В тринадцатую Неделю по Пятидесятнице. Стойкость в вере

В тринадцатую Неделю по Пятидесятнице. Стойкость в вере

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся! Этими словами, составляющими начало сегодняшнего апостольского чтения, святой апостол Павел предостерегает коринфских христиан от колебания в вере. Этой опасности они подвергались со стороны врагов своих. Главным предметом его проповеди был крест Христов: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». Учением о кресте Христа соблазнялись иудеи, ибо оно противоречило их мнению о Мессии как о славном земном царе. Они не допускали мысли об уничижении, крайнюю степень которого представляет собой крестная казнь, присуждаемая за уголовное преступление. Над учением о спасительной силе крестных страданий и смерти Христовой глумились язычники; оно казалось им безумием. В противоположность тем и другим врагам креста Христова святой апостол утверждал, что для верующих Христос есть Божия сила, потому что крестной смертью Он смерть попрал, избавил людей от власти диавола и примирил с ними Господа, оскорбленного их грехами. Спасительной силой крест Христов мог сделаться только потому, что он был делом премудрости Божией. Крестная жертва есть сочетание бесконечного милосердия Божия к людям с бесконечным правосудием Его. Милосердие Божие требовало спасение людей от гнева Божия, а правосудие Божие требовало должного воздаяния за грехи, правосудие, без которого дело милосердия было бы только потворством грешникам и поощрением их по надежде безнаказанности. Только одна премудрость Божия могла придумать такое средство ко спасению людей, как крест Христов — проповедник любви Божией, а вместе с тем и правды Божией. Вот почему святой апостол Павел именует распятого Христа не только Божией силой, но и Божией премудростью, вопреки врагам креста. Были и другие враги веры, которые, например, отвергали догмат воскресения мертвых. От этих и подобных врагов надлежало предостеречь Коринфскую Церковь. Члены ее, как недавно обращенные апостолом Павлом, еще не настолько утвердились в вере, чтобы им не угрожала опасность увлечения всякими лжеучениями, а посему он с апостольской любовью и ревностью увещевает их твердо стоять в той истинной вере, какой он научил их. «Бодрствуйте», — говорит он, то есть не давайте врагам веры усыпить и ввести вас в заблуждение своими хитрыми злокозненными речами, «стойте в вере», твердо помните ту истину, которую я возвещал вам, и ни на шаг не отступайте от нее; «мужайтеся, утверждайтеся», то есть, даже если бы вам пришлось претерпеть гонения от врагов веры, не уступайте в истине с готовностью умереть за нее.

Требуя от христиан стойкости в вере, апостол разумеет, без сомнения, веру православную. По учению того же апостола, Церковь… есть столп и утверждение истины, то есть православия. Вне Церкви нет истины, нет православия, а следовательно, и спасения. Непринадлежащие к Православной Церкви не могут быть истинно верующими. Таковы, например, баптисты, штундисты, квакеры, субботники, пятидесятники, лютеране, протестанты и прочие сектанты, мечтающие быть обладателями истинной веры, без руководства святой православной соборной, апостольской Церкви, ее законных пастырей. Уклоняясь от Церкви, эти мечтатели расходятся в учении веры до противоположных позиций, так что чем больше сект, тем больше разномыслия и заблуждений. Напрасно они почитают себя сосудами Святого Духа, озаряющего их истиною помимо Святой Церкви. Дух Святой есть Дух истины, а истина — одна; существование истин, одна по отношению к другой противоположных, немыслимо. Невозможно, чтобы бесчисленные заблуждения, послужившие основанием для образования бесчисленных сект, были порождением Духа истины. Одна святая православная соборная апостольская Церковь есть столп и утверждение истины, в ней одной истина сохраняется неизменно, — и это потому, что только в ней одной Дух Святой пребывает и пребудет вовек, согласно обетованию Христа Спасителя, сказавшего апостолам, а в их лице — всем истинно верующим в Него, что Дух Святой пребудет с ними вовек. Христос, изрекая это обетование, имел в виду не апостолов лично, ибо им не суждено жить на земле вечно, а Святую Церковь апостольскую, имеющую пребывать до скончания века.

Дорогие братия и сестры! Слава и благодарение Господу, сподобившего нас быть чадами единой святой апостольской Церкви. Только в ней хранится истинная вера. Будем дорожить этим бесценным сокровищем и для этого — беспрекословно повиноваться хранительнице его, Святой Церкви, как можно ближе принимать к сердцу ее учение и руководствоваться им не только в образе мыслей, но и в жизни, устрояя ее согласно вере. Например, мы должны не только веровать во Христа, распятого за нас, но и подвизаться в борьбе с грехами, во имя чего Христос пострадал и умер на кресте. Вера наша должна быть не только деятельной, но и просвещенной. Поэтому нужно все более и более совершенствоваться в познании учения веры православной, чтобы не увлекаться всякого рода заблуждениями, которые часто с успехом распространяются именно в среде людей невежественных, младенчествующих в делах веры. От этого невежества и младенчества в вере святой апостол предостерегает словами: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы [то есть, сохраняйте младенческое незлобие], а по уму будьте совершеннолетни». Аминь.

Наверх