В двадцать четвертую Неделю по Пятидесятнице. О вере

В двадцать четвертую Неделю по Пятидесятнице. О вере

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Про­по­ве­дуя Еван­ге­лие Цар­ствия Божия, Гос­подь наш Иисус Хри­стос прежде всего тре­бо­вал от людей веры, веры живой и несо­мнен­ной, и ради такой веры Он совер­шал вели­кие зна­ме­ния и чудеса. Так, в сего­дняш­нем еван­гель­ском чте­нии гово­ри­лось о двух вели­ких чудес­ных бла­го­де­я­ниях, ока­зан­ных Спа­си­те­лем, — кро­во­то­чи­вой жен­щине и началь­нику еврей­ской сина­гоги Иаиру. Един­ствен­ная две­на­дца­ти­лет­няя дочь Иаира была при смерти. Он при­хо­дит к Гос­поду, про­сит войти к нему в дом и помочь ему в беде. Хри­стос Спа­си­тель тот­час же пошел к Иаиру. Но пока Он шел, при­хо­дит некто из дома Иаира и гово­рит ему: дочь твоя умерла; не утруж­дай Учи­теля. Серд­це­ве­дец Гос­подь, заме­тив скорбь любя­щего отца, сжа­лился над ним и ска­зал ему: не бойся, только веруй, и спа­сена будет. Эти слова были радостны для Иаира. И дей­стви­тельно, войдя в дом его, где все пла­кали и рыдали об умер­шей, Гос­подь, взяв ее за руку, воз­гла­сил: девица! встань. И она тот­час ожила и встала, после чего Гос­подь велел дать ей есть.

Но когда Гос­подь шел к Иаиру, Его окру­жало мно­же­ство народа, кото­рый тес­нил Его. Среди этого народа была одна жен­щина, две­на­дцать лет стра­дав­шая кро­во­те­че­нием, кото­рая потра­тила на вра­чей все свое име­ние, но ни одним из них не могла быть выле­чена. Услы­шав о Иисусе Хри­сте, она не усо­мни­лась в Его все­мо­гу­щей силе, но раз­мыш­ляла в сердце своем, что если и к одежде Его при­кос­нется, то выздо­ро­веет. Про­ник­ну­тая такой живой и глу­бо­кой верой, она подо­шла сзади к Спа­си­телю, при­кос­ну­лась края риз Его и тот­час исце­ли­лась. Гос­подь наш Иисус Хри­стос, видя такую глу­бо­кую веру жены, отпу­стил исце­лив­шу­юся и напут­ство­вал ее сло­вами бла­го­дат­ного одоб­ре­ния: «Дер­зай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Такова сила веры в истин­ного Бога! Для веру­ю­щего чело­века все воз­можно. «Веру­ю­щий в Меня, — гово­рит Гос­подь, — дела, кото­рые творю Я, и он сотво­рит, и больше сих сотво­рит». Что же такое вера? Свя­той апо­стол Павел гово­рит, что вера есть осу­ществ­ле­ние ожи­да­е­мого и уве­рен­ность в неви­ди­мом как бы в види­мом. Вера слу­жит осно­вой хри­сти­ан­ского бого­уго­жде­ния, ибо без веры уго­дить Богу невоз­можно. Она есть начало и осно­ва­ние нашей духов­ной жизни, на кото­ром зиждется наше спа­се­ние во Хри­сте Иисусе.

Живая вера есть дар Божий, и дается она тем, кто всей душой ищет истину и жаж­дет позна­ния о Хри­сте. Вера заклю­ча­ется в том, чтобы при­нять все­цело уче­ние о Боге, откры­тое Самим Богом. Это уче­ние боже­ствен­ное, бого­от­кро­вен­ное, оно пре­вос­хо­дит чело­ве­че­ский разум и поэтому не может быть при­нято иначе, как сер­деч­ным чув­ством, верой. «Я знаю, что Бог есть, — гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, — но что такое есть сущ­ность Его, постав­ляю это выше разу­ме­ния. Поэтому как спа­са­юсь? Через веру. А вера доволь­ству­ется зна­нием, что Он есть (а не что такое Он есть), и ищу­щим Его воз­дает и откры­ва­ется».

Для того чтобы достичь спа­се­ния, недо­ста­точно одной рас­су­доч­ной, холод­ной веры, но необ­хо­дима живая, твер­дая, неко­леб­лю­ща­яся вера, вера, дей­ству­ю­щая любо­вью, то есть вера, сопро­вож­да­е­мая испол­не­нием еван­гель­ских запо­ве­дей. «Чело­век оправ­ды­ва­ется делами, а не верою только», — учит свя­той апо­стол Иаков. Такую дея­тель­ную веру и про­явили Иаир и исце­лен­ная жен­щина, о кото­рых гово­рит нам сего­дняш­нее еван­гель­ское чте­ние. Будем и мы под­ра­жа­те­лями их вере, и каж­дый по своей нужде и потреб­но­сти полу­чит исце­ле­ние души и тела, Гос­подь и ныне посто­янно пре­бы­вает с нами неви­димо — Своим боже­ствен­ным вез­де­при­сут­ствием, Своею бла­го­да­тью, силой и видимо — во свя­тых тай­нах тела и крови Своей. «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века», — гово­рит Спа­си­тель. Гос­подь с нами здесь, в этом свя­том храме, и при­ни­мает наши молитвы, наше пока­я­ние, наше сла­во­сло­вие и бла­го­да­ре­ние, являет в нас Свою милость. Он избав­ляет от гре­хов и скор­бей, про­све­щает, очи­щает, освя­щает и уте­шает всех, с искрен­ней верой моля­щихся и к Нему при­бе­га­ю­щих. Здесь, во свя­том храме, мы можем и должны при­ка­саться сер­дечно верой ко Гос­поду Богу, как та исце­лен­ная жен­щина. Мы все от юно­сти стра­даем душев­ным гное­те­че­нием мно­го­раз­лич­ных гре­хов, стра­стей и поро­ков; от еже­днев­ного диа­воль­ского навод­не­ния нечи­стых, сквер­ных, злых, лука­вых, соблаз­ни­тель­ных помыс­лов и чувств. Только Гос­подь наш может исце­лить нас от этого тле­твор­ного, сквер­ного и гре­хов­ного тече­ния. Поучимся про­стой и живой вере в Гос­пода у исце­лен­ной жен­щины. Много народа сле­до­вало за Хри­стом, мно­гие, конечно, при­ка­са­лись к одежде Его, но это были при­кос­но­ве­ния без веры, маши­наль­ные, как и ныне мно­гие из нас как бы маши­нально при­хо­дят в храм и стоят в нем, не имея сер­деч­ной молитвы и веры в Гос­пода, здесь при­сут­ству­ю­щего. Только одна жен­щина при­кос­ну­лась к Нему с вели­кой верой и полу­чила исце­ле­ние. Будем же и мы так при­хо­дить в храм свя­той, чтобы все­гда живой верой, пока­я­нием и сер­деч­ной молит­вой полу­чать у Гос­пода исце­ле­ние наших душев­ных и телес­ных неду­гов, скор­бей, стра­стей и очи­ще­ние от бес­чис­лен­ных своих прегрешений.

Доро­гие бра­тия и сестры, обра­тим вни­ма­ние свое еще раз на нынеш­нее еван­гель­ское чте­ние. Когда Гос­подь уви­дел пла­кав­ших и рыдав­ших род­ных умер­шей дочери Иаира, Он ска­зал: не плачьте, она не умерла, но спит. Эти слова для нас весьма уте­ши­тельны. Жиз­но­да­вец Гос­подь назы­вает нашу смерть сном. Почему? Потому что будет общее вос­кре­се­ние мерт­вых как общее про­буж­де­ние от сна. Далее мы слы­шали, как Гос­подь, взяв умер­шую отро­ко­вицу за руку, воз­гла­сил: девице! встань. И она тот­час ожила и встала. Вот, бра­тия и сестры, образ нашего буду­щего вос­кре­се­ния, подоб­ный голос Сына Божия услы­шат мерт­вецы во вто­рое при­ше­ствие Его и, услы­шав, ожи­вут, и изы­дут тво­рив­шие добро в вос­кре­се­ние жизни, а делав­шие зло — в вос­кре­се­ние осуждения.

Итак, будем веро­вать в Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, в вос­кре­се­ние мерт­вых и буду­щую веч­ную жизнь живой, глу­бо­кой, сер­деч­ной верой. И не только веро­вать, но будем и жить по-хри­сти­ан­ски, чтобы достиг­нуть бла­жен­ного вос­кре­се­ния — насле­дия свя­тых. Будем ста­раться быть воз­дер­жанны и цело­муд­ренны, тер­пе­ливы, незло­бивы и сми­ренны, снис­хо­ди­тельны, мило­сердны и еди­но­душны, про­щая друг друга, помо­гая, вра­зум­ляя и настав­ляя друг друга на пути к веч­ному Цар­ству Небес­ному. А осо­бенно будем сми­ренно молить Гос­пода, чтобы Он послал Свою бла­го­дат­ную помощь, укре­пил нашу веру и научил нас, как нам спа­стись. Ему же подо­бает слава, честь и покло­не­ние ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Наверх