Великий понедельник. Притча о десяти девах (Мф. 25, 1—13)

Великий понедельник. Притча о десяти девах (Мф. 25, 1—13)

Дорогие братия и сестры, вот мы прошли поприще Святой четыредесятницы и вступили в самые великие дни святых страстей Христовых. Дни этой Страстной седмицы называются великими, потому что в эти дни совершились неизреченные и великие Божии дела по спасению человеческого рода. Человеческому роду Господь в эти святые дни преподал великие дарования. В эти святые дни упразднена смерть вместе с диавольским мучительством, Бог с человеками примирился, небо отверзлося и человеки со ангелы соединилися.

Эти неизреченные Божии дары и милости к нам, грешным, возлагают и на нас долг быть достойными своего звания и совершенного Господом нашего спасения. Церковь заботится о нашем спасении и своими песнопениями и евангельскими чтениями пробуждает нас, нашу уснувшую душу и предостерегает, чтобы мы душевно бодрствовали на всякое время. На утрене мы слышали чудное песнопение: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас» (Тропарь Страстной седмицы) . Это песнопение составлено по притче Господней, где Господь Царствие Небесное уподобляет десяти девам, которые, по древнему обычаю, взяв светильники свои, выходили навстречу жениху (Мф. 25, 1—13). Приведем здесь и объясним вкратце это евангельское сказание.

Святые отцы толкуют эту притчу и говорят, что десять дев, из которых пять было мудрых, а пять неразумных, означают нас, христиан, из которых одни мудры по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти, другие же — неразумны по своему маловерию или холодности, равнодушию к вере, по своей порочной плотской жизни, по своей неготовности к смерти и тотчас за нею следующему суду, так как лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9, 27). Неразумные, сказано, взявши светильники свои, не взяли масла с собою. Что же это за светильники и что значит масло для этих светильников? Светильники — это души наши. Масло — милостыня, по изъяснению святителя Иоанна Златоуста, или вообще добрые дела. Итак, неразумные христиане, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для душ своих добрых дел, которые бы могли поддержать их духовную жизнь. Мудрые же, сказано, взяли масло в сосудах со светильниками своими, то есть они запаслись добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Кто же Жених? Иисус Христос. Когда же и как мы выходим навстречу Ему? Вся наша жизнь должна быть приготовлением сначала к частной встрече Его, потому что всякая душа по смерти своей должна явиться к Нему с ответом как к Начальнику жизни, и потому всю жизнь свою мы должны заботиться о приобретении и сохранении в сердцах своих живой веры и горячей любви ко Господу, чтобы по смерти нашей непостыдно и неосужденно предстать у страшного престола Господа славы. На общую же встречу к Нему мы выйдем по воскресении нашем из мертвых, когда вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия... и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 25, 29). Жених коснит (Мф. 25, 5), то есть Иисус Христос медлит пресекать жизнь нашу смертию, не хотя, да кто погибнет во грехах, но да вси в покаяние приидут (2 Пет. 3, 9); равно медлит и со вторым славным и страшным пришествием Своим для того, чтобы умножались более и более сыны Царствия Небесного. Между тем, обольщаемые временною сладостью греха, ненаказанностью его, и видя, что мир стоит прочно, и думая, что он будет так стоять бесконечно, люди, пользуясь прочным здоровьем и другими вещественными благами, погружаются в душевную дремоту, нерадят о своем исправлении и спят греховным сном. Но вот в самую полночь греховного сна, когда никто из грешников и не думает о страшной опасности, раздается громкий голос: «Се, жених грядет, исходите в сретение его» (Мф. 25, 6). Тогда все встрепенулись и возжгли светильники свои, то есть напрягли душевное внимание.

Хорошо будет в это время мудрым христианам: их души будут гореть огнем сладчайшей любви ко Господу. Но худо неразумным: души этих последних, как светильники без масла, будут гаснуть, то есть будут темнеть и хладеть от недостатка любви к Богу, источнику любви, и начнут предвкушать муки ада. Попросят елея, то есть добрых дел, у мудрых христиан, но те не дадут, чтобы и у них не оказалось недостатка; пойдут покупать у продающих, то есть спохватятся делать добрые дела и пойдут искать случая для этого, но в это именно время придет Жених, то есть в то самое время, как они захотят делать добрые дела, их застигнет смерть, и поставят их, смердящих своими беззакониями, без всяких добродетелей, пред Небесным Судиею...


Наверх