В день празднования Казанской иконе Божией Матери. О смысле жизни

В день празднования Казанской иконе Божией Матери. О смысле жизни

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Мария же избрала бла­гую часть, кото­рая не отни­мется у нее.

Доро­гие бра­тия и сестры! Вся­кое дей­ствие и вся­кое слово Спа­си­теля нашего Иисуса Хри­ста явля­ется пра­ви­лом бла­го­че­стия и доб­ро­де­тели. Каж­дое слово Спа­си­теля явля­ется зако­ном для нашей жизни. Поэтому-то Гос­подь и ска­зал: «Бла­женны слы­ша­щие слово Божие и соблю­да­ю­щие его», вопло­ща­ю­щие его в своей жизни. «Для того и вопло­тился Хри­стос Бог, как бы на иконе изоб­ра­жая и бла­го­че­стие и доб­ро­де­тель, - гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, - чтобы каж­дый, взи­рая на Него, по воз­мож­но­сти… под­ра­жал Его житию». «Будьте святы, потому что Я свят», - ска­зал Господь.

Сего­дня за боже­ствен­ной литур­гией мы слы­шали в еван­гель­ском чте­нии о том, как Гос­подь наш Иисус Хри­стос, повсюду про­по­ве­дуя слово Божие, при­шел в селе­ние Вифа­нию, кото­рое было рас­по­ло­жено неда­леко от Иеру­са­лима. Со Сво­ими уче­ни­ками Он был при­гла­шен в дом глу­боко веру­ю­щих и пре­дан­ных Гос­поду Лазаря и сестер его Марфы и Марии. Марфа стала суе­титься с при­го­тов­ле­нием уго­ще­ния для гостей, а Мария села у ног Спа­си­теля и слу­шала Его уче­ние. «В обеих сест­рах, - гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, - видно пре­крас­ное усер­дие, но ты раз­ли­чай дела: Марфа слу­жила, при­го­тов­ляя к уго­ще­нию, нуж­ное для телес­ной Его потреб­но­сти, поэтому она упо­ко­и­вала види­мое, а Мария слу­жила неви­ди­мому, потому что при­сут­ству­ю­щий у них дей­стви­тельно был Чело­век и Бог. Сам Гос­подь одоб­рил усер­дие обеих жен­щин». Но Марфа, утом­лен­ная тру­дом, как бы с упре­ком обра­ща­ется к Спа­си­телю: «Гос­поди! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оста­вила слу­жить? скажи ей, чтобы помогла мне». Не с уко­ром, а с чув­ством глу­бо­кого сожа­ле­ния отве­тил Хри­стос на такую просьбу оза­бо­чен­ной Марфы: «Марфа! Марфа! ты забо­тишься и суе­тишься о мно­гом, а одно только нужно; Мария же избрала бла­гую часть, кото­рая не отни­мется у нее. Я не для того здесь, чтобы воз­ле­жать и питать чрево, но для того, чтобы вас напи­тать сло­вом истины, истин­ной пищей, ибо плоть Моя истинно есть пища. Яду­щий Мою плоть и пию­щий Мою кровь пре­бы­вает во Мне, и Я в нем». И в этом ответе Спа­си­теля, доро­гие бра­тия и сестры, заклю­чен весь смысл чело­ве­че­ской жизни. Исто­рия чело­ве­че­ского рода сви­де­тель­ствует нам, что все народы, живу­щие на земле, все­гда стре­ми­лись и стре­мятся к счаст­ли­вой жизни. С глу­бо­чай­шей древ­но­сти кто только не заду­мы­вался над жиз­нью и не ста­вил себе вопрос: какое самое выс­шее благо в жизни? Ведь у каж­дого своя жизнь. Мы можем про­жить ее только одна­жды. Необ­хо­димо про­жить ее разумно. Иные вовсе не заду­мы­ва­ются над вопро­сами о смысле и цели жизни. «Жить нужно для жизни», - гово­рят они. Спеши вос­поль­зо­ваться всем, что дает тебе жизнь, всеми ее радо­стями и уте­хами. Мно­гие люди, помра­чен­ные гре­хами, смысл жизни пони­мают непра­вильно, по-сво­ему. Одни, напри­мер, видят этот смысл в насы­ще­нии и удо­вле­тво­ре­нии своих стра­стей, дру­гие же - в при­об­ре­те­нии мате­ри­аль­ных средств, тре­тьи - в при­об­ре­те­нии славы и могу­ще­ства мира сего. Но каж­дый разумно мыс­ля­щий чело­век хорошо пони­мает, что этот взгляд на жизнь не согла­су­ется с досто­ин­ством нашей разум­ной при­роды, создан­ной по образу и подо­бию Божию с бес­смерт­ной душой и пред­на­зна­чен­ной для веч­ной жизни. Все зем­ные блага и слава нена­дежны: богат­ство, слава, здо­ро­вье, зем­ное бла­го­по­лу­чие; сей­час чело­век их имеет, а к вечеру может лишиться всего. Поэтому они не могут обес­пе­чить чело­веку истинно счаст­ли­вую жизнь. Да и сами по себе разве могут удо­вле­тво­рить чело­ве­че­ское сердце блага зем­ного мира? Нет. Поэтому и при оби­лии их всех - пусто. Часто мы видим, что все ищу­щие блага, сча­стья только в этой жизни обык­но­венно кон­чают глу­бо­ким разочарованием.

Нельзя не заду­мы­ваться над смыс­лом жизни. И вот здесь-то для каж­дого пред­стоит решить неиз­беж­ную дилемму: кому отдать, кому посвя­тить свою жизнь - себе или Богу?

Вот почему, бра­тия и сестры, Гос­подь наш Иисус Хри­стос предо­сте­ре­гает Марфу от лиш­ней суеты и сове­тует ей, прежде всего, слу­шать слово Божие и испол­нять Его свя­тую волю. Вот почему Он одоб­ряет посту­пок Марии, кото­рая, забыв все зем­ное, всем своим суще­ством вос­при­ни­мала от Спа­си­теля гла­голы веч­ной жизни. Мария знала, что не одним хле­бом может питаться чело­век, но вся­ким сло­вом, исхо­дя­щим из уст Божиих, что прежде всего необ­хо­димо искать Цар­ства Божия и правды Его, а все про­чее для жизни Гос­подь подаст. И мы, доро­гие бра­тия и сестры, сво­ими делами должны под­ра­жать Марии, так как весь смысл зем­ной жизни состоит прежде всего в обре­те­нии Цар­ства Небес­ного. Найти Цар­ство Божие - это зна­чит жить со Хри­стом. Нет и не может быть боль­шего сча­стья на земле, чем быть веру­ю­щим чело­ве­ком и жить со Хри­стом. Люди, у кото­рых в сердце Хри­стос, богаты и без богат­ства, славны и без славы, радостны и среди скор­бей. У нас ведь бес­смерт­ная душа, кото­рой нет ничего рав­но­цен­ного в этом мире. «Какая польза чело­веку, - гово­рит Гос­подь, - если он при­об­ре­тет весь мир [с его сла­вой и богат­ством], а душе своей повре­дит? или какой выкуп даст чело­век за душу свою?». После смерти чело­век полу­чит воз­да­я­ние за свою про­жи­тую зем­ную жизнь. Ника­кого выкупа за свою бес­цен­ную бого­по­доб­ную душу чело­век не может дать, кроме одного - пока­я­ния. Если сей­час, в зем­ной жизни, он опом­нится, опла­чет свои грехи, пока­ется и изме­нит свою гре­хов­ную жизнь на истинно-хри­сти­ан­скую, свя­тую и доб­ро­де­тель­ную, то мило­серд­ный Гос­подь по Своей бла­го­сти про­стит его и дарует Цар­ство Свое Небес­ное. Чтобы достиг­нуть этого Цар­ства и жить со Хри­стом, от нас тре­бу­ется много труда, так как, по сло­вам Самого Спа­си­теля, Цар­ство Небес­ное силою берется и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­щают его. Не будем бояться только труд­но­стей на нашем жиз­нен­ном пути в дости­же­нии Цар­ства Божия. Ведь оно так близко каж­дому из нас! Надо только открыть Богу двери сво­его сердца, и любя­щий Гос­подь, видя наше твер­дое жела­ние и доб­рые дела, нико­гда не оста­вит нас Своей бла­го­да­тию и в сердце каж­дого из нас сотво­рит оби­тель Свя­того Духа. Будем под­ра­жать свя­тым женам-миро­но­си­цам, Марфе и Марии, и соеди­ним в своей жизни эти два слу­же­ния: низ­шее - телес­ное и выс­шее - духов­ное. «Если хочешь возрев­но­вать о том и дру­гом, - гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, - то и тем и дру­гим при­об­ре­тешь плод спа­се­ния… Если хочешь услу­жи­вать, служи с име­нем Хри­сто­вым, ибо Сам Он ска­зал: “Так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне”. При­ни­ма­ешь ли у себя стран­ни­ков, упо­ко­и­ва­ешь ли бед­ных, сост­раж­дешь ли болез­ну­ю­щим, пода­ешь ли руку помощи нахо­дя­щимся в нужде и несча­стье, услу­жи­ва­ешь ли недуж­ным - все это Хри­стос при­ни­мает на Себя». Зани­ма­ясь житей­скими делами, семей­ной жиз­нью, тру­дясь, мы, бра­тия и сестры, должны глав­ное вни­ма­ние уде­лять доб­рым делам и заботе о спа­се­нии своей бес­смерт­ной души. Надо посто­янно посе­щать храм Божий и участ­во­вать в див­ном бого­слу­же­нии Свя­той Пра­во­слав­ной Церкви, изу­чать свя­тое Еван­ге­лие и вопло­щать его в своей жизни, чтобы быть хри­сти­а­ни­ном не только на сло­вах, по зва­нию, но быть тако­вым по жизни и по избра­нию Божию насле­до­вать Цар­ство Небес­ное. Аминь.

Наверх