В Неделю Православия Святая Церковь анафематствует всех отступников от нее

В Неделю Православия Святая Церковь анафематствует всех отступников от нее

Един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас (Еф. 4, 5–6). Таково твердое и непреложное слово Святого Апостола Павла. Как Бог и Господь наш Иисус Христос Един и иного быть не может, так и вера наша в Него может быть только едина, – никаких кривотолков, искажений и новых учений быть не должно. Вера эта и учение о ней – эта та вера и то учение, которые вначале возвещены от Самого Христа Жизнодавца, проповеданы через Его Святых Апостолов, которым Сам Господь Святым Своим Духом отверз умы правильно понимать Писание (Лк. 24, 45; Деян. 2, 33), разъяснены их преемниками Святыми и духоносными Отцами и Учителями Церкви и, наконец, содержатся всею повсюду Святою Вселенскою Христовою Церковью. Этою верою спасались все святые мужи и жены в Церкви Христовой и у Греков, и Римлян, и у Сирийцев, и у Египтян, и среди Иудеев, принимавших христианство, и, наконец, в нашей Русской Земле, начиная со Святого Равноапостольного Князя Владимира, христианское благословение которого имеем мы на горе Холмской, – это благодатная Холмская икона Пречистой Богородицы в Холмском Кафедральном Соборе. Икона сия почти в целое тысячелетие милостию Бога к нам грешным сохранилась даже доселе как вернейший свидетель того, что от лет древних в Холмщине и Подляшье русские люди содержали чистую непорочную церковную веру, а не погибельную ересь латынскую, как это хочется доказать полякам, знающим не Христа, а папу римского. Поэтому-то в только что минувшую смутную пору и приходилось даже нарочито оберегать сию Святыню, ибо ходили слухи, что латынщики хотят похитить ее, как свидетельство против них за православную веру. Так, мы содержим то же христианское упование, которым спасались, по примеру древних святых, и в Русской Земле все угодники Божии: Антоний и Феодосий Печерские, Иов Почаевский, этот поборник православной веры против латынской ереси, столь ненавистный для католиков, что, захвативши в былое время себе Святую Лавру Почаевскую, они замуровали в пещере нетленные мощи всегдашнего свидетеля против их заблуждений за правую веру, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские, Митрофан и Тихон Воронежские, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский и все прочее великое множество святых нашей Земли, мощи которых нетленно почивают в гробницах и источают исцеления всем с верою к ним приходящим. Посему и мы – чада Святой Кафолической, или Вселенской, Церкви Христовой – можем дерзновенно вещать оное высокое слово Святого Апостола Павла: темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу (Еф. 2, 19–20). Почему? потому что мы приступихом к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу и духом праведник совершенных, и к Ходатаю завета новаго Иисусу и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева (Евр. 12, 22–24). Так мы едино со Христом, едино с Его Апостолами, и мучениками, и преподобными, и святителями, и со всем множеством праведных, верою в Спаса Христа водившихся в земной жизни и в Царствие Божие восшедших по смерти. Мы, принадлежащие к Святой Православной Церкви, все это можем доказать всею нашею церковною историею, всем единством церковного предания и церковной жизни. Менялись одни другими народы, менялись люди одни за другими, но вера, учение, строй церковной жизни оставались неизменными по существу, неиспорченными передаваясь от одних к другим из лет древних, все различные народы мира объединяя в одно церковное тело, возглавляемое не кем иным, не человеком, а Самим Христом. Нельзя указать никакого иного времени и срока, что от их пределов началась православная Кафолическая Святая Церковь, как во времени началась, например, латынская ересь, как и прочие ереси, советом диавольским выделившиеся от Церкви, презревши совет Святого Апостола Павла достойно ходити звания... тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4, 1, 3).

Это свое основное и повсюдное верование Святая Церковь и исповедует своим чином Православия в воскресенье первой недели Великого Поста, совершаемым во всех кафедральных соборах епископами. Исповедавши Святую непорочную веру, Вселенскими Соборами переданную нам в символах веры, Христова Церковь отрицается от всех бывших и доселе еще существующих соблазнительных для немощных и пагубных ересей, отрицается от всех, которые ее отрицаются, отпали от нее в ересь или горделивый раскол. Ибо мы имеем твердое и прямое слово Самого Господа, что тот, кто по двукратном увещании и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18,17), на каковом основании Святой Апостол Павел строго и завещает своему ученику Титу, оставленному им епископом на острове Крите: Еретика человека по первем и вторем наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10–11); а в 1-м послании к Коринфянам, в котором он отлучил от Церкви тяжкого грешника (1Кор. 5, 3–5), в заключение послания говорит решительно: Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа, то есть да будет отлучен до пришествия Господа (1Кор. 16, 22). Итак, святой завет Церкви от Господа и Его Святых Апостолов, непременный и постоянный долг ее – всегда и строго определенно объявлять всем своим чадам, какие учения и кривотолки суть пагубная для спасения ересь, как искажающие нашу непорочную веру, кто не в Церкви и не с нею, как отпавшие от единости церковной веры и жизни в ересь или раскол непослушания и противления. Всех таковых – ересеначальников поименно, а прочих еретиков и последователей их безыменно – Святая Церковь своим чином Православия велегласно и объявляет и отлучает от общения с собою, как отпавших от нее, как отсекают засохшие или подгнившие ветви с дерева. А все чада ее свято и благоговейно должны содержать свое христианское упование, отгребаясь от всякого ветра противного его непорочности, отряхая всякий сор еретичества, а тем более полного отступления от Христа и Церкви Его. Итак, кто не содержит во всей целости и неповрежденности учения Христа и Его Церкви, кто впал в ересь, тот отпал от Христа и Церкви, тот не имеет ничего общего с нею, тот лишен надежды на вечное спасение, которого сподобились все угодники Христовы и обитают ныне до скончания века в Царствии Божием. Такой чужд той благодати Святого Духа Утешителя нашего, которою обогащались и укреплялись в своем спасительном подвиге Святые Церкви. Такой не может унаследовать душевное спасение вместе со всеми чадами Церкви, как не может дышать повсюду разлитым чистым воздухом или пользоваться всем данным светом солнечным тот, кто сидит в подземелье.

Попущением Божиим, ради немощей наших, лукавством диавольским за последние два года многие русские люди нашего Холмского края по навету льстецов и по своей духовной слепоте или пристрастию к мирской суете и благополучию, а иногда и по слабости духа перед гонителями непорочной нашей веры, не стеснявшимися в самых грязных средствах, – многие ушли от Святой Церкви в папскую польскую веру, которая есть злейшая всех ересей – латынская ересь. Позабыли сии несчастные и достойные жалости люди заветы предков наших, издревле не принимавших латынщины и избегавших общения с нею, как с пагубной для души заразой; позабыли, что издревле весь наш Русский край Холмский исповедовал единую со всем великим Русским народом православную веру – ту веру, которую принял и передал всему своему народу Святой Князь Владимир, благословивший и нашу Холмщину Святою Холмскою иконою Богоматери; позабыли и все множество святых в земле нашей, к молитвам и сильному заступничеству которых прибегали и прибегают все русские набожные люди. Позабыли все это, и одни по непониманию того, что льстивые соблазнители не иного чего ищут, как прежде всего через католицкую латынскую веру сделать их поляками, а другие, и сами желая быть поляками и отрекаясь от своей русской народности и русского происхождения, – оставляют Святую Церковь и идут в польский костел, вместо Христа веруя в римского папу, которого латынщики объявили непогрешимым, позабывши слово Писания, что нет безгрешных (1Ин. 1, 8–10). Ослепил им Господь очи, – не хотят они видеть и того, что обманом, лукавством, насилием, насмешками и преследованием влекут их от Церкви в ересь смутители; мало того, отпавших от Церкви научают так же обманно, лукаво и насильнически соблазнять на отпадение и прочих, особенно в родной семье. О, жалкое ослепление! Уходят люди в злейшую и пагубнейшую латынскую ересь, ибо она от Христа уводит человека, научая его веровать вместо Христа в человека – папу, имеющего будто бы власть и из ада выводить. И верят ослабевшие в вере люди, и губят свои души.

Чада Церкви Христовой! Строго соблюдайте себя от такой заразы, как бы и всем не запачкаться от нее. Не верьте никаким смутителям и лжеучителям, притворяющимся доброжелателями: доброжелатели обманом, хитростью, насилием, насмешками не действуют, а действуют так только соблазнители и злые враги. Будьте поэтому тверды в своем уповании, осторожны в общении с другими, чтобы вам как-либо постепенно и незаметно не потерять своей отеческой непорочной веры, не пойти в ересь и не загубить свою душу для вечного спасения. Оберегайте и тех, которые ослабели в вере, соблазняются наговорами латынщиков католиков. Удерживайте их в Церкви, отклоняйте от ополячения и измены своей родной святой вере. Мало того, расскажите все это и тем, которые уже отпали советом вражеским в ересь от Церкви. Пусть они узнают от вас, что если они не возвратятся в Церковь, то отлучены будут от нее в воскресенье первой недели Великого Поста, а тогда они погибли и погубили себя для вечного спасения. Отлученные от Церкви, анафематствованные ею, они обрекаются на одну участь с нечестивыми еретиками Арием, Несторием, Евтихием и всеми прочими, определенными на вечную погибель вместе с Иудой Предателем. Их имя, как отпавших от Церкви, не произнесено будет в чине Православия, но они безыменно будут отлучены от церковного общения, как сами отпавшие от него, одинаково со всеми поименно отлучаемыми. Им не будет места в Святой Церкви Христовой и в Царствии Божием за гробом, как оставившим Церковь и Христа с нею. Напротив, раскаявшихся и смирившихся Святая Церковь опять примет в свою любовь, общение и попечение во спасение. Сделает это она и по уроку притчи Христовой об отце, с радостью принявшем возвратившегося в раскаянии блудного и пропащего его сына (Лк. 15, 11–32), и по подражанию и завету Святого Апостола Павла, приявшего вместе с коринфскими христианами прежде отлученного им, но раскаявшегося тяжкого грешника (2Кор. 2, 4–11). Ибо как Господь, так и Церковь Его ищет и желает не погибели, а спасения всякого из нас. Итак, все вы, оставившие Святую Церковь, внемлите нашим сим церковным словам, познайте, чего вы лишаетесь и на что идете, удаляясь в ересь за соблазняющими вас и ищущими прославиться в плоти вашей, а не спасения вашего. Откройте искренно глаза свои и посмотрите на тот обман, которым опутывают вас ополячивающие и окатоличивающие вас, на то насилие, насмешки и прямые гонения, которыми они и вас похитили от Церкви, и других уводят от нее. Поймите, что нет тут правды и доброго дела, а только лишь обман и заговор против вас же самих. А познавши все это, идите, пока не поздно, опять в Святую Православную Церковь с раскаянием, как уже многие и многие возвращаются, подобно вам отпавшие в латинство и не нашедшие там ничего, кроме смущения своей совести и своей души и обмана душепагубного. Святая Церковь таковых всех любвеобильно приняла к себе; примет и вас раскаивающихся и просящих о воссоединении с нею. Тогда не коснется ваших имен и ваших душ и та анафема, которую, по обычаю от лет древних, изречет Святая Церковь в Неделю Православия на всех отпавших от нее. И если сей наш глас, как глас всей Церкви и Самого Христа Спаса, услышите, то снова будете овцами Христова стада спасающихся и будете едино стадо и един Пастырь Сам Господь (Ин. 10, 16).

Хорошо нам известно, что вы – отпавшие от Святой Церкви -боитесь нарушить наложенную на вас ксендзами присягу и страшную клятву. Страшна эта клятва вам кажется. Чтобы удержать в своей лжи вас, обманом и насилием увлеченных, ксендзы закляли и вас, и всякий шаг вашей жизни, и все, что в вас, на ужасное проклятие, если вы возвратитесь в Церковь и даже только зайдете когда-либо в православный храм. Боятся благотворного света церковного, просвещающего всякого человека, и поэтому так зло заклинают вас, как темные заговорщики. Так знайте, что ни во что вменяет Святая Церковь эту присягу, необдуманно и незаконно вами данную ксендзам. Откройте Святое Евангелие и прочитайте там в Евангелии от Матфея в 14 главе (1–13 ст.). Там описывается пир у Ирода царя, на котором развеселившийся Ирод поклялся плясавице, дочери Иродиады, что даст ей все, чего бы она ни попросила; а плясавица, наученная своею блудною материю, потребовала главу Святого Иоанна Предтечи, изобличавшего сию блудницу за ее скверную жизнь. Испугался Ирод сего, ибо боялся Иоанна, но стыдно было ему перед окружавшими не исполнить данную клятву, и против своего желания, только лишь во исполнение необдуманной и ложной клятвы, приказал усекнуть главу Святому Иоанну Предтече. Смотрите, к чему приводит ложная, хотя и страшная клятва, – к попранию Божьего дела, к вечной муке, к лишению вечной жизни. Ибо читайте, что сказано в заключение сего рассказа в Евангелии: ученицы Иоанновы пришедше возвестиша Иисусови. И слышав Иисус отыде оттуду в корабли в пусто место един (Мф. 14, 12–13). Ушел Иисус Христос от недостойных Его людей, убивших безукоризненного праведника только ради проклятой неистовой ложной клятвы. Ради соблюдения ее и Ирод и его сообщники отказались от правды и сами ушли от милости Божией. Еще примите во внимание и то, как Святая Церковь смотрит на это событие и на эту Иродову клятву. Августа 29 дня на вечерне она поет о сем с плачем так: Пляса ученица вселукаваго диавола, и главу твою, Предтече, мзду взят. О пира исполнена кровей! лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся; лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще ублажаем. Иначе и быть не может. Разве будем мы упорствовать в ошибочно сказанном слове? А если будем, то ради только своего упорства окажемся лжецами. И если кто-либо несправедливо наговорит нам разных гнилых слов, то разве мы придадим им серьезное значение. Нет, назовем это глупостью или наглостью, а сами от того худшими не окажемся. Так и в данном случае: Ирод ради своей глупой клятвы убил Святого Предтечу и унаследовал вечную муку, а Церковь сего убитого им Иоанна по достоинству чтит и ублажает по всей вселенной, как провозвестника правды и Царствия Божия, к нам пришедшего. Его ублажала бы Церковь, если бы Ирод и не убил его, и сам Ирод за нарушение ложной клятвы не был бы лишен надежды на вечное спасение. Так не бойтесь и вами данной ксендзам-соблазнителям присяги, отбросьте ее, как следовало бы отбросить свою клятву и Ироду, – Святая Церковь ни во что ее вменит, разрешит вас от этой клятвы, если вы придете к ней в смирении и раскаянии, прося воссоединить вас. А если не так, то и вы за соблюдение ложной клятвы унаследуете участь Ирода лживого, и от вас уйдет Господь, как Он ушел от убивших Предтечу. Да не будет с вами сего, покайтесь и придите в Церковь Христову.

Всех иереев епархии умоляю поставить в известность сего нашего писания своих пасомых и всех отпавших от Церкви, воспользовавшись для этого всяким случаем, памятуя, что всякий из пастырей Христовых даст ответ за своих овец словесных. Пусть всякий со своей стороны добросовестно по мере сил своих сделает все, что можно и для утверждения в вере православных, и для возвращения к ней отпавших от Церкви в ересь. И только тогда мы будем неповинны в их погибели. Сделаем сие, уповая, что Господь не без милости и коснется Своею благодатию кого-либо из ушедших от нас и возвратит их в Свою Святую Церковь.

Наверх