Акафист преподобному Сергию. Об уповании на промысл Божий. 1962 г.

Акафист преподобному Сергию. Об уповании на промысл Божий. 1962 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их, подражайте вере их», — говорит в своем послании христианам святой апостол Павел (Евр. 13, 7).

И действительно, подражать святым угодникам, учиться у них спасению души весьма необходимо и полезно для всякого христианина, потому что у святых угодников Божиих и мысли, и чувствования, и поступки — все свято и весьма назидательно для хотящих спасения. «Якоже ароматы, — говорит святитель Платон, — чем более растираются руками, тем более издают благоухания, тако и жития святых: чем более мы в них углубляем свое размышление, тем более открывается святость и слава праведников, а наша польза».

Особенно важна для нас жизнь преподобного Сергия, который был украшен многими добродетелями. В жизнеописании преподобного Сергия наше внимание более всего привлекают его твердое упование на Бога и вера. Несмотря на всевозможные лишения, скорби, искушения бесовские, преподобный Сергий оставался тверд в своем уповании на Божию помощь, и это упование никогда его не посрамляло. Только твердою верою он преодолевал все искушения. «Без веры угодить Богу невозможно, — говорит святой апостол Павел, — всякому, приходящему к Богу, необходимо веровать, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», — говорит апостол (Евр. 11, 1). Все угодившие Господу ветхозаветные праведники имели твердую веру, благодаря которой они побеждали царства... заграждали уста львов, угашали силу огня... были сильны на войне, прогоняли полки чужих, освобождались от немощи (см.: Евр. 11, 33, 34). А в Новом Завете Спаситель дал еще большие обетования верующим, говоря, что всё возможно верующему (Мк. 9, 23), если будет просить с верою. Напротив, сомневающийся не тверд в своих путях. Святой апостол Иаков говорит: «Да просит (всякий) с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 6). Таким образом, верою были богаты все угодники Божии.

В житии преподобного Сергия повествуется, как однажды в обители три дня не было ни хлеба, ни других продуктов питания; братия пришла в сильное негодование и смущение. Надо добавить, что, по уставу преподобного Сергия, братия не должна была в случае нужды выходить в близлежащие селения для прошения подаяния и милостыни, а должна была терпеливо пребывать в обители, молиться и ожидать милости от Бога. Это было тяжелое правило, потому что в обители очень часто не было ничего. И вот так случилось однажды, и тогда братия зароптала, некоторые даже собирались уйти из монастыря. Но преподобный Сергий, видя, что ими овладевает дух уныния, стал их утешать, возлагая все упование на Бога: Бог не оставит места сего без пищи. И в то самое время, когда он это говорил, приходит келейник и сообщает, что подъехал обоз с продовольствием. И братия увидели теплые хлебы и другие продукты, весьма обрадовались, и возблагодарили Господа, и прославили угодника Божия преподобного Сергия.

Теперь обратимся к себе и посмотрим, как мы относимся к попечению о насущном хлебе и одеянии. Большая часть людей мира сего, в том числе и христиане, с утра до ночи только о том и пекутся, что есть и что пить, во что и как одеваться. Милосердный Господь Иисус Христос, желая избавить нас от тяжких оков — привязанности к столь тленным вещам, которая в большинстве случаев рождается от нашего малодушия и маловерия, дает нам спасительную сию заповедь, говоря: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 23).

Забота о насущном хлебе и одежде поглощает все внимание человека и заглушает самое главное внимание, которое должно быть у христианина, — заботу о стяжании будущего Царствия Небесного. Давно замечено мудрыми людьми, что природа наша малым удовлетворяется, а для прихотей недостанет и сокровищ целого мира. Но как часто наши заботы о необходимом перерождаются в суетную многопопечительность об излишних яствах, суетных украшениях нашего тленного тела, обременяют нашу душу, отнимая на это дорогое время! Поэтому-то Господь по Своей любви, желая нас освободить от этой мучительной заботы, ободряет нас словами: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды? » Господь этими словами не говорит, что не нужно трудиться о снискании себе пищи и одежды.Со времени грехопадения прародителей, когда они изгнаны были из рая, заповедь о труде стала обязательной для всех: В поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19). «Кто не работает, тот да не ест», — говорит святой апостол Павел (см.: 2 Сол. 3, 10). Этими словами Господь открывает неистощимое сокровище любви и милосердия Отца Небесного, Который хочет, чтобы сердце наше, утвердившись несомненною верою и упованием на Его щедрый промысл, и в самом труде не обременялось и не рассеивалось суетною и безвременною заботливостью; чтобы, трудясь, мы сохраняли внутреннее безмолвие и покой сердца, необходимый для всегдашнего нашего обращения к Отцу Небесному. Если Отец Небесный даровал нам душу и тело, которые несравненно дороже и выше пищи и одежды, то разве не подаст Он для сохранения жизни нашей все необходимое? Пища, которая пред Его очами составляет маловажный предмет, подается Им и тварям менее ценным, чем человек: птицам, зверям и животным. «Взгляните на птиц небесных, — говорит Спаситель, — они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 26).

Спаситель, указывая на птиц небесных, которых Отец Небесный питает без труда их, этим самым указывает нам на постоянный пример, взирая на который мы не должны прилепляться сердцем к земле и земным попечениям, но должны постоянно преуспевать в вере и уповании на Господа. Если Он питает малых и ничтожных птиц, то оставит ли Он без пищи Своих верных рабов, которых Он создал по образу Своему и по подобию, и которых искупил божественною кровию Сына Своего, и для которых уготовал толикие неизреченные будущие блага? И если мы будем убиваться заботами, сможем ли мы себе помочь в том? Нисколько! Напротив, заботами только убиваем свои силы и сокращаем нашу жизнь, и без того краткую.

Далее Господь говорит: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут : ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6, 28—30). Если Бог одевает так траву, то тем паче оденет в необходимое одеяние верных Своих рабов, которые Ему работают со страхом и трепетом. Суетна наша забота об одежде, которая также проистекает от маловерия и которую христианин также должен препобеждать в себе. Язычники пекутся о пище потому, что не знают Отца Небесного, и от их взора сокрыта божественная любовь, явленная в Единородном Сыне Божием Господе нашем Иисусе Христе. Также и об одежде заботятся много потому, что в этом находят себе утешение. Истинное украшение им неизвестно, истинное украшение христиан — не многоценные, дорогие одеяния, которые суть печальные следствия грехопадения наших прародителей, а одеяние святейшей жизни во Христе Иисусе, которое придает вечную красоту христианину. Можно и в красивой одежде предстать в греховной наготе на вечный позор пред ангелами и человеками, когда придет время суда нашим деяниям.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», — говорит Спаситель (Мф. 6, 33). Вот истинное сокровище, которое должен каждый из нас искать и прилагать к тому заботу постоянную, — это стяжание Царствия Божия, которое, по слову нашего Спасителя, находится внутри нас (Лк. 17, 21). Оно нашими страстями и суетными попечениями так далеко в нас закопано, что требуется немалый труд, чтобы очистить и найти его. Царствие Божие в сердцах истинно верующих есть светлое царство правды и всех добродетелей христианских, в противоположность темному царству неправды, злых страстей и беззаконий в сердцах неверных и нераскаянных грешников. Ищите же прежде всего сего блаженного Царствия Божия, выбрасывая из своих сердец все плевелы страстей и очищая душу и тело от всякой скверны греха. Милосердный Господь, желающий всем спасения, взирая на ваш труд очищения, да пошлет вам силы Духа Святаго, и в очищенное сердце Сам приидет и принесет с Собою светлое царство правды и всех христианских добродетелей, и тогда все необходимое само собою приложится.

Итак, ищите прежде всего Царствия Божия, а все остальное приложится вам. Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх