В день празднования Казанской иконе Божией Матери. Взбранная Воевода

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Про­слав­ле­ние Божией Матери нача­лось еще до рож­де­ния от Нее Хри­ста Спа­си­теля. Ей воз­дал славу и честь архан­гел Гав­риил во время Бла­го­ве­ще­ния. Ее про­сла­вила пра­вед­ная Ели­са­вета при сви­да­нии с Ней, назвав­шая Ее Мате­рью Гос­пода и убла­жив­шая Ее за твер­дую веру и истину, воз­ве­щен­ную Ей от Гос­пода устами архан­гела Гав­ри­ила. Свя­тая Цер­ковь име­нует Ее чест­ней­шею херу­вим и слав­ней­шею без срав­не­ния сера­фим. Даже ангелы пре­кло­ня­ются пред Нею как пред Цари­цею Небес­ною. В лице Ее чело­ве­че­ское есте­ство пре­воз­не­сено пре­выше анге­лов. Цер­ков­ное почи­та­ние Бого­ма­тери совер­ша­ется еже­дневно и соеди­ня­ется с каж­дой цер­ков­ной служ­бой. К числу бес­чис­лен­ных наиме­но­ва­ний, про­из­но­си­мых Цер­ко­вью в похвалу Бого­ма­тери, отно­сится и наиме­но­ва­ние «взбран­ная воевода».

Что зна­чит «взбран­ная вое­вода»? Мно­гие думают, что это «избран­ная вое­вода», или вое­на­чаль­ница. Конечно, нет. В точ­ном пере­воде с гре­че­ского языка «взбран­ная» зна­чит «бранно под­ви­за­ю­ща­яся». Так пере­вел это слово на рус­ский язык мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет. Так Она названа потому, что побе­ди­тельно помо­гала и помо­гает пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам в брани с непри­я­те­лями. Впер­вые Бого­ро­дица названа «Взбран­ною Вое­во­дою» в ака­фи­сте, состав­лен­ном в честь Ее в VII веке при импе­ра­торе Ирак­лии, в бла­го­дар­ность за избав­ле­ние от вра­гов, оса­див­ших Кон­стан­ти­но­поль с моря и суши. Напрасны были уси­лия гре­че­ского вой­ска отра­зить супо­ста­тов до тех пор, пока не стала защит­ни­цей гре­че­ской сто­лицы Сама Бого­ма­терь. Пат­ри­арх Сер­гий с крест­ным ходом вынес на берег моря икону Бого­ма­тери и ризу Ее. Как только он погру­зил в мор­ские воды эту свя­щен­ную ризу, под­ня­лась страш­ная буря, кото­рая раз­ме­тала непри­я­тель­ские корабли. В то же время потер­пели пора­же­ние оса­жда­ю­щие город на суше. В этом слу­чае Пре­свя­тая Бого­ро­дица явила Себя в пол­ном смысле побе­до­нос­ной Вое­во­дой, и Цер­ковь вос­пи­сала Ей побе­ди­тель­ные песни, извест­ные как ака­фист, начи­на­ю­щийся сло­вами: «Взбран­ной Вое­воде побе­ди­тель­ная… вос­пи­суем Ти раби Твои, Бого­ро­дице…» Подоб­ную побе­ди­тель­ную помощь Матерь Божия много раз ока­зы­вала нашей Родине, Свя­той Руси и пра­во­слав­ному ее народу. Так, по молит­вам пред Вла­ди­мир­ской чудо­твор­ной ико­ной Бого­ма­тери Москва была спа­сена от татар­ского наше­ствия. Заступ­ле­нием Бого­ма­тери, по молит­вам пред Ее Тих­вин­ской ико­ной, избав­лен был от наше­ствия шве­дов Тих­вин­ский мона­стырь и отвра­щена опас­ность даль­ней­шего про­дви­же­ния непри­я­теля в глубь России.

Нынеш­нее празд­но­ва­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы в честь Ее иконы, име­ну­е­мой «Казан­ская», уста­нов­лено в память избав­ле­ния Москвы и всей Рос­сии от наше­ствия поля­ков в 1612 году. Начало XVII сто­ле­тия известно в исто­рии Рос­сии как Смут­ное время. Страна под­верг­лась напа­де­нию поль­ских заво­е­ва­те­лей, кото­рые глу­ми­лись над пра­во­слав­ной верой, гра­били и жгли храмы, города и села. Обман­ным путем им уда­лось овла­деть Моск­вой. По при­зыву Свя­тей­шего Пат­ри­арха Гер­мо­гена рус­ский народ встал на защиту Родины. В опол­че­ние, кото­рое воз­глав­лял князь Димит­рий Михай­ло­вич Пожар­ский, был при­слан из Казани чудо­твор­ный образ Пре­свя­той Богородицы.

Свя­ти­тель Димитрий Ростовский в «Слове на день явле­ния иконы Божией Матери в Казани» гово­рит: «Избав­ляет Мати Божия от вели­ких бед и зол не только пра­вед­ных, но и греш­ных. Но кото­рых греш­ных? Тех, кото­рые воз­вра­ща­ются к Отцу Небес­ному, как блуд­ный сын; воз­ды­хают «биюще перси свои», как мытарь; пла­чут у ног Хри­сто­вых, как греш­ница, омо­чив­шая ноги Его сле­зами, испо­ве­да­ние Ему при­нося; как раз­бой­ник на кре­сте». На таких греш­ни­ков Пре­чи­стая Божия Матерь при­зи­рает, и уско­ряет помощь им, «и от вели­ких бед и зол избавляет».

Зная, что бед­ствие попу­щено за грехи, весь народ и опол­че­ние нало­жили на себя трех­днев­ный пост и с молит­вой обра­ти­лись к Гос­поду и Его Пре­чи­стой Матери за небес­ной помо­щью. Молитва была услы­шана. От нахо­див­ше­гося в плену у поля­ков свя­ти­теля Арсе­ния при­шла весть, что ему в виде­нии было открыто о пере­мене суда Божия на милость по заступ­ни­че­ству Пре­свя­той Девы. Вооду­шев­лен­ные изве­стием, рус­ские вой­ска 27 октября  года осво­бо­дили Москву от поль­ских захват­чи­ков. Празд­но­ва­ние это в честь Казан­ской иконы Пре­свя­той Бого­ро­дицы уста­нов­лено в году.

Доро­гие бра­тия и сестры! Во всех этих слу­чаях Пре­свя­тая Бого­ро­дица явля­лась Взбран­ной Воеводой.

И Она подает нам помощь в борьбе не только с внеш­ними, види­мыми, вра­гами, но и с духов­ными — неви­ди­мыми, то есть злыми духами. Наша брань не про­тив крови и плоти, но про­тив начальств, про­тив вла­стей, про­тив миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, про­тив духов злобы под­не­бес­ных. Эти враги непре­рывно воюют про­тив нас, воз­буж­дая в душе нашей злые и нечи­стые помыслы, чув­ства, жела­ния или уси­ли­вая их, если они воз­никли у нас неза­ви­симо от вра­же­ских иску­ше­ний. Злые иску­си­тели тем опас­нее, чем пагуб­нее для нас их козни, ибо они по самой при­роде своей неви­димы. Борьба с бесов­скими иску­ше­ни­ями настолько трудна, что одних только соб­ствен­ных сил наших недо­ста­точно для успеш­ного веде­ния ее. Необ­хо­дима для этого бла­го­дать Божия. О даро­ва­нии нам бла­го­дат­ной помощи во избав­ле­ние от бесов­ских иску­ше­ний Гос­подь наш Иисус Хри­стос научил нас умо­лять Отца Небес­ного такими сло­вами: «Не введи нас во иску­ше­ние, но избави нас от лука­вого». И эта помощь нам пода­ется во мно­гих слу­чаях по молит­вам Бого­ро­дицы, ибо Ей, по осо­бой Мате­рин­ской бли­зо­сти к Сыну Ее и Богу, «дадеся бла­го­дать моли­тися за нас», хода­тай­ство­вать за нас. По вере в силу Ее хода­тай­ства мы, по руко­вод­ству Церкви, про­сим Ее умо­лить Гос­пода «да пре­по­я­шет нас силою Своею свыше на неви­ди­мыя и види­мый враги наша». Но упо­вая на Ее помощь, мы сами должны напря­гать наши силы для победы над бесов­скими иску­ше­ни­ями, ибо помощь дается только труж­да­ю­щимся, а не лени­вым. Только при этом усло­вии мы можем наде­яться одер­жать победу над вра­гами нашего спа­се­ния под зна­ме­нем Взбран­ной Вое­воды. Аминь.

Наверх