В Неделю по Рождестве Христовом. Бегство святого семейства в Египет и избиение вифлеемских младенцев

В Неделю по Рождестве Христовом. Бегство святого семейства в Египет и избиение вифлеемских младенцев

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Вся без­греш­ная жизнь Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста была вели­ким кре­сто­но­ше­нием, уже в пер­вые дни Своей зем­ной жизни Он пре­тер­пел гоне­ние от Ирода. Вот что повест­вует об этом свя­той еван­ге­лист Мат­фей: «Когда же они [волхвы] ото­шли, се, ангел Гос­по­день явля­ется во сне Иосифу, как попе­чи­телю Свя­той Девы и вос­пи­та­телю Боже­ствен­ного Мла­денца, и гово­рит: встань, - в эту же самую ночь, ни мало не медля, сей­час же, - возьми Мла­денца и Матерь Его, - Матерь, а не жену твою, как я прежде назвал Ее при пер­вом явле­нии моем, ибо теперь ты зна­ешь уже, что у Этого Мла­денца нет зем­ного отца, а у Этой Жены нет мужа. Итак, возьми, раз­буди, если то нужно, возьми и беги, как бегут из дома, в кото­ром пожар, как спа­са­ются от зверя или врага, как можно ско­рее, не жалея сил, беги в Еги­пет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Мла­денца, чтобы погу­бить Его». Но не бой­тесь, вас не постиг­нет ника­кое зло, потому что с вами везде Сила Выш­няго, с вами Сам Сын Божий, сми­ренно пови­тый мла­ден­че­скими пеле­нами. Не ожи­дал, веро­ятно, пра­вед­ный ста­рец такого печаль­ного сно­ви­де­ния после всего, что видел и слы­шал нака­нуне. Он видел восточ­ных муд­ре­цов, при­шед­ших с дарами на покло­не­ние Ново­рож­ден­ному, он слы­шал от них о чудес­ной звезде, о наме­ре­нии самого царя Ирода прийти и покло­ниться Богом­ла­денцу, и вдруг - он дол­жен для спа­се­ния жизни Этого Мла­денца поки­нуть родину и бежать в чужую и дале­кую страну!.. Но не заду­мался, не стал коле­баться свя­той ста­рец, он встал, взял Мла­денца и Матерь Его… и пошел в Еги­пет. «Пред­ставьте себе, - гово­рит Инно­кен­тий, архи­епи­скоп Хер­сон­ский, - свя­того старца, вдруг встав­шего среди мрач­ной ночи с бед­ного ложа, пред­ставьте, как он, пре­ис­пол­нен­ный тем, что слы­шал от ангела, сла­быми сто­пами под­хо­дит с бла­го­го­ве­нием к спя­щей Отро­ко­вице и Мла­денцу и тихо воз­буж­дает Ее от сна. Как потом сми­ренно объ­яс­няет Ей о край­ней необ­хо­ди­мо­сти сей­час же, ночью, пока никто не видит, пока про­хлад­ная ночь не сме­ни­лась паля­щим зноем, оста­вить не только дом, но и оте­че­ство и отпра­виться в Еги­пет. Как потом свя­тая эта дво­ица немед­ленно соби­ра­ется в путь, как Матерь, нико­гда не путе­ше­ство­вав­шая по сыпу­чим пес­кам без­вод­ной пустыни, берет на руки спя­щего Мла­денца и садится на бед­ное живот­ное; как ста­рец сле­дует около Нее дро­жа­щими сто­пами, и все это во тьме ноч­ной… Какая тро­га­тель­ная кар­тина! Сколько пре­дан­но­сти воле Божией!»

Свя­той еван­ге­лист не имел в виду подробно опи­сы­вать все собы­тия зем­ной жизни Спа­си­теля; он желал только пока­зать, что Иисус Хри­стос есть воис­тину обе­то­ван­ный Спа­си­тель мира, и потому ничего не гово­рит о том, как свя­тые пут­ники достигли Египта, где посе­ли­лись и как там жили; гово­рит только: «И там был Иосиф до смерти Ирода».

Вот несколько древ­них пре­да­ний о путе­ше­ствии свя­того семей­ства. Не наде­ясь на свои сла­бые силы, свя­той Иосиф взял с собой сво­его сына - свя­того Иакова, кото­рый впо­след­ствии был назван бра­том Божиим. Через несколько дней они очу­ти­лись в тех самых без­вод­ных пусты­нях, по кото­рым шел из Египта изра­иль­ский народ. Страш­ные труд­но­сти и невзгоды встре­тили их здесь. Дорога шла все местами пес­ча­ными и нередко совсем исче­зала среди пес­ча­ных хол­мов. В пустыне негде было достать про­пи­та­ние, а потому все надо было взять с собой в потреб­ном коли­че­стве, а у них был только один осел, кото­рый пред­на­зна­чался для юной Матери с Боже­ствен­ным Мла­ден­цем. Днем под­вер­га­лись они нестер­пи­мой жаре, ночью при­нуж­дены были спа­саться от холода. А как защи­щаться от всего этого там, где местом отдыха как днем, так и ночью мог слу­жить только песок, а кро­вом - один свод небес­ный? Повест­вуют, что в одном месте, среди пустыни, напали на них раз­бой­ники и хотели отнять у них осла. Но один из раз­бой­ни­ков до того был пле­нен кра­со­той Богом­ла­денца, что не поз­во­лил своим това­ри­щам оби­жать свя­тых пут­ни­ков. «Если бы, - гово­рил он, - Сам Бог вос­при­нял на себя чело­ве­че­ский образ, то и Он не был бы пре­крас­нее Этого Дитяти». Тогда Матерь Божия ска­зала этому бла­го­ра­зум­ному раз­бой­нику: «Верь, что Этот Мла­де­нец не забу­дет тво­его бла­го­де­я­ния. Он воз­даст бла­гим воз­да­я­нием за то, что ты теперь сохра­нил жизнь Его». И это был тот самый раз­бой­ник, кото­рый впо­след­ствии был рас­пят одес­ную Гос­пода и спо­до­бился услы­шать от Него: «…ныне же будешь со Мною в раю». Так сбы­лось слово Матери Божией. В хра­мах язы­че­ских падали идолы, когда при­бли­жа­лись к ним Пре­свя­тая Дева с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, и испол­ни­лось слово про­ро­че­ское: «Гос­подь вос­се­дит на облаке лег­ком [т.е. на руках Пре­чи­стой Девы] и гря­дет в Еги­пет. И потря­сутся от лица Его идолы Еги­пет­ские, и сердце Египта рас­тает в нем». И теперь пока­зы­вают неда­леко от Каира, около селе­ния Мата­риэ, огром­ный пень - то, что оста­лось от дерева, под кото­рым отды­хала Матерь Божия, пока свя­той Иосиф ходил в селе­ние искать при­бе­жище, где можно было бы им оста­но­виться. Пре­да­ние гово­рит, что вблизи этого дерева вдруг появился род­ник чистой про­хлад­ной воды для уто­ле­ния жажды боже­ствен­ной Пут­ницы и Ее див­ного Мла­денца. И теперь сохра­ня­ется этот источник.

Вме­сто этих подроб­но­стей путе­ше­ствия свя­той Мат­фей объ­яс­няет, почему Богу угодно было избрать местом убе­жища для свя­того семей­ства именно Еги­пет, а не дру­гую страну. «Да сбу­дется, - гово­рит он, - речен­ное Гос­по­дом через про­рока [Осию], кото­рый гово­рит: из Египта воз­звал Я Сына Моего». Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст заме­чает, что Вави­лон и Еги­пет - два места, быв­шие гнез­дом вся­кого нече­стия. От Вави­лона Хри­стос при­нял покло­не­ние через волх­вов, а Еги­пет освя­тил Своим посе­ще­нием, пока­зав этим, что Он при­шел спа­сти самых отча­ян­ных греш­ни­ков, лишь бы только они обра­ти­лись к Нему с пока­я­нием. Еги­пет был ближе к Виф­ле­ему, чем какая-либо дру­гая страна, и там жило много иудеев, среди кото­рых Иосифу и Марии легче было найти себе при­ста­нище, а глав­ное, Еги­пет оли­це­тво­рял собой пла­чев­ное состо­я­ние греха и смерти, из кото­рого Сын Божий при­шел выве­сти чело­ве­че­ский род, как неко­гда Мои­сей вывел народ изра­иль­ский из Египта.

Когда волхвы при­шли из Иеру­са­лима в Виф­леем, то Ирод несколько успо­ко­ился, он стал ждать их воз­вра­ще­ния оттуда и зара­нее радо­вался в душе, что так легко можно будет погу­бить ново­рож­ден­ного Царя, узнав от них место Его рож­де­ния. Когда волхвы уже ушли иным путем в свою страну, то Ирод вос­при­нял посту­пок их как лич­ную обиду, как обман, как пору­га­ние сво­его цар­ского досто­ин­ства (хотя, конечно, волхвы и не думали сме­яться над ним, а только выпол­нили волю Божию), и вме­сто того, чтобы бро­сить свое безум­ное наме­ре­ние, он вски­пел от зло­сти и стыда. Это был кро­во­жад­ный тиран: нет воз­мож­но­сти пере­чис­лить всех несчаст­ных, кото­рых он пре­дал смерти. Уже пред­чув­ствуя свой конец, он отдал при­каз (к сча­стью, неис­пол­нен­ный) собрать зара­нее всех знат­ных иудеев в Иери­хон и умерт­вить их в тот же день, как только умрет он сам… Он не щадил и самых близ­ких: по пустому подо­зре­нию он при­ка­зал заду­шить свою невин­ную жену, убить трех сыно­вей и дру­гих род­ных. После такого, что ему сто­ило загу­бить хотя бы и всех еврей­ских мла­ден­цев? И он, дей­стви­тельно, хлад­но­кровно обду­мы­вает ужас­ное дело. «Волхвы ушли, - раз­мыш­ляет он, - но не уйдет от меня Мла­де­нец; я знаю, что Он дол­жен быть в Виф­ле­еме или где-нибудь неда­леко от этого города. Они гово­рили, что звезда яви­лась им тогда-то, зна­чит Мла­денцу теперь не более года; надо взять на вся­кий слу­чай воз­раст до двух лет, до этих пор обычно матери кор­мят гру­дью детей, и при­ка­зал избить всех мла­ден­цев воз­рас­том до двух лет в Виф­ле­еме и вокруг него… Нечего щадить лиш­ней сотни детей, когда дело идет о моей без­опас­но­сти». Как заду­мано, так и сде­лано. По слу­чаю пере­писи в то время не только Виф­леем, но и его окрест­но­сти были запру­жены потом­ками царя Давида. Мно­гие при­шли сюда со сво­ими детьми, кото­рые и постра­дали за Хри­ста. Пре­да­ние гово­рит, что до четыр­на­дцати тысяч невин­ных мла­ден­цев постра­дало тогда за Хри­ста; тысячи семейств повер­жены были в ужас и горе. Виф­ле­ем­ские мир­ные поля, на кото­рых недавно было слышно пение анге­лов, сла­во­сло­вя­щих рож­де­ство Хри­стово, огла­си­лись теперь сто­нами и воп­лями невин­ных стра­даль­цев. «Кто может опи­сать виф­ле­ем­ское бед­ствие? - вос­кли­цает свя­ти­тель Григорий Нисский. - Кто изоб­ра­зит это все­об­щее рыда­ние, этот жалост­ный вопль детей, мате­рей, отцов и род­ных? Кто пред­ста­вит это бед­ствие во всех видах его, со всеми подроб­но­стями?» Сердце чело­ве­че­ское невольно скор­бит, вни­мая этому повест­во­ва­нию, и невольно спра­ши­вает: почему Гос­подь попу­стил это изби­е­ние? «Потому, - отве­чает свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, - что вся­кую непра­вед­ную обиду Бог вме­няет нам или в отпу­ще­ние гре­хов, или гото­вит нам за нее награду и бли­ста­тель­ней­шие венцы». Ты ска­жешь, что дети, достиг­нув воз­раста, может быть, совер­шили бы вели­кие дела. Но Бог не допу­стил бы их ран­ней смерти, если бы им пред­на­зна­ча­лось сде­латься вели­кими людьми. Напро­тив, они легко могли бы быть в числе тех, кото­рые кри­чали Пилату: «Рас­пни, рас­пни Его! Кровь Его на нас и на детях наших». Может быть, на них обру­ши­лись бы те скорби и беды, о кото­рых Гос­подь гово­рил перед Сво­ими стра­да­ни­ями: «Ибо при­хо­дят дни, в кото­рые ска­жут: бла­женны неплод­ные, и утробы неро­див­шие, и сосцы не питав­шие!». И это-то бла­жен­ство доста­лось теперь виф­ле­ем­ским мате­рям. Им лучше было бы поте­рять детей в невин­ном воз­расте, чем видеть их несчаст­ную смерть или ужас­ные бед­ствия впо­след­ствии, когда они стали бы опо­рой их немощ­ной старости.

Так как еван­ге­лист своим повест­во­ва­нием о таком лютом изби­е­нии мла­ден­цев при­вел в ужас слу­ша­теля, то далее он же и уте­шает его, напо­ми­ная, что все это слу­чи­лось не потому, что Бог не мог этому вос­пре­пят­ство­вать, но что Он и пред­ви­дел и пред­воз­ве­стил это через про­рока Иере­мию, кото­рый гово­рит: «Голос слы­шан в Раме вопль и горь­кое рыда­ние: Рахиль пла­чет о детях своих и не хочет уте­шиться о детях своих, ибо их нет».

После виф­ле­ем­ского кро­во­про­ли­тия Ирод жил недолго: рука Бо-жия явно отя­го­тела над тира­ном. Пожи­ра­е­мый заживо чер­вями, он еле мог дышать. От него исхо­дило такое зло­во­ние, что нельзя было близко подойти. Его томила ужас­ная жажда, мучил неуто­ли­мый голод, и муки его были так нестер­пимы, что он не раз поку­шался на самоубийство…

После смерти Ирода свя­той ангел Гос­по­день, согласно сво­ему обе­ща­нию, во сне явился Иосифу в Египте и гово­рит: «Встань, возьми Мла­денца и Матерь Его и иди в землю Изра­и­леву, ибо умерли искав­шие, души Младенца».

Свя­той пра­вед­ный ста­рец, воз­вра­тив­шись со своим семей­ством, посе­лился в своем бед­ном гали­лей­ском городке Наза­рете также по откро­ве­нию Божию. «Да сбу­дется речен­ное, - гово­рит еван­ге­лист, - через про­ро­ков, что Он Назо­реем наре­чется. И дей­стви­тельно, Спа­си­теля часто назы­вали с пре­зре­нием име­нем Наза­ря­нина, и Он не сты­дился этого наиме­но­ва­ния, пода­вая нам при­мер сми­ре­ния. Аминь

Наверх