В Неделю о Закхее

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Сын Чело­ве­че­ский при­шел взыс­кать и спа­сти погибшее.

Вот, доро­гие бра­тия и сестры, какие радост­ные слова слы­шали мы в ныне читан­ном Еван­ге­лии. В доме одного из греш­ни­ков Спа­си­тель одна­жды ска­зал, что все, при­зна­ю­щие себя греш­ни­ками, если захо­тят, могут спа­стись. Он для того и при­шел в мир, чтобы всем людям даро­вать спа­се­ние. Для нас, греш­ных, Спа­си­тель вопло­тился, учил, бла­го­тво­рил, тер­пел, стра­дал, был мучим и умер на кре­сте. Все для нас - и неужели не тро­нет нас эта вели­кая любовь и мы не пой­дем к Нему? Как идти и какими путями? Обра­ще­ние мытаря Зак­хея пока­зы­вает нам обра­зец и отве­чает на эти вопросы.

Как же Зак­хей обра­тился ко Хри­сту? В Еван­ге­лии гово­рится, что он искал видеть Иисуса. Ни вели­кое богат­ство, нажи­тое непра­вед­ным путем, ни почет и слава и все зем­ные удо­воль­ствия - ничто не может удо­вле­тво­рить его души. Она жаж­дет чего-то выс­шего. Ему хочется видеть Иисуса. Он забе­гает впе­ред, вле­зает на смо­ков­ницу и оттуда созер­цает боже­ствен­ное лицо Спасителя.

Нередко и мы среди раз­но­об­раз­ных удо­воль­ствий мира или среди житей­ских забот чув­ствуем пустоту в сердце и жажду чего-то выс­шего, более проч­ного, более полез­ного для души своей. Душа наша ищет Гос­пода Иисуса, о Нем тос­кует, с Ним желает быть в самом тес­ном союзе. Такие минуты бла­го­де­тель­ные, спа­си­тель­ные для нас, и мы должны поль­зо­ваться ими осо­бенно в моменты осо­зна­ния сво­его глу­бо­кого паде­ния, муче­ния сове­сти в связи с чем-то уже про­шед­шим. Когда почув­ствуем вне­зап­ное нерас­по­ло­же­ние ко греху, - не будем рав­но­душны к такому сво­ему духов­ному состо­я­нию: надо воз­бу­дить в сердце рас­по­ло­же­ния и наме­ре­ния доб­рые, чистые и свя­тые, - и это будет самый вер­ный шаг к пока­я­нию и спасению.

Спа­си­тель знал душев­ный настрой Зак­хея и объ­явил ему о Своем жела­нии быть у него в доме. И Зак­хей с вели­кой радо­стью при­нял Гос­пода. Этот чело­век, в недав­нем про­шлом слу­жи­тель мам­моны, тво­рец неправды, обид­чик, лихо­имец, - именно так вос­при­ни­мали подоб­ных ему людей иудеи, этот греш­ник стоит лицом к лицу со Свя­тей­шим свя­тых, мало того, при­ни­мает Его в своем доме. Какая быст­рая пере­мена! Какой быст­рый пере­ход от жела­е­мого к дей­ствию! Только что поже­лал уви­деть Иисуса, как уже при­ни­мает Его в своем доме.

И мы после осо­зна­ния своей внут­рен­ней пустоты и нечи­стоты поспе­шим при­нять Гос­пода в доме души своей! Он и нас не возг­ну­ша­ется и к нам при­дет. Он, мило­серд­ный, любит греш­ни­ков, истинно каю­щихся. Он стоит у нашего сердца, сту­чит и ждет, когда мы поже­лаем при­нять Его. Смот­рите, Он вхо­дит в дом Зак­хея Сам, без его просьбы, потому что видит в душе силь­ное жела­ние при­нять Его, горя­чую любовь к Себе. Надо запа­стись и нам, насколько воз­можно, этой любо­вью, надо желать соеди­не­ния со Хри­стом, - и Он вой­дет к нам. Сам Он ука­зал нам и сред­ства для таин­ствен­ного соеди­не­ния с Ним. Это - свя­тые тайны. При­сту­пим к ним не холодно, не по обы­чаю, не по при­меру дру­гих, а по доб­рому изво­ле­нию, с радо­стью, со сми­ре­нием и сокру­ше­нием сердца, - и Хри­стос при­дет в дом души нашей и при­не­сет спа­се­ние нам.

Доро­гие бра­тия и сестры, Зак­хей от всей души, с вели­кой радо­стью воз­дал бла­го­да­ре­ние Гос­поду и сразу же при­нес, пока­зал плоды, достой­ные пока­я­ния. «Гос­поди! поло­вину име­ния моего я отдам нищим, и, если кого чем оби­дел, воз­дам вчет­веро». Он не только обе­ща­ется оста­вить преж­ние стра­сти, свои гре­хов­ные при­вычки. Ему этого кажется мало. Он желает и дает обе­ща­ние за всех прежде им самим оби­жен­ных запла­тить доб­ром. Мно­гое из сво­его богат­ства он при­об­рел непра­ведно - через вымо­га­тель­ство, утайки, обман, и за то он хочет поло­вину сво­его име­ния раз­дать нищим. Может быть, най­дутся и те, кото­рых он оби­жал, при­тес­нял, и таких он обе­щает воз­на­гра­дить вчет­веро. Так и нам, доро­гие, надо каяться. Не доста­точно только ска­зать на испо­веди, что мы греш­ные в том-то и том, мало даже дать обе­ща­ние и обре­сти твер­дую реши­мость жить по запо­ве­дям Божиим, нет, надо уни­что­жить и самый след греха, чтобы не оста­лось и при­зна­ков нашей любви ко греху. Поэтому похи­щен­ное надо воз­вра­тить, воз­вра­тить сполна; при­об­ре­тен­ное через обман, обиду или дру­гими нечест­ными сред­ствами раз­дать. Если кто потер­пел от нас, лишился места, или семей­ного сча­стья, или доб­рого имени, или потер­пел рас­строй­ство в делах своих, или вовле­чен нами в какой-нибудь грех, такому надо воз­дать доб­ром с избыт­ком. Если мы не видим уже его и не можем помочь ему, то за это зло воз­на­гра­дим доб­ром дру­гих людей.

Мы ино­гда думаем, отчего это Спа­си­тель редко при­хо­дит нам на ум, редко бывает в доме нашей души? Это больше всего оттого, что мы не осо­знаем себя греш­ни­ками, не осо­знаем, что для нашего спа­се­ния нужна помощь Спа­си­теля, это - от нашего маловерия.

Гос­подь, как мило­стивно при­нял и про­стил Зак­хея, так все­гда готов при­нять и про­стить вся­кого греш­ника. И если мы от мно­же­ства гре­хов наших впа­даем ино­гда в уны­ние - думаем, что Гос­подь не про­стит их, то это оттого, что пока­я­ние наше не такое, какое было у Зак­хея. Он как только услы­шал, что идет Хри­стос - Спа­си­тель греш­ни­ков, тот­час поже­лал Его видеть и обра­тился к Нему с верой. А мы зача­стую, живя во гре­хах, мед­лим обра­титься к Гос­поду с пока­я­нием. Не слу­шая голоса Свя­той Церкви, посто­янно при­зы­ва­ю­щей нас к пока­я­нию, очень редко бываем на испо­веди и свя­том при­ча­ще­нии, изви­няя себя то неиме­нием вре­мени, то дру­гими при­чи­нами. Зак­хей при­нял Гос­пода в дом свой с вели­кой радо­стью. А нам Спа­си­тель хочет отпу­стить грехи наши, хочет войти в дом нашей души в пре­чи­стых Своих тай­нах, чтобы мы соеди­ни­лись с Ним, были в Нем и Он в нас, а мы отка­зы­ва­емся и гово­рим, что нам некогда.

Зак­хей, как только обра­тился к Гос­поду, тот­час решился оста­вить свои непра­вые дела и загла­дить их доб­рыми делами. А у нас слу­ча­ется, что мы и молим Гос­пода о про­ще­нии гре­хов наших, а жизни своей не исправ­ляем, пове­де­ния сво­его не меняем. Кто, напри­мер, каялся в обмане, не пере­стает обма­ны­вать. Кто гре­шен был в раз­врате, пьян­стве, через неко­то­рое время опять при­ни­ма­ется за то же самое.

Кто рас­ка­и­вался в том, что имел злобу и вражду на ближ­него и осуж­дал людей, оби­жал дру­гих, - опять заво­дит ссоры, рас­при и не пере­стает осуж­дать. Иной и во время самого пока­я­ния не думает в буду­щем испра­виться и оста­вить грехи свои. А бывает и так, что иной во время пока­я­ния наме­ре­ва­ется и хочет испра­виться, но после впа­дает в те же грехи, оправ­ды­вая себя чело­ве­че­ской сла­бо­стью. Пусть такой чело­век испы­тает свою совесть, спра­вед­ливо ли его оправ­да­ние. На самом ли деле он никак не мог усто­ять про­тив греха? Пред­при­ни­мал ли со своей сто­роны все уси­лия, вос­поль­зо­вался ли всеми дан­ными ему сове­тами, чтобы избе­жать греха? Напри­мер, винов­ный в пьян­стве и раз­врате ста­рался ли всеми спо­со­бами уда­литься от тех мест и сооб­ществ, где много соблазна к этим гре­хам; при­во­дил ли на память запо­веди Божий, суд Божий, угро­жа­ю­щий пья­ни­цам и блуд­ни­кам? При­вык­ший обма­ны­вать вспо­ми­нает ли при своих дей­ствиях о Боге, пра­вед­ном и любя­щем правду и видя­щим не только наши дела, но и мысли и сердце? И во время самого иску­ше­ния, если кто чув­ство­вал немощь своих сил, обра­щался ли он с креп­кой молит­вой к Гос­поду, про­сил ли Его бла­го­дат­ной помощи, укреп­ля­ю­щей наши сла­бые силы, взы­вал ли к Нему от сердца со сле­зами: «Поми­луй мя, Гос­поди, яко немо­щен семь; исцели мя, Гос­поди!» Свя­той апо­стол гово­рит, что верен Бог, Он не попу­стит нам иску­си­тися паче, еже можем. Если ты искренно и твердо решился избе­гать греха, то с верой и усер­дием проси у Гос­пода помощи. Он, жела­ю­щий нашего спа­се­ния, не оста­вит нас; и то, что теперь нам кажется труд­ным и невоз­мож­ным, при помощи бла­го­дати Его, ста­нет для нас воз­мож­ным. Спа­си­тель гово­рит, что невоз­мож­ное для людей воз­можно для Бога. Аминь.

Наверх