Восемнадцатый день. Препод. Евмений, епископ Гортинский

Восемнадцатый день. Препод. Евмений, епископ Гортинский

(Дела милости телесной и духовной).

I. Св. Евмений, память коего совершается ныне, был епископом г. Гортины, на острове Крите, и жил в VII веке. Он имел очень доброе сердце, горячо отзывался на все несчастия ближних и еще в молодых летах роздал все свое имение бедным; кроме сего он был очень миролюбив, не терпел вражды. За свою строгую и благочестивую жизнь, полную дел милосердия, духовного и телеснаго, он возведен был во епископа гортинского и был прославлен от Бога многими чудотворениями. За сопротивление ереси монофелитов, которые признавали в I. Христе одну только Божескую волю, а человеческую отвергали (против них был 6 вселенский собор), св. Евмения сослали в Фиваиду, где и скончался он. Тело его погребено в Гортине.

II. Препод. Евмений примером собственной жизни научает нас быть милостивыми к нашим ближним. Быть милостивым или милосердым к ближним значит не только желать им всякого добра, но стараться делать им все доброе, что только можем, из любви к ним. Эту добродетель Господь заповедует, говоря: будите милосерди, якоже Отец ваш милосерд есть (Лк.6:36). Нужды человека одне относятся к его телу, другие к его душе: потому и милость обнаруживается двояким образом – делами, удовлетворяющими нужды телесныя, и делами, удовлетворяющими нужды духовныя.

а) Дела милосердия, удовлетворяющия нуждам тела, суть следующия:

Первое дело: напитать алчущего или голоднаго, т.е. давать пищу бедным и немощным, которые не могут добывать себе пропитания собственными трудами или, по каким-нибудь обстоятельствам, имеют нужду в пособии пищею.

Второе дело: напоить жаждущаго или того, кто, по немощи или по другим обстоятельствам, имеет нужду в этой помощи, например, малолетний не может достать воды, странник не имеет в виду воды близ дороги, и в подобных случаях. Ученик Христов должен быть готов оказывать ближнему всевозможные услуги, из любви ко Христу, и никакое дело милости или услуги, сделанное ради Господа, не остается без награды, как говорил Спаситель: иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Мк.9:41).

Третье дело: одеть нагого, или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, или дать пособие на приобретение необходимой одежды.

Четвертое дело: посетить находящегося в темнице. Помочь и материально и своими советами узнику, заключенному в темницу за какие-либо тяжкие проступки, примириться с Богом и людьми и стать на лучший путь жизни, достойный истинного христианина, – утешить заключеннаго, быть может, невинно по клевете и злобе людской или страдающего за действительное преступление, совершенное под влиянием страсти, в котором давно принесено истинное раскаяние, – показать всю необходимость и спасительность земных скорбей и безропотного несения своего креста, а также дать материальные средства для приискания должности по выходе из тюрьмы – есть дело великого христианского милосердия – и духовнаго, и телеснаго.

Пятое дело: посетить больного. Как при посещении заключенного в темнице, так при посещении больного долг христианской любви требует оказывать посещаемому услугу, какую кто может, утешить в скорби, помочь в нужде, дать совет к уврачеванию тела и души, трудно-больного стараться приготовить к христианской кончине, внушая ему искреннее раскаяние во грехах, упование на беспредельную благость и человеколюбие Божие, и располагая к благоговейному принятию исповеди, причащения и елеосвящения.

Шестое дело милосердия: принять странника в дом, и сделать к его успокоению все, что внушает христианская любовь, и что позволяет сделать состояние.

Седьмое дело милосердия: погребать умерших в убожестве, или оказывать к тому содействие по состоянию, причем всегда нужно помнить, что тело умершего христианина, запечатленное св. таинствами церкви, некогда было храмом Св. Духа и, может быть, будет предназначено к великой славе после всеобщего суда и воскресения мертвых.

б) Дела милосердия, удовлетворяющия нуждам души суть следующия:

Первое дело: отклонить грешнина от греха. Как велико несчастие человека, когда он грешит, так велика добродетель того, кто заботится не только себя сберечь от грехов, но и других удалять от сего несчастия. Св. ап. Иаков учит: братие! аше кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак.5:19-20).

Второе дело: научить неведущего истине и добру. Явно, эта обязанность относится к тем, кои могут наставлять других по мере своего разумения. И немного знающий может делать это благотворение тому, кто менее знает или не знает того, в чем другой и малознающий может однако помочь ему.

Третье дело духовного милосердия: подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, которое он не знает как преодолеть, или в опасности, которой он не видит, и которая между тем угрожает его чести, нравственному достоинству или даже жизни.

Четвертое дело духовного милосердия: молиться Богу о ближнем. Часто других дел милосердия мы не можем оказывать ближнему, а молиться можем о всех. И не имея никаких других средств благотворить ближним, мы можем делать добро им, вознося теплыя молитвы о них ко Всемогущему. Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:26), учит апостол.

Пятое дело духовного милосердия: утешить печальнаго. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать своими членами: так печаль связывает деятельность душевных сил. Доброе дело – освободить больного от телесного недуга; еще большее добро – избавить человека от печали, и расположить его к богоугодной деятельности, с непоколебимым упованием на всеблагое Божие попечение о нас. Только печаль ради Бога – спасительна; «а печаль мирская, по слову апостола, производит смерть» (2Кор.7:10). Потому печальному надобно внушать слова апостола Петра: всю печаль вашу возверзите нань, яко Той печется о вас (Петр.5:7).

Шестое дело духовного милосердия: не мстить за зло, которое сделали нам другие; но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением, ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие бо и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1Петр.2:20-21).

Седьмое дело духовного милосердия: от сердца прощать обиды, как бы они ни были сделаны нам, словами или поступками. Этому Господь учит словом и примером. Отпущайте, заповедует Он, аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша (Мк.11:25). Он, говорит апостол, укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше (1Петр.2:23). Напротив, Он и со креста молил Отца небесного за Своих распинателей, взывая: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят (Лк.23:34).

III. Так многоплодна добродетель милости или милосердия. Она ясно отражает в человеке свойство Божеской благости, расширяя любовь его на всех окружающих. Она угодна Богу и привлекает Его благоволение к милостивому. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Милостивым обещается помилование не только в этой жизни – от гнева Божия и скорбей (Мф.6:15,Пс.40:2); но что важнее всего – в будущей. Милостивых ожидает великая милость Божия на последнем суде. Кому скажет тогда Царь Судия: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира? Милостивым. Ибо Господь скажет тогда: взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; болен и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне (Мф.25:34-36). Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (ст. 40). Так, братия, велика добродетель милосердия! Так велико обетование, усвояемое милостивым! Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть. Аминь.

                                                                                                                                                                                                           24 сентября 1896 г



Наверх