Закон любви. Проповедь в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы. 1946г.

Закон любви. Проповедь в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы. 1946г.

Однажды ко Господу Иисусу Христу подошел некий законник, так говорит святой евангелист Матфей, и спросил Его: “Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?” (Мф.22:35-36).

Кто этот законник? Законники или книжники — это учители иудейского ветхозаветного закона. В своей ревности не по разуму они извращали истинное учение о Боге, загромождали его собственными измышлениями и, проповедуя его в таком виде верующим иудеям, сами к тому же не исполняли закона. К ним не раз обращалось грозное слово Спасителя. Эти обличения книжникам записаны в 23‑й главе Евангелия от Матфея: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», — говорил Христос, — что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. “…” Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…” (Мф.23:13, 27).

Один из таких книжников подошел с вопросом ко Господу Иисусу Христу. Почему он спросил Его о наибольшей заповеди в законе? Среди еврейских раввинов и книжников не было единодушного ответа на этот вопрос. Одни из них учили, что наибольшая заповедь — это первая из десяти заповедей Моисеевых: “Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии разве Мене” (Исх.20:2-3). Другие учили о том, что основною заповедью закона является четвертая заповедь о почитании субботнего дня. Иные в своих измышлениях доходили до того, что заповедь об омовении рук и ног считали наибольшей, или такое же значение придавали требованию ветхозаветного ритуала об одежде. Среди учителей иудейских был знаменитый Гамалиил, у которого учился и Савл — будущий апостол Павел и который, возвышаясь над прочими иудейскими учителями, проповедовал о том, что наибольшей заповедью закона должна быть заповедь о любви.

Чтобы разрешить эти споры, один из законников и обратился к Спасителю. Спаситель ответил ему словами ветхозаветного закона: “…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим…”. И добавил: “…сия есть первая и наибольшая заповедь…” (Мф.22:37-38; см.: Втор.6:5).

Почему эта заповедь наибольшая? Потому что Бог — это высочайшее благо; это начало и конец всего; нет предмета для любви выше Бога. И любить Его, по заповеди Христовой, надо всем сердцем — всеми движениями чувства, всей душой — всеми стремлениями воли, всем разумением — всеми действиями ума; любить всем существом.

Продолжая свою речь, Господь Спаситель сказал: “…вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…” (Мф.22:39). Эта вторая заповедь неразрывно связана с первой: кто любит Бога, тот не может не любить брата своего. Так учит и апостол Иоанн Богослов: “Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец…” (1Ин.4:20). Кто исполняет первую заповедь о любви к Богу, тот исполняет и вторую. Для грубых умом и черствых сердцем, кто уверяет, что Бога любит, а в то же время ближнего своего не любит, нужно было особо сказать об этой второй заповеди, и Господь сказал. Он указал и мерило, которым измеряется наша любовь к ближнему: “…возлюби ближнего твоего, как самого себя…” Чего хочешь себе, того желай и ближнему; чего себе не хочешь, не делай ближнему. Тебе больно, если над тобой насмехаются, тебя оскорбляют, тебе говорят в глаза и за глаза неправду, клевещут, осуждают тебя, — не делай этого и ближнему твоему. Тебе горько, если в минуты скорби никто не спешит к тебе, чтобы разделить с тобой эту скорбь, и ты должен сам в себе переживать ее, так, когда ты увидишь горе и слезы другого, поторопись утешить его и разделить с ним его скорбь. Ведь разделенное горе — это полгоря, говорит и народная мудрость. И закончил Спаситель ответ Свой книжнику словами: “…на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф.22:40).

Эти заповеди — сущность всего ветхозаветного закона и сущность всех пророческих речей; это сущность и всего нашего христианского нравоучения, всего закона Христова. Так говорит и святой апостол Павел: “Если имею дар пророчества и знаю всей тайны… а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1Кор.13:2-3).

Почему Господь велит любить Бога всей душой и всем сердцем? Потому, во-первых, что Бог есть всесовершеннейшее Существо, Он — источник всякой истины, всякого добра и всякой красоты. Он — источник истины. В Нем, в Его Божественном слове, мы находим для себя ответы на все запросы нашего пытливого ума, светом Его слова мы освещаем и свой жизненный путь и всё вокруг себя. В свете открытой Им истины мы знаем о том, как произошел этот мир, что его ждет при конце времен, мы понимаем смысл и цель нашей короткой земной жизни. Мы знаем о том, что в бренном теле каждого из нас живет бессмертная душа, предназначенная к вечной жизни и вечному блаженству.

Он — источник добра. Еще в Ветхом Завете Бог показал Свою любовь к людям, когда не покинул грешный ветхозаветный народ погибать в его грехах, но на протяжении ряда веков посылал людям пророков с их огненными речами, звавшими людей к вере, к покаянию, к вечной жизни. И во всем сиянии Своей любви Бог открыл Себя в Новом Завете, когда Сын Божий в образе Господа Иисуса Христа пришел спасать людей, пришел для того, чтобы тяжкими, кровавыми муками в Гефсиманском саду и на Голгофском кресте открыть нам путь к вечному блаженству.

Бог — источник красоты. Он открыл Себя во всей Своей совершеннейшей духовной красоте в лице Иисуса Христа. Он показал вершины смирения, духовной и телесной чистоты, терпения в испытаниях, преданности воле Божией, любви и милосердия, и никто никогда этой красоты превзойти не мог и не сможет.

Как же нам не любить нашего Бora? Как нам не любить Его и как нашего Небесного Отца? Мы — творение Его рук, мы — Его дети. Мы Ему всем обязаны: мы обязаны своей жизнью и всеми теми благами, какие мы в этой жизни имеем; нашим здоровьем, всякой доброй мыслью, всяким утешением в несчастье. В каждом из нас Он напечатлел Свой образ и подобие, не много умалил пас перед ангелами, по слову псалмопевца (см.: Пс.8:6). Он дал нам бессмертную душу, Он спас нас Своею кровью от вечной погибели. Он ждет нас во вратах Своего Небесного Царства, чтобы ввести нас в эти врата. Мы обязаны Ему каждой струёй воздуха, который мы вдыхаем, каждой крошкой хлеба, который мы едим, каждым глотком воды, которую мы пьем. Промысл Его бодрствует над нами день и ночь. Как же нам не любить Его всей душой и всем сердцем?

Даже дикие животные укрощаются перед своими благодетелями. Знаете вы о преподобном Герасиме, жившем в пустыне Палестинской в V веке? Однажды он встретил льва, который занозил свою лапу и ревел от боли. Нисколько не испугавшись, призвав имя Божие, преподобный Герасим подошел ко льву, вынул занозу, полил на рану масло и обвязал лапу. Вы знаете, что случилось потом? Этот лев ходил за Герасимом как домашнее животное. Когда преподобный умер, он лег на его могилу, рычал от тоски, никого не подпускал к себе, не ел и не пил, и издох на могиле. Даже у дикого животного нашлась такая благодарная любовь к своему благодетелю. Неужели мы своего Небесного Отца и Друга-Благодетеля не будем любить всей душой и всем сердцем?

Почему мы должны любить ближнего своего? Потому что любовь к ближнему — это одно из проявлений нашей любви к Богу; потому что такова заповедь Христова, подобная первой заповеди о любви к Богу; потому что все мы — братья между собой: мы произошли от одной крови наших прародителей, мы искуплены одной кровью нашего Спасителя, мы духовно возрождены одним и тем же Духом Святым. Мы должны любить друг друга потому, что эта любовь, по слову Христову, — отличительный признак истинных христиан. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”, — говорил Христос (Ин.13:35). Мы должны любить друг друга потому, что этот путь любви ведет и нас к помилованию в вечной жизни: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф.5:7). Наконец, любовью к ближнему мы приближаемся к Богу, уподобляемся Ему, соединяемся с Ним. “…Пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем”, — учит апостол Иоанн Богослов (1Ин.4:16).

Разве трудно любить отца, разве трудно любить братьев? Почему же мало бывает в нас любви к Богу? Потому что мало в нас веры в Бога, мало веры в будущую нашу жизнь, мало в нас сознания и чувства беспредельной к нам любви Божией и бесчисленных благодеяний Божиих.

Послушайте, что говорит апостол Павел: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод… или меч? “…” …Ни смерть, ни жизнь… не могут отлучить нас от любви Божией…” (Рим.8:35, 38-39). Вот истинная любовь: крепкая, постоянная, всезахватывающая — там, где пламенная вера в Бога и в будущую жизнь!

Вскоре после вознесения Господа Иисуса Христа на небо невдалеке от ворот Иерусалима можно было видеть страшное зрелище: человека побивали камнями. Люди бросали в него камни с ожесточением, с насмешками и проклятиями. Человек стоял, обливаясь кровью, пока не упал. Глаза его были подняты к небу, а окровавленные умирающие уста повторяли ту же молитву, с какой умирал на кресте Спаситель: “Господи, не вмени им греха сего” (Деян.7:60). Это был первомученик архидиакон Стефан. Бог ему повелел любить ближнего как самого себя. Он умирал за Христа, он жаждал своего вечного спасения и, желая того же своим палачам, молился о прощении их греха.

Вот истинная любовь к ближнему своему, вот истинная вера в Того, Кто обещал всякого Своего верного слугу взять к Себе по окончании земного пути!

Почему в нас так мало бывает любви к ближнему? Опять потому, что мало у нас веры в Небесного Отца, мало сознания того, что мы, имея одного Небесного Отца, друг другу братья. А если нет любви друг к другу, разве мы можем быть наследниками вечной жизни? Царство Небесное — это царство любви, и войдут в него только те, кто исполнит первую и наибольшую заповедь нашего закона и вторую, ей подобную.

Как надо любить Бога? В чем проявляется эта наша любовь? Любя Бога, мы должны любить храм Божий, место таинственного присутствия Божия и место нашего освящения благодатью Христовой. Надо любить молитву как беседу со своим Небесным Отцом утром и вечером каждого дня. Надо любить слово Божие как завещание нашего Небесного Учителя и Господа. Надо любить Бога и в скорбях, и в радостях нашей жизни, во всем и всегда видеть Его Отеческую руку. А отвечая законнику на его вопрос, Господь Иисус Христос указал и главный путь проявления нашей любви к Богу — это любовь к ближнему. В любви к ближнему мы проявляем свою любовь к Богу, а Он все дела любви, какие мы оказываем ближнему, считает, как бы сделанными Ему Самому. На Страшном суде мы услышим Его: “Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф.25:40). И другим из нас Он скажет: “…так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне” (Мф.25:45).

Надо любить ближнего своего “не словом или языком, но делом”, как учит апостол Иоанн Богослов (1Ин.3:18). Наша любовь к ближнему проявляется не только в милосердии, как добром настроении нашего сердца, но милосердии деятельном, которое зовет нас на подвиг во имя этой любви. Эта наша любовь и это милосердие должны быть жертвенными, звать нас и на жертвы во имя любви к ближнему. Никогда не жалей ни времени, ни сил, ни имущества своего, когда ты должен проявить любовь к ближнему своему! Не забывай слова Божия: “Милуяй нищего, взаймы дает Богу…” (ср.: Притч.19:17). Слово Божие не ложно, и Бог никогда не останется у тебя в долгу!

Преподобный Агафон, святой V века, пришел из своей пустыни, где проводил дни в безмолвии, молитве и посте, на городскую площадь, чтобы продать изделия своих рук. На площади он увидел больного, всеми брошенного, одинокого старика. Сжалившись над ним, он нанял для него квартиру, три месяца прожил в этом городе, продолжая свои рукоделия и продавая их на площади. И только тогда, когда больной окреп, он, простившись с ним, вернулся в свою пустыню для продолжения своих подвигов. Какая красота любви к ближнему своему!

А вот как поступил Евлогий, святой IV века. Он был ученым мужем и богатым человеком. Он роздал свое имущество бедным и, оставив свой дом, захотел послужить чем-нибудь своему ближнему. Идя по дороге, он встретил нищего без рук и ног, сидевшего у дороги, просившего милостыню. В сердце своем он сказал сам себе: “Вот кому я послужу до конца моих дней”. Он его взял на руки, поместил его в доме и жил с ним пятнадцать лет, ухаживая за ним. Он его мыл, кормил, носил на руках, заботился о нем, как о родном отце. Через пятнадцать лет диавол начал искушать сердце этого нищего. Он стал раздражителен и стал упрекать Евлогия. Он не раз ему говорил: “Вероятно, ты какой-нибудь убийца или вор и хочешь теперь, ухаживая за мной, искупить свои грехи”. Евлогий смирялся, терпел и молчал, слыша эти незаслуженные поношения. Еще через некоторое время этот нищий, все более раздражаясь на Евлогия, сказал ему: “Если бы у меня были руки, я наложил бы их на себя, так мне противна жизнь с тобой”. Огорченный Евлогий направился за советом к великому старцу того времени —преподобному Антонию Великому. Антоний Великий сказал ему: “Я кратко утешу тебя напоминанием слов нашего общего Спасителя: “Претерпевший до конца спасется” (ср.: Мф.10:22). Евлогий вернулся к своему больному и продолжал с терпением свой подвиг. Через сорок дней он скончался в любви и мире с этим нищим. А вскоре умер и тот, горько оплакивая свой грех против Евлогия. Какой яркий урок истинной любви к ближнему своему в этом подвиге!

Таковы заповеди: первая и подобная ей вторая, которые составляют сущность нашего христианского закона. Мы хорошо знаем эти заповеди. От дней нашего детства научает нас им Святая Церковь. Несколько раз в году в евангельских чтениях за Литургией напоминает нам о них наша Церковь. Никогда же не будем забывать и грозного слова Христова: “Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много…” (Лк.12:47). Да не будем же мы такими рабами! Пусть огонь нашей любви к Богу, зажженный в сердце каждого из нас Духом Святым, разгорается в пламя, которое никакие ветры на земле не смогут потушить, и эта любовь наша к Богу пусть зовет нас к такой любви друг к другу, которая сделает нас истинными детьми своего Небесного Отца.


Наверх