Вторая Неделя по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших

Вторая Неделя по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших

Что за пение, что за гимны несутся сегодня к небу из многочисленных храмов нашей страны? Это гимны святой веры нашей. Они ублажают и прославляют ныне Всех святых, просиявших в земле Русской от древних времен и доныне.

Как яркие звезды, горят русские святые на небосклоне Церкви. Светом своих духовных подвигов, своего настроения, святых слов и дел своих они светят нам, увлекая к подражанию. А мы, как бы стоя на необъятном лугу, усыпанном различными цветами, не знаем, к которому из дивных цветов подойти, на который полюбоваться, так как затруднительно мимоходом обозреть красоту душевную несметного числа русских угодников Божиих.

Пусть Север нашей земли хотя на минуту раскроет перед нами святолепные образы преподобных Трифона Печенгского, Артемия Веркольского, Симеона Верхотурского, Иакова Боровичского, Зосимы и Савватия Соловецких, Сергия и Германа Валаамских.

Со своей стороны, и Сергиева Лавра да отверзет свои гробницы с мощами Радонежских праведников и да явит нам среди них приснопамятные лики преподобных во главе с родным нашим аввой северо-русского иночества Сергием Радонежским и его присным учеником преподобным Никоном.

А кто сочтет все бесчисленные местные отрасли от корня Сергиева настроения и подвижничества? Да встанут мысленно пред нами из дали веков русские чудотворцы Москвы, Киева, древнего Новгорода, Пскова, Ярославля, Костромы, Чернигова, Херсона Таврического, Сибири, Южно-Русского края!

Что сказать о всех этих небожителях в наше назидание?

Прежде всего нельзя не заметить, что в обстановке сурового, неутомимого и стойкого труда совершали русские святые свой подвиг спасения. Лучшее же содержание души они всецело почерпнули из живого молитвенного и благодатного общения с Богом. Чисто национальными чертами их являются высокий героический подвиг покаяния, высокое христианское умиление, одушевление, горячее стремление к нравственной правде, глубочайшее смирение и самоуничижение, самоотверженная простота и служение ближним любовью своею. В них никогда не меркнет ни их влечение быть добрыми, ни отвращение от греха, ни устремление к вопросам нравственности, ни желание стать добрыми именно содействием Христа Спасителя и целомудренными при благодатной помощи Святого Духа. И в час кончины своей каждый из них обрел свою душу в убранстве любви к Богу и людям, в сердечной мягкости, праведности, с чистым отражением в себе лучей благодати Божией.

Слушая эти слова о характере русских святых, кто из вас, дорогие братия и сестры, не скажет внутренно: «И я всей душой жажду своего благодатного просвещения и улучшения. Но во мне сильна борьба Духа Божия и влечений греха и очень много колебаний между добром и злом. Как бы желал я прийти к победе над грехом и весь измениться к лучшему!»

Эти искренние слова ваши – знак того, что вы способны искренно молиться о спасении своем. А при условии настойчивой молитвы Дух Святой поведет вас по спасительному пути, не перестанет изливать на вас свое подкрепление при ваших борениях со страстями и не оставит Своею помощью, пока не возведет к совершенному исправлению. Минуты таких сокрушений о грехах и покаянных молитв – и все мы становимся лучше и ближе к Богу и дальше от греха. Только, как ясно мы видим дневной свет, так да будет в нас ясна память о Боге и сердечно чисты воззвания к Нему.

Как зеницу ока обязаны мы хранить в себе непрерывное сознание и чувство своей греховности и сожаления о своих недостатках. Надо добиваться того, чтобы чувство греховности исходило из глубины нашей души, а не навевалось на нее только внешне своим размышлением или слышанными словами. И если чья-либо душа станет кого-нибудь видеть ниже себя, то ей следует тогда крепко за то укорить [себя] и просить у Господа прощения. Основа благодатной теплоты нашего сердца есть смирение. Но стоит лишь умалиться в нас смирению, как наступает в сердце охлаждение к Богу и людям. От души, считающей себя чем-либо, Господь тотчас же отступает. Вот почему утратить сознание духовной нищеты и своей подлинной негодности – опасно. Коль скоро дается себе цена в каком-либо отношении, дело пошло криво. И наоборот, кто подавляет в себе зло и совершает доброе на всякий час, кто ожидает спасения от единого Господа и кто, на себя не полагаясь, всецело предает свою жизнь Богу, тому Господь всегда Помощник и Покровитель. Когда мы Господу предаем себя, Он с нами. И внутри нас делается тогда светло так же, как в комнате с открытыми окнами, где свободно разливается солнечный свет.

Даже такая подробность [есть] в нашем духовном опыте: когда мы долго с кем-либо говорим и вниманием отступаем от сознания присутствия с нами Господа, нам вдруг делается грустно. Грустью Господь дает нам знать, что Ему неприятно, когда мы отходим от Него вниманием. Тем более неугодно Господу, когда мы гордимся. Как пчел отгоняет дым, так покрывающую нас силу Божию удаляет от нас дым нашей гордыни, самомнения и самонадеянности. Отклонение от Господа вниманием при гордости искривляет все наше настроение. Тогда Господь отступает от нас, как бы говоря: «Ты надеешься на себя. Оставайся же с тем, на что возлагаешь свои надежды».

Частые наши охлаждения и чувства оставления нас Господом сильно подсекают доверие к себе. Они научают во всем искать помощи Божией. Видя, что Господь отошел от души и душа без Него лишалась чувства благодати, каждый из нас начинает молитвенно кричать и плакать, прося, чтобы Господь к нему возвратился. И мы не успокаиваемся, пока Господь к нам не возвратится. Всякий же раз, как Господь посещает чью-либо душу, и она бывает с Ним и Им согревается, тогда забывает она прежнюю безутешность свою.

Да не угаснет же в нас дух покаяния и смирения, ибо спасающая благодать привлекается от Бога, а смирением сохраняется. Аминь.

Наверх