тогда ты не будешь колебаться, меняться, не будешь страшиться всякого нападения и натиска иной мысли, неправой и нехристианской. Ответ будет у тебя готов на всякое возражение.

Такими людьми строится жизнь, и стоят царства.

В годину расшатанности жизни, мысли и сло́ва нам особенно дорог становится митрополит Филарет с его неумирающими заветами.

Но дорогой для всей Церкви русской, он по преимуществу близок Москве и Московской епархии, где он родился, где прожил он бо́льшую часть жизни, где навеки он оставил своё имя и свой след мудрости архипастырского правления и учительства. Он – слава и честь Москвы и Московской епархии; он, по уверенности многих и многих верующих, – и молитвенник за своё земное отечество, за народ русский и Церковь русскую.

Архиерейство его да помянёт Господь Бог во царствии Своём всегда, и ныне, и присно и во веки веков! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх