Жажда бессмертия

Жажда бессмертия

Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы,

Но некогда весна бессменная придет…

Жив Бог. Жива душа. И царь земной природы,

Воскреснут человек: Бога мертвых нет.

(Гнедич)


Не у всех так ясно и определенно выражается вера в вечную жизнь, но то несомненно, что тяга к вечному присуща каждой здоровой душе. По выражению русского философа «всемирное тяготение к вечности уже и теперь в этой жизни властно проявляется в стремлении создать себе настроение, стоящее вне временного потока, свить из лучей истины, добра и красоты как бы духовное гнездо, где находит защиту и уединение от невзгод и жалоб жизни». Как растение тянется к свету, укрепляя свои корни в той самой земле, которая послужила могилой для зернышка, так и дух стремится к свету вечности, несмотря на свою связность с земным прахом. Все существо человека протестует против самой мысли о возможности безнадежной смерти.

«Когда воображу,

Что мертвый я в гробу лежу,

Что крышкою его накрыли,

И в крышку гвозди вколотили.

И в землю гроб спустили мой,

Да и засыпали землей,

Душе обидно так и больно.

И тело дрожь берет невольно».

(Огарев).


По выражению Амиеля, «жизнь никогда не хочет родниться со смертью». Даже при наличии тяжкой болезни и в частности болезни духа, тяготение к жизни и при том жизни беспредельной, вечной не прекращается. Ужасная проказа разлагает тело живого человека, угнетает дух, но и она не в состоянии подавить тягу к жизни. Посмотрите на скрягу. Можете ли вы насытить жадность этого духовно больного человека? На что ему горы сокровищ? Но он продолжает накопление «средств жизни» до последнего своего издыхания. Инстинкт бессмертия говорит ему о бесконечности жизни, и заблуждение его состоит лишь в том, что он считает свое золото пригодным до бесконечности.

Подслушайте голос своей внутренней природы в то время, когда цветы ее распускаются под лучами духовной весны, когда лепестки их еще не обиты ветрами жизни, подслушайте исповедь сердца пред его двойником, и вы услышите, как молодые уста клянутся друг другу в вечной любви и вечной верности. Опять инстинктивная тяга к вечности обнаруживается самым непререкаемым образом.

Зачем ты, добрый хозяин, строишь свой дом таким прочным, как будто собираешься в нем жить сотни и тысячи лет? Забота о наследниках? Но искренен ли ты? Ведь ты все приспособляешь к потребностям своим и тех, кто ныне близки тебе. Что для тебя будущее, если ты исчезнешь бесследно, как водяной пузырь в непогоду? Забыв на время о своем вечном жилище, ты строишь свою временную хижину с желанием вечности.

А вы, строители государств, не мыслите ли вы себя в живом отношении к ним и в бесконечности? А вы, творцы «вечных произведений» искусства, науки, не влагали ли вы жизни своей в ваши творения с тайною надеждою, что этим устанавливаете связь свою с бесконечным будущим? Что вам эти неведомые вам будущие, если сами вы думаете превратиться в ничто, в небытие, если ваши произведения оторванные от вашей живой личности, будут лишь звуками из пустоты, мыслью без мыслящего? Не чаете ли вы, «от тлена убежав, вовеки жить»?

А вы, герои духа во всех областях жизни, полагающие жизнь свою на костер испытаний, претерпевающие подобно голгофскому Страдальцу, грубую неправду, черную неблагодарность, муки, страданья за воодушевляющую вас святую идею и сбрасывающие свою «земную храмину» тела, как ветхую одежду, разве вам не предносится святая вечность, где чистая правда живет, «идеже несть болезнь и печаль, но жизнь бесконечная?» В моменты, когда бушующее напастями житейское море взмывает нас на самые вершины своих бурных всегубительных волн, мы ясно созерцаем тихие, светлые дали вечности. Оттуда претерпевший страшные страсти, крест, смерть и погребение воскресший Христос зовет нас на твердый берег веры, надежды и любви. «Я воскрес, Я жив и вы живы будете».


«Тот, Кто с вечною любовью

Воздает за зло добром,

Избиен, покрытый кровью,

Венчан терновым венцом,

Всех с Собой страданьем сближенных,

В жизни долею обиженных,

Угнетенных и униженных

Осенил Своим крестом,

Вы, чьи лучшие стремленья

Даром гибнут под ярмом,

Верьте, други, в избавленье,

К Божье свету мы идем,

Вы, кручиною согбенные,

Вы, Христу сопогребенные,

Совоскреснете с Христом».

(А.К. Толстой)


В этой тяге к вечности рождается вера в бессмертие личности, служащая надежнейшею опорою для всех свв. идеальных великих порывов души.


«Жить не легко. В жизни вечно есть нечто грозящее.

Между прошедшим и будущим наше сознание

Ловит лишь то, что бросает нам время летящее…

Счастлив, кто ищет спасенья от зол и страдания

В Лоне Того, Кто во веки веков настоящее».


«Сегодня» 15 апреля 1928 года, 10 год издания, №100 № 831, с.1


Наверх