Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры, совершая сегодня поминовение усопших, приходится удивляться премудрости и любвеобильности Церкви Христовой, которая простирает свою заботу о спасении не только на живых, но и на умерших наших братий. Дорогие братия и сестры, мы с вами веруем, что человек после своей смерти бесследно не исчезает, так как имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. И то, что мы видим умирающим, — это видимое грубое тело, которое есть прах, потому что от земли взято и опять возвращается в землю. А вот другое, что есть в человеке, — невидимая духовная сила, называемая  душою, — оно никогда не умирает. И поэтому после своей смерти человек продолжает жить, только в другом мире, но с теми же духовными ощущениями и чувствами, с какими он жил в теле, находясь на земле. «Бог не есть Богмертвых, но живых, ибо у Него все живы», — говорит Спаситель (Лк. 20, 38). Имея веру в эту божественную истину, мы с вами поэтому и призываемся сегодня сообща помолиться за своих усопших, зная, что они слышат нас и, может быть, ждут нашей помощи, потому что не одинакова там их участь.

Однажды преподобный Макарий, ходя по пустыне, увидел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп как будто издавал звук. «Чей ты, череп?» — вопросил старец. И последовал ответ: «Я был начальником всех здесь обитавших жрецов, а ты — авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду». — «Какая же вам бывает отрада и какая мука?» — спросил преподобный Макарий. «Как небо отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду от ног до головы, — отвечал со стенанием череп, — и мы не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет нам некоторую отраду». Слыша это, старец прослезился и сказал: «Несчастен тот день, в который человек преступил заповедь Божию». Потом опять спросил: «Есть ли у вас другие, большие муки?» Из черепа послышался голос: «Другие находятся еще глубже под нами». — «Кто же?» — опять спросил он. «Мы, не познавшие Бога, еще испытываем некоторое милосердие Божие, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдают Его заповедей, те, под нами, испытывают еще тягчайшие, несказанные муки». Святой старец после этого закопал череп в землю и ушел в глубоком раздумье.

Дорогие братия и сестры, нет человека, который бы пожил и не грешил. Никто не чист от греховной скверны, хотя бы он прожил один день на земле. И поэтому в большинстве случаев смерть застает нас неоплатными должниками пред Богом, а между тем за гробом нет больше места для покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела, за гробом же он ничего не может сделать для улучшения своей участи, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение. Как же быть тем, которые не  удостоены помилования на суде Божием, а между тем умерли с покаянием и надеждою на спасение? Они могут получить себе помилование по молитвам живых, которые, оставшись на земле, обязаны ходатайствовать пред Богом за умерших, совершая о них поминовение.

Это поминовение великую пользу приносит усопшим. Милосердный Господь наши молитвы, милостыни, заупокойные литургии весьма дорого ценит и прощает вольные и невольные грехи преставившихся отец и братий наших. Еще в Ветхом Завете совершалось поминовение усопших, и святой пророк Иеремия считает даже окаянными и от лица Божия отверженными тех, по которым не творится поминовение. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не напрасно апостолы установили поминать при бескровной жертве усопших, ибо они знали величайшую отсюда проистекающую пользу. И Церковь с самых древних времен совершает поминовение усопших. Может ли кто после этого осмеливаться пренебрегать долгом поминовения усопших? И какая жестокая душа не станет молиться за них Богу, когда от нас зависит улучшить их судьбу и когда мы знаем, что по нашему нерадению многие покойники могут лишиться вечного блаженства? Поистине поминать умерших есть священная и высокая обязанность всех христиан, и мы должны всемерно исполнять ее.

Какими средствами можно улучшить положение умерших? Молитвой, милостыней и заупокойной литургией. Молитва есть самый естественный и общедоступный способ ходатайства за умерших. Не всякий может подавать милостыню или заказывать заупокойную литургию, а молиться за умерших может всякий: и богатый, и бедный, и притом во всякое время и на всяком месте. Мы можем молиться за усопших и утром, и вечером, и в храме, и дома, в свободное от занятий время и во время работы. Всегда и везде Бог примет нашу молитву, если только она приносится от чистого любящего сердца и соединяется с верою в Иисуса Христа. Сам Спаситель уверяет нас в этом: «Истинно, истинно говорю вам, о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 23). И может ли Бог не принять нашей молитвы за умерших и не подать им вечного спасения, когда и за них пролита на кресте бесценная кровь Сына Божия, Который для того и приходил на землю, чтобы избавить людей от власти диавола? Принесши Себя в жертву за грехи мира, Он получил власть над всеми живыми и мертвыми и содержит в Своих руках ключи ада и смерти. По Своей благой воле Он может отворять двери ада и выводить оттуда узников точно так же, как может воскрешать от мертвых. Поэтому-то святые апостолы и узаконили молиться за умерших.

Недалеко от монастыря преподобного Венедикта жили две благородные девицы, которые дали клятвенное обещание Богу не выходить замуж и жить в постничестве и молитвах. К несчастью, сколь чисто было житие их, столь необуздан язык: осудить, оболгать, укорить было обыкновенным делом для постниц. Преподобный Венедикт, узнав о сем, нарочито послал к ним ученика своего и отечески советовал удержать язык свой. В случае непослушания грозил отлучить их от божественного причащения. Но безумные девицы не послушались и не покаялись. После сего они умерли, и, как великих постниц, их погребли в церкви. Но поскольку язык, по слову Божию, есть огонь, прикраса неправды... неудержимое зло и исполнен смертоносного яда (см.: Иак. 3, 6, 8), то они не вошли в чертоги праведных. Когда совершалась божественная служба и диакон возглашал: «Елицы оглашеннии, изыдите», — некоторые из христиан видели двух девиц, выходящих из гробов и из церкви. Сие чудное явление продолжалось несколько времени... Наконец возвестили о сем и преподобному Венедикту. Он пролил о них слезы сокрушения и, послав просфору в ту церковь, велел вынуть частицы в жертву Богу о упокоении душ их. С того времени никто не видел их исходящих вон, и христиане веровали, что злоязычные постницы, жертвою и молитвою преподобного Венедикта, получили от Бога прощение.

Дорогие братия и сестры, мы очень часто после смерти любимых нами родных и близких скорбим, что не смогли доставить им в последние дни их пребывания на земле мирную и счастливую жизнь, что своим невыдержанным характером и необдуманными поступками мы отравили горечью жизнь тех, кто нас любил и кого мы любили. Зачем мы не дали радости, любви нашим близким хотя бы на пороге их смерти? А теперь уже поздно... Но Церковь нам говорит, что не поздно, и мы можем и сейчас примириться с ними и доставить им радость, которой мы не дали им здесь. Поэтому-то, дорогие, и нужно молить Владыку живых и мертвых о помиловании их, чтобы облегчить их загробную участь. А этого мы можем достигнуть только молитвою, соединенною с милостынею.

Пусть же наши сердца, исполненные любви к нашим отшедшим сродникам, проникнутся и молитвенным чувством к Богу за них. Пусть души всех молящихся сольются в один молитвенный вопль к Богу о помиловании наших усопших, о прощении им грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обителях райских, вечно блаженных. Пусть они, находясь в потустороннем мире, почувствуют нашу любовь и память о них.

«Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх