Жало

Мнози бо суть звани, мало же избранных.

Мф.20:16

В дни святого Симеона Столпника одному отшельнику было открыто, что из десяти тысяч только одна душа принимается ангелами, приходит в Царство Небесное непреткновенно. А в наше время, судите сами, сколько спасающихся, об этом знает только Господь.

Среди нас, возлюбленные братия, есть несколько таких, которые по простоте своей близки к Царству Небесному, а все остальные – грешники, все похожи друг на друга, и всем нам нужно какое-то жало, которое постоянно жалило бы нас и напоминало бы о том, как нужно жить на земле, жало, влекущее нас ко спасению. Все мы сейчас злы, завистливы, страстны, не можем обиды простить, не можем потерпеть от людей, на все злом отвечаем, а если бы знали, что ожидает нас за это, если бы знали, как жестоко будет мучиться совесть человеческая за содеянные грехи; если бы какая-нибудь душа по воле Божией пришла в чувство и увидела все ожидающее душу, увидела, какие ужасы и испытания ждут там ее, то не стала бы она обижаться, не нашла бы в себе способности делать зло, не была бы такой неподвижной, нерадивой ко спасению, такой злой, страстной и порочной. Ибо Господь хотя и мало слов говорил, но каждое слово Его верно, а Он сказал: «Мнози бо суть звани, мало же избранных», то есть мало спасающихся, мало наследующих Царство Небесное.

Поэтому необходимо нам что-то делать, чтобы всегда иметь перед очами своими путь и конец пути, как и Сам Господь говорит: «Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии», то есть всегда будьте в пути к Царству Небесному, будьте готовы вступить в него. Так что же за жало есть, которое постоянно напоминало бы нам о том пути, по которому должны мы стремиться к Царству Небесному? Жало это – память смертная, и вот сегодня мы будем говорить о том, что должно пережить каждому человеку при разлучении души с телом, о том, что испытывает тело, о тех видениях, которые предстанут душе, и о том пути, по которому возносится она на небо.

Каждому из нас придется неизбежно пережить страшный час казни, потому что действительно ужасно это неестественное отделение духа от плоти человеческой. Когда воины являются внезапно ночью к человеку, чтобы взять его, как трепещет человек, как мятется и приходит в ужас душа его! Что же будет, когда ангел придет за душой человека, в неожиданный час исхитит ее? Об этом изъятии души и в церковной песни надгробной поется, что жизнь человеческая проходит быстро, как сон и тень. Когда настанет час тот, то посланы будут к душе два ангела: один – ангел-хранитель, другой – ангел смерти с приказом взять душу. Душа услышит повеление: «Исходи из тела» – и против воли должна будет выйти. А так как душа очень связана по жизни с телом, то это отделение ее от тела будет ужасным мучением для человека. В этот момент тело его испытывает невыразимое томление, такое страдание, точно оно чувствует отсечение частей тела от души. И состояние человека становится подобным тому, как если бы его бросили на костер и он постепенно бы тлел и таял, превращаясь в пепел. Тогда замолкают уста человека, язык его перестает действовать, а если бы мог говорить в эти минуты человек, то слово его было бы выше всякого изображения и силы. Ибо ужасны страдания тела человеческого, не хочет оно расставаться с душою, но душа слышит только властное «исходи». И, выходя из тела, душа попадает в сферу видения бесов, которых мы не видим телесными очами. Видит она тогда страшные лица демонов, которые от ненависти к Богу темнее ночи, глаза которых – горящие уголья и дыхание смрадно. Они дикими голосами, похожими на вой, на лай, на рев диких зверей, стараются запугать душу, устрашить ее и производят различные ужасные действия. И так раздирающа картина эта, что душа трепещет и испытывает невыносимые муки.

Один отшельник афонский, умирая, говорил: «Если ты видишь, что кто-нибудь умирает, бросай все дела твои, все бросай скорее и молись о душе той, ибо она в этот час испытывает величайшее томление и скорби». И после того, как взята будет душа из тела, она по воле Божией на пути к небу будет истязуема демонами. На этом пути, между землею и первым небом, в беспечном воздушном пространстве расположено двадцать полков демонских в определенном порядке, и над каждым из них начальствует особый князь бесовский. Это скопище демонское имеет хартии с написанными нашими грехами, и душа должна пройти через все эти полки, причем душе будут показаны все грехи ее до мельчайших подробностей.

Так называемые, по учению Церкви, мытари, стражи полков, развернут эти хартии, и человек увидит все безобразия своей жизни, все свои грехи с чрезвычайной ясностью. А как же, скажете, возможна такая точная передача грехов на хартиях? В то время, как человека крестят и Бог посылает ангела-хранителя душе его, диавол посылает из своих полчищ бесовских беса, который неотлучно следит за душой и как только увидит, что душа сделала какой-нибудь проступок, сейчас же записывает его. Поэтому демонские полки имеют точную запись всей нашей жизни, всех грехов и пороков наших. И когда душа подходит к первому мытарству, она истязуется за грехи, совершенные словом. Предстанут тогда взору ее все слова, которые она произнесла праздно, все осуждения, все насмешки, все шутки и смех, все то, что говорила она без страха Божия в жизни. И вспомнит душа все те обиды, которые нанесла она словом своим, все неправды, которые изрекла когда-нибудь и о которых беззаботно забыла. И в такой силе встанет перед ней эта картина, что она содрогнется от ужаса, ибо духи с величайшей подробностью представят душе грехи, слова ее, и будут еще клеветать на нее. После того как пройдет этот полк, душа поднимается выше – на мытарство лжи. Увидит душа здесь все измышления, которые возводила на людей, все ложные поступки, всю ложь, которую проявила когда-либо в жизни своей. И велики будут страдания души.

После этого пойдет душа выше – на мытарство клеветы, где увидит и вспомнит, если неправильно осудила кого-нибудь, оклеветала, оговорила. Затем поднимется она на мытарство лености, где увидит свою нерадивость, леность к добру, к стяжанию Царства Небесного.

Затем вознесется душа на мытарство чревоугодия, там увидит, сколько раз не хранила среды и пятницы, сколько раз нарушала пост, вкушая мясо, и молоко, и прочие тому подобные яства, сколько раз одержима была пресыщением, гортанобесием, сколько раз лакомилась, не боролась с собою. Затем пройдет душа мытарства гордости, лихвы, неправедности, где судит Господь неправду, мытарства тщеславия, блуда, причем этот грех особенно будет мучить человека, ибо демоны хвалятся, что семь восьмых мира не идут дальше, а остаются здесь, потому что все впадали в грех сей.

Затем идут мытарства прелюбодеяния, грехов содомских, ересей, где ответит человек за каждую истину Православной Церкви, в которой он усомнился, которую извратил и над которой посмеялся. И наконец вознесена будет душа на последнее мытарство – жестокости. Ответит душа за все свои злые отношения к ближним. Если видел человек плачущего и не отер слезы его, если видел несущего и не хотел помочь ему, если видел страдающего и не ободрил его – за это все ответит человеческая душа.

Здесь определится место душе по заслугам ее. Здесь скажется величайшее человеколюбие Владыки. Вместе с грехами, которые представят бесы, ангелы будут показывать добрые дела человека. Если больше добрых дел, человеколюбие Божие победит; если равно добра и зла, победит милосердие Господа; если добра немного меньше, чем зла, человеколюбие Его восторжествует, а если сильно зло, то душе отводится место невидения Бога, где она не может созерцать светлого Божия лица и не может наслаждаться, пребывая в слепоте. А если зло чрезвычайно сильно, то демоны разверзают кору земную и в самую бездну ада ввергают душу, где она будет томиться до пришествия Христова.

Вот видите, какое жало есть у нас, видите, что скрывает от нас сейчас чистая лазурь небесная, на которую мы смотрим теперь. Мы, как младенцы, запеленуты в пелены и закрыты занавесками, не знаем того, что будет с нами. Поэтому и надо нам быть наготове, как говорит Господь: «Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии«, то есть мы всегда должны быть готовыми в путь к Царству Небесному с запасом добрых дел.

Эти дела добрые необходимо делать каждому из нас, чтобы не лишиться Царства Небесного. И первое дело доброе – это прощать обиды. Оно выше всего, это прощение, особенно в наше время, когда, кажется, человек хочет съесть другого человека из-за своей выгоды. Потом необходимо добро делать другим: если не можешь вещественно, то хотя бы сочувствием, трудом своим, по мере своих сил и возможностей. Затем непрестанно надобно молиться и каяться, ибо душа очищается и возвышается этим. Вот это все надобно нам исполнять непременно, нужно много работать над собой, трудиться ради спасения. Поэтому, имея постоянно в душе своей жало памяти о смерти и воздаянии, будем неленивы на пути своем, ибо и Господь сказал, что Царство Божие нудится и только употребляющие усилия восхищают его. Аминь.

Наверх