В Неделю пред Воздвижением (Ин., III, 13-17)

В Неделю пред Воздвижением (Ин., III, 13-17)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Сво­его Еди­но­род­ного, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Доро­гие бра­тия и сестры! Нынеш­нее вос­кре­се­нье назы­ва­ется неде­лей пред Воз­дви­же­нием, и сего­дня поло­жено читать Еван­ге­лие о бес­ко­неч­ной любви Божией к поги­ба­ю­щему миру, к роду чело­ве­че­скому и о нис­по­сла­нии ему Спа­си­теля - Сына Божия Единородного.

«Никто не вос­хо­дил на небо, - гово­рит Гос­подь, - как только сшед­ший с небес Сын Чело­ве­че­ский, сущий на небе­сах. И как Мои­сей воз­нес змию в пустыне, так должно воз­не­сену быть Сыну Чело­ве­че­скому, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь веч­ную. Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Сво­его Еди­но­род­ного, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь веч­ную. Ибо не послал Бог Сына Сво­его в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спа­сен был чрез Него».

До при­ше­ствия в мир Хри­ста Спа­си­теля, Его стра­да­ний, смерти и вос­кре­се­ния, никто из людей не вос­хо­дил на небо, кроме сшед­шего с небес Иисуса Хри­ста, Кото­рый Своим боже­ством все­гда был на небе­сах. Грех не допус­кал никому из людей взойти на пре­чи­стое, свя­тое и пра­вед­ное небо, на кото­ром - пре­стол Гос­пода Бога Все­дер­жи­теля, а за грех еще не была при­не­сена с начала мира до при­ше­ствия на землю Сына Божия крест­ная жертва для искуп­ле­ния мира от греха, для при­ми­ре­ния людей с Богом, для очи­ще­ния и освя­ще­ния веру­ю­щих в Него и для отвер­стия пра­вед­ным судом Божиим заклю­чен­ного гре­хами чело­ве­че­скими неба. Небо было недо­ступно никому из людей вет­хо­за­вет­ных, даже пра­вед­ных. Оно сде­ла­лось доступ­ным для пра­вед­ни­ков и пока­яв­шихся греш­ни­ков только со вре­мени крест­ной смерти за нас, за наши грехи Сына Божия. Об этом ска­зал Сам Гос­подь: «Отныне будете видеть небо отвер­стым и анге­лов Божиих, вос­хо­дя­щих и нис­хо­дя­щих к Сыну Чело­ве­че­скому». Эта тайна, эта радост­ная весть, что небо теперь для нас открыто, еже­дневно воз­ве­ща­ется нам откры­тием цар­ских врат на вели­кой вечерне, все­нощ­ной и осо­бенно на литур­гии - на малом и вели­ком вхо­дах и при выносе свя­тых даров для при­ча­ще­ния. Небес­ное Цар­ство, рай, снова стал досту­пен, открыт для всех веру­ю­щих, и в него невоз­бранно вхо­дят после смерти все оправ­дан­ные пре­чи­стою кро­вью и бла­го­да­тью Сына Божия.

Ста­рай­тесь же, доро­гие бра­тия и сестры, войти в него верой, пока­я­нием и доб­рыми делами. Теперь уже не стоит у две­рей рая херу­вим с пла­мен­ньш мечом, воз­бра­няя вход в него. И сколько людей вошло в рай со вре­мени смерти и вос­кре­се­ния Сына Божия и доныне! Бес­чис­лен­ное мно­же­ство. И мы по при­меру их туда же пой­дем. А необ­хо­димо идти, про­би­ваться всеми силами; если не пой­дем, то в ад попа­дем - никуда больше. Идите, идите спешно, бодро и твердо, не огля­ды­ва­ясь назад, «дорожа вре­ме­нем, потому что дни лукавы, - гово­рит апо­стол. - Теперь время бла­го­при­ят­ное… теперь день спа­се­ния». Далее в нынеш­нем Еван­ге­лии мы слы­шали, что как Мои­сей, воз­нес змию в пустыне, так должно воз­не­сену быть Сыну Чело­ве­че­скому, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь веч­ную. Здесь ука­зы­вает Гос­подь на дей­ствие про­рока Мои­сея в Ара­вий­ской пустыне, именно на воз­не­се­ние мед­ного змия на древо по пове­ле­нию Божию, дабы смер­тельно ужа­лен­ные зме­ями евреи взи­рали на этого мед­ного змия и исце­ля­лись. Это воз­не­се­ние Мои­сеем мед­ного змия на древо про­об­ра­зо­вало воз­не­се­ние, воз­дви­же­ние на кре­сте Иску­пи­теля мира Иисуса Хри­ста и победу Его над змием иску­си­те­лем, или диа­во­лом, и наше избав­ле­ние кре­стом Спа­си­теля от веч­ной смерти.

«Смотри, греш­ник, - гово­рит нам Свя­тая Цер­ковь, - какая ужас­ная, кро­ва­вая жертва потре­бо­ва­лась пра­во­су­дием Божиим для искуп­ле­ния тво­его от греха и веч­ной поги­бели: мучи­тель­ней­шая, позор­ная смерть на кре­сте Еди­но­род­ного Сына Божия. А ты и доныне без­за­ботно, нерас­ка­янно живешь, без страха гре­шишь, не льешь слез пока­я­ния, не забо­тишься о доб­рых делах, рас­пи­на­ешь в себе Сына Божия?.. Опом­нись, покайся, ибо для поправ­ших кровь Сына Божия нет больше жертвы за грехи, но некое страш­ное ожи­да­ние суда и ярость огня, гото­вого пожрать противников».

Так воз­лю­бил Бог мир, то есть бес­ко­неч­ной, пре­вос­хо­дя­щей вся­кий разум, любо­вью, что дал бес­ко­неч­ную жертву за грехи - Сына Сво­его Еди­но­род­ного, чтобы вся­кий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь веч­ную, то есть спасся. Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Сво­его, то весь мир пошел бы в муку веч­ную и никто бы не спасся. Все спа­са­ю­щи­еся ныне спа­са­ются только кро­вью Сына Божия или водой и кро­вью, ибо из про­бо­ден­ного ребра Его истекла кровь и вода, что озна­чает два таин­ства: кре­ще­ние и при­ча­ще­ние; а без кре­ще­ния и при­ча­ще­ния и без пока­я­ния, конечно, и дру­гих таинств никто не спа­сется. Сам Гос­подь гово­рит: «Покай­тесь; но, если не пока­е­тесь, все… погиб­нете; если не будете есть плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Иду­щий Мою плоть и пию­щий Мою кровь имеет жизнь веч­ную, и Я вос­крешу его в послед­ний день. Кто будет веро­вать и кре­ститься, спа­сен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет».

«Ибо не послал Бог Сына Сво­его в мир, - гово­рится далее в Еван­ге­лии, - чтобы судить мир, но чтобы мир спа­сен был чрез Него». Но как же мы читаем в Сим­воле веры: верую в Гос­пода, «паки гря­ду­щаго со сла­вою судити живым и мерт­вым», а в Еван­ге­лии тоже гово­рится, что Бог Отец весь суд отдал Сыну? В нынеш­нем Еван­ге­лии гово­рится о пер­вом при­ше­ствии Сына Божия — для спа­се­ния мира, а в Сим­воле веры гово­рится о вто­ром Его при­ше­ствии, чтобы судить мир. И дей­стви­тельно, вся­кий жела­ю­щий спа­се­ния может быть спа­сен Сыном Божиим, если только будет веро­вать, каяться, молиться и тво­рить доб­рые дела. А если во время зем­ной жизни, при таком изоби­лии бла­го­дати, при таких вер­ных и все­силь­ных сред­ствах к спа­се­нию, чело­век воз­не­ра­дит о спа­се­нии и будет жить нерас­ка­янно и бес­страшно, то после смерти и на Страш­ном Суде Хри­сто­вом — горе ему, ибо ему будет суд без милости.

Спа­сай­тесь, доро­гие бра­тия и сестры, пока есть время. Время поте­ряем - и спа­се­ние погу­бим. Юро­ди­вым девам ска­зано: «Истинно говорю вам: не знаю вас», хотя они и сту­чали и про­сили: «Гос­поди! Гос­поди! отвори нам». Бодр­ствуйте же, ибо не зна­ете ни дня, ни часа, в кото­рый при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский. Аминь.

Наверх