Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Святая Церковь сегодня торжественно вспоминает обретение честного креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по воскресении Господа и совершено было святой Еленой, матерью равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос; и еще несравненно долее продолжалось уничижение животворящего древа, на котором Господь принес Себя в жертву за грехи наши. Спаситель мира уже был на небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли. Уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о древе креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофою. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для... спасаемых — сила Божия (1 Кор. 1, 18), и древу креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви.

Константин Великий, неоднократно испытавший силу креста, вознамерился найти самое то древо, на котором был распят Спаситель наш. Священный труд этот принимает на себя восьмидесятилетняя мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание креста. Но как найти это сокровище? По совету архиепископа Макария были созваны старейшие по годам иудеи; и на вопрос, где предки их утаили крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: «На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете крест вашего Христа». По срытии капища, после долгих трудов, — так как крест был завален мусором, землей и было построено на этом месте капище языческое, — кресты были найдены. Еще до обретения их было ощущение благоухания, исходившего из земли. Кресты были найдены числом три, и, чтобы определить, какой крест Господень, патриарх повелел приложить к крестам лежащую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда были возложены первые два креста, они не произвели никакого действия и перемены, но прикосновение третьего не только восставило ее от одра болезни, но даже даровало ей большие силы, нежели те, какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно чудотворный крест признали крестом Господним.    

Но этого мало. Промыслу Божию было угодно еще более прославить силу креста, чтобы уверовали в него и враги креста. Мимо того дома, где лежала больная, проносили мертвеца на погребение. Патриарх Макарий снова возлагает три креста на мертвого, один после другого. Когда был возложен крест Спасителя, то произошло чудо — мертвый воскрес, так что даже сами враги уверовали. Каждый из присутствующих желал повергнуться пред крестом и облобызать его, но теснота места при многочисленном стечении народа не позволяла этого. Тогда просили, чтобы им было хотя бы показано древо креста. Поэтому святой Макарий, встав на возвышенное место, воздвиг честное древо отдаленному народу, а народ, объятый благоговейной радостью, восклицал: «Господи, помилуй!» Поэтому воспоминание этого события и получило в нашей церкви название Воздвижения честного креста Господня. Иуда, с помощью которого найден был крест, уверовал в Распятого Господа, был крещен с именем Кириака, а впоследствии был патриархом Иерусалимским и скончался мученической смертью. 

Животворящий крест Господень имеет величайшую силу, если кто ею ограждает себя. «Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Это знамение в прежние и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо если оно отверзло врата адовы, отворило дверь небесную, вновь открыло вход в рай, сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?» И действительно, великую силу имеет знамение креста, совершаемое не только христианами, но даже и нехристианами. Вот тому доказательства. В городе Бостре, в Аравии, был епископ Иулиан, из иноков. Некоторые жители того города, враги Христовы, хотели отравить его ядом. Подкупили слугу, чтобы тот, когда будет подавать пить Иулиану, опустил яду в стакан. Как научили юношу, так он и сделал. Он подал стакан питья с ядом святому Иулиану. Иулиан узнал коварство и, принявши стакан, поставил его пред собою, ничего не сказав юноше. Потом созвал всех граждан города, в числе которых были и злоумышленники, и, не желая обличать их, говорит всем: «Если вы думаете отравить смиренного Иулиана ядом, то вот пред вами пью его». Осенив стакан троекратным изображением креста и сказав: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», он выпил этот стакан и, выпив его пред всеми, остался невредим. Увидели это его злоумышленники, пали на землю и просили прощения. 

При виде таких многочисленных чудес, в которых проявляется сила креста Христова, святитель Димитрий Ростовский говорит в своем слове на Воздвижение: «Достойно и праведно покланятися кресту Христову, ибо этим благословенным древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а древом крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов наших; поэтому достойно всякого почитания это древо благословенное. Если в большом почете хранилось в храме Соломоновом то оружие, которым Давид обезглавил Голиафа, то тем большего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос не человека, но диавола, этого адского Голиафа, со всем его воинством победил. До пришествия Христова бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть крест Христов, только положи на себя крестное знамение, и он тотчас убежит от тебя. Он связан крестной силой, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себя знамение креста Господня, и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем, и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем, и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестным знамением прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух крестом Христовым. Это советует и святой Иоанн Дамаскин, который говорит: «Крест дан нам в знамение на челе, так же как Израилю было дано обрезание. Крестом мы отличаемся, мы, верные, от неверных, крестом знаменаемся, крест есть щит, оружие и одоление на диавола, это печать, чтобы не мог прикоснуться всегубитель». 

Дорогие братия и сестры, совершая поклонение кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось бы выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если оно будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в Распятого Господа. Распятый на кресте Иисус Христос — наш Спаситель и Бог, крест — это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоним колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростию Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня заповедь Спасителя: «...всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32). 

Дорогие братия и сестры, зная силу животворящего креста и что Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды, постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за грехи наши, но и за попрание крови Сына Божия. Да не будет этого с нами! Напротив, преисполнимся чувств благодарности ко Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх