В неделю первую по Пятидесятнице III. Всех святых. Отражение Небесного света во мраке земном

В неделю первую по Пятидесятнице III. Всех святых. Отражение Небесного света во мраке земном

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В первую неделю по Пятидесятнице Святая Церковь вспоминает всех святых, во всем мире запечатлевших свой жизненный путь Евангельскими Истинами, прошедших вослед Христа даже до Царствия Небесного. Святые – жители рая! Откуда взялись они на нашей грешной земле, в месте изгнания, в месте сетования и плача? Не наши ли они сродники, плоть от плоти, кость от кости и такие же изгнанники рая, как и мы, грешные, во всем подобные нам, но не такие, как мы? Они еще на земле, вглядываясь в туманную даль вечности, своей жизнью приблизили ее к себе настолько, что стали земными небожителями. Мы реально ощущаем в них дыхание иного мира и ищем святых, жаждем их молитв и заступничества.

Но не преступны ли наши обращения к их помощи, ведь можно сразу идти к Самому Господу? Видя народный поток к мощам Божиих угодников, редко кому придет в голову подобная мысль. К батюшке Иоанну Кронштадтскому при жизни его собирались толпы, к гробику преподобного Серафима еще до его канонизации шли и ехали великие и малые, знатные и простые. Так что же звало человека на поклонение святым? Попробуем выяснить для себя этот вопрос.

Со времени спасительного подвига Христова возделывает Господь земную ниву и сеет на ней семена Царствия Небесного. И святые – это красный плод этого сеяния. Это лучшие люди из среды земнородных, в которых еще на земле семена небесной жизни проросли и дали обильный урожай. Они подобно всем вкусили смерть, но не могли не оставить на земле памяти о себе, потому что Господь был в них. Человеку, верующему в жизнь души после смерти, невозможно не верить, что святые, познавшие на земле Божию правду, приобщившиеся ей, любовью своей и сочувствием к сродникам, становятся заступниками и путеводителями нашими ко спасению. Вспомним трогательный предсмертный завет святого старца Серафима: Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик, ходите, когда вам есть время, и чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, все, о чем бы вы ни скорбели, что бы ни случилось с вами, придите, да припав к земле на гробике, как живому мне и расскажите. И услышу вас, и скорби ваши, как и прежде, развею. Как с живым со мною говорите. Всегда я для вас жив буду.

Сто лет прошло, как ушел из жизни преподобный Серафим, но в каждом поколении появляются его духовные чада, и они свидетельствуют, что он освятил для них жизненный путь и открыл церковные двери, терпеливо и любовно врачуя болящие духом времени души. Не устают святые всех времен делать дело Божие. Одни, пробуждая взрослых младенцев от духовного сна, передают их на попечение другим, и именно тем, чей внутренний настрой близок их душе. У нас на Руси преемниками Серафима и Сергия стали для одних – святитель Феофан, затворник Вышенский, для других – святитель Игнатий, оптинские старцы; а  придет время, в жизнь многих войдут святые подвижники пустынники Исаак и Ефрем Сирины, авва Дорофей и многие, многие другие.

Великие учителя Церкви – Василий, Григорий и Иоанн – сопутствуют многим поколениям христиан. Каждый святой, и великий, и малый, оставляет на земле свой след, каждый делает порученное ему от Бога дело. Кто своими писаниями и своим жизненным опытом и примером светит миру; кто, оставив цельбоносные мощи, ими зовут живущих к Небу. Они, как церковные колокола, напоминают нам о мирах иных, о иной жизни, познанной ими еще на земле. Память о жизни святых приходит к нам в святцах, в преданиях и сохраняется для нас Самим Богом. Велия святых Твоих, Христе, сила: во гробех бо лежаще духи прогоняют и упраздниша вражию власть, верою Тройческою подвигшеся во благочестии (стих. на литии). Святые возбуждают совесть нашу и возмущают грешный покой, с чего и начинается наше духовное воскрешение. Достаточно явиться в наш мир одному человеку не от мира сего, как в обмирщенной жизни появляются веяния духовные, приводящие к осмыслению целей и смысла нашего жизненного пути.

По слову Ефрема Сирина: Святые души – это ясные звезды, светящие земле. Они освещают для нас опасности жизни, которых мы легкомысленно ищем, как земных радостей и утех. Святой, неся в себе светлую тень грядущей вечной жизни и пребывая среди людей, дарует несомненную веру на возрождение грешной души к святости. И не удивительно ли, что подобный нам, совершенно обыкновенный человек становится отсветом иного мира. Этот его свет падает на окружающих и гонит мрак. Поклонение святому немыслимо без некоторого отождествления себя со святым. Его святость хоть на минуту освещает наш внутренний мир, и мы начинаем видеть себя. В минуты искреннего сердечного поклонения святым мы и сами становимся чище. И понятно, почему народная душа всегда искала и по сей день ищет святых. Она в них находит удостоверение, что не погибла еще на земле правда, что если она светит сквозь человека, подобного нам, значит, искать ее еще можно и должно.

Там превыше небес, где непоколебимо стоит утвержденный до начала веков Престол Господа Славы, где первые чины Ангельские не смеют поднять очей на зрак Вседержителя, там близко к Великому Престолу стоят наши сродники – люди, во всем подобострастные нам. Они стоят оправданные, увенчанные победными венцами. И сколько таких победителей от земнородных окружает Престол Божий! Стоят там наши собратья непостижимые: преподобные Сергий и Серафим, святитель Митрофан Воронежский. И услышим, дорогие мои, свидетельство святителя Митрофана, сказанное им при жизни и обращенное к своим современникам, а значит, и к нам: что же вы не просите помощи у Саровского старца Серафима? Он еще не прославлен на земле, но имеет великое дерзновение у Бога.

Сколько же святых со всего мира предстоят молитвенниками за нас пред Богом! Они не только зовут нас на небо, но указывают путь, ведут туда. Надо только довериться их водительству. Ничей пример так не вдохновит, не окрылит в трудном восхождении на духовную высоту, как пример святых.

Мир помнит много знаменитостей древнего и нового времени, тех, кто имел великое влияние на общественное и политическое развитие истории. Среди них было немало мужей великой души, гениев творчества, они содействовали росту благополучия в мире. Но среди них почти нет талантов духовного нравственного подвига. Только в лице святых Божиих угодников явились великаны духа. Они не подавляли сверхчеловеческим величием, но жизнь их была чистым и ярким отражением Небесного света во мраке земного существования. Они воплотили в себе дух Евангельского учения, распространили вокруг себя силу и жизненность христианских начал. Они возбуждали любовь к духовным подвигам, удостоились великих благодатных дарований и знамений. Российский историк профессор Ключевский так сказал о святых: для грядущих поколений они стали не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, так что целые века благоговейно твердят их дорогие имена!

Подвигами самоотвержения и терпения прославились и сияют, как звезды, святые в мире земном и на небе. Они пронесли исповедь святого имени Господа посреди строптивого и развращенного мира и сохранили для всех последующих поколений чистый источник живой воды – Святую Православную Церковь, как Столп и Утверждение Истины. Времена меняются, но неизменным остается крестный путь следования за Христом. Путь претрудный и часто скорбный. Но не иссякает на этом пути святой поток людей – угодников Божиих – праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Господа.

Пример жизни святых для нас является практическим учебником на пути спасения. Помощь угодников Божиих тем, кто постоянно обращается к ним, реальна и ощутима. Они становятся спутниками нашей жизни и заступниками пред Богом. Будем же, други наши, усердно прибегать к святым, чьи имена даны нам при крещении. Они вместе с ангелом-хранителем нашим неусыпные покровители и дарованы нам Самим Богом. Церковь зовет ныне чад своих: Приидите вси духовне возвеселимся о памяти святых: се бо прииде богототворная нам дарования приносящи (стихира на литии гл. 1).


Наверх