Восемнадцатый день. Св. муч. Феодот Анкирский

(О милосердии к ближним по примеру милосердия Божия к людям).

I. Прославляемый сегодня церковию св. мученик Феодот, по подобию апостола Павла, был «всем для всех» в то время, когда разразились над христианами бедствия гонения, воздвигнутого Диоклитианом. – Содержатель гостиницы в г. Анкире, не открытый еще язычниками христианин, Феодот ревностно и разнообразно помогал своим единоверцам; он укрывал их у себя в доме от преследований, питал и оделял всех голодных и лишенных крова и имущества; ободрял и выкупал заключенных в темницы; тела же умерших мучеников, розыскивая и приобретая дорогою ценою, предавал христианскому погребению, хотя и знал, что за это запрещенное дело сам подвергается опасности быть замученным. Так и случилось. Между прочими в это время были взяты семь дев, проживших до старости в целомудрии, которые за исповедание веры Христовой были преданы различным истязаниям, после чего брошены в озеро с привязанными на шее камнями.

Св. Феодот, вместе с родственником своим Полихронием и некоторыми христианами, достал тела мучениц и похоронил их. Утром, когда об этом узнали, то правитель города пришел в страшный гнев и велел тщательно розыскивать виноватых, а тела свв. мучениц были извлечены из земли и сожжены.

Между прочими христианами, подозреваемыми по этому поводу, был взят и Полихроний. Он из страха казни выдал Феодота. Узнав об этом, Феодот добровольно, несмотря на возможность скрыться, отправился к правителю. На убеждения всех присутствующих, чтобы он отрекся от Христа, Феодот возразил речью о суете язычества и проповедью о Христе, чем возбудил сильнейшее негодование жрецов и народа, которые стали настойчиво требовать казни дерзкого хулителя их богов. Феодот был предан жесточайшим истязаниям, и, после 15-ти дневного заключения в темнице и новых истязаний, предан смерти в 303-м г. – Все эти мученики пострадали в Анкире.

II. Мы видели, братия, что св. муч. Феодот всю жизнь свою творил милостыню как духовную, так и телесную. Можно без преувеличения сказать, что он всегда помнил заповедь Спасителя: «будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть»

а) А как милосерд к нам Господь? Он «тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16). Он столько благ и многомилостив, что «сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведные и неправедныя», подает нам все прежде прошения нашего, даже неведущим и не почитающим Его «с небесе дожди дает и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца их». Щадит и милует нас, когда мы согрешаем пред Ним; прощает туне все грехи наши за одно наше покаяние и исповедание пред Ним грехов наших.

Как милосерд к нам и Единородный Сын Божий? Он, Владыка и Творец наш, имеяй славу и блаженство у Отца Своего прежде сложения мира, ради нас грешных оставил сию славу, смирил и уничижил Себя до рабия зрака, до вертепа и яслей, до бедной жизни странника, не имущаго, где главы подклонити; принял на Себя все грехи и все виды бедствий человеческих, терпеливо и кротко переносил все поругания, страдания и мучения; щадил и миловал врагов Своих, скорбел о окаменении сердец их, плакал об угрожающей им опасности, пригвождаемый ко кресту, молился за Своих распинателей. Принесши Самого Себя в жертву за грехи наши, предал нам все сокровища благодати Своей, ниспослал нам Всесвятого Духа Своего; долготерпеливо ожидает и милостиво приемлет покаяние наше; питает нас плотию и кровию Своею.

б) Видишь, возлюбленный, какого милосердия и любви требует и ожидает от нас Господь наш, положивший за нас душу Свою! Как отражение высочайшей любви к нам Сына Божия, она должна быть так же самоотверженна, смиренна и незлобива; не должна пренебрегать никакого вида бедности и уничижения человеческого, не смущаться никакою неблагодарностию, ни злобою или ненавистию людскою, должна любить и самых зложелателей и врагов своих и быть готовою положить душу свою за братию свою. «Если вы любите любящих вас, говорит Господь, какая за то вам благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые и вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники взаймы дают грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая на небеси, и будете сынами Вышняго».

Как отблеск долготерпеливой и милосердой любви Божией, и наша любовь должна быть снисходительна к недостаткам своего ближняго, милосерда к его немощам, должна покрывать самые согрешения его, прощать от всего сердца всякое оскорбление и обиду; должна быть милосерда, сострадательна, должна оказать ближнему всякую возможную помощь или услугу. Нам нет нужды знать, от чего несчастлив наш ближний; мы обязаны подать ему руку помощи, утешить скорбную душу его и словом любви и сострадания, и делом благотворения, подкрепить его братским советом и молитвою, спасти и охранить душу его от соблазнов мира и от преодолевающей силы собственных страстей его.

III. «Сия заповедаю вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы; будите милосерди, якоже Отец ваш небесный милосерд есть». Это для Спасителя нашего лучшая благодарность за все Его благодеяния, лучшее вознаграждение за все труды и страдания, которые терпел Он за спасение наше. В этом наше истинное счастие и спасение. «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою». Тогда только будете достойны именоваться сынами Отца небеснаго, Который «милосерд есть на безблагодатные и злыя». Тогда только будете достойными наследниками вечного царствия Божия, в котором обитает одна любовь и мир и радость о Духе Святе. Аминь.

                                                                                                                                                                                    24 мая 1896 г.

Наверх