В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Любовь

В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Любовь

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Из боже­ствен­ного откро­ве­ния, доро­гие бра­тия и сестры, нам известно, что истина заклю­ча­ется в Гос­поде нашем Иисусе Хри­сте. Поэтому все мы должны стре­миться к этой спа­си­тель­ной истине, стре­миться, несмотря на нашу гре­хов­ность и сла­бость. Из Свя­щен­ного Писа­ния известно, что укло­не­ние чело­века от цели хри­сти­ан­ской жизни и его обя­зан­но­стей неиз­бежно делает жизнь пустой и бес­плод­ной. Спа­се­ние наше - во Хри­сте. Без Хри­ста нет и не может быть спа­се­ния чело­веку. Только обще­ние со Хри­стом, укло­не­ние от зла и дея­тель­ное слу­же­ние добру может доста­вить чело­веку спа­се­ние. В сле­до­ва­нии за Хри­стом чело­век дол­жен быть готов на любое само­от­вер­же­ние. И нам известно, что так посту­пали все истин­ные после­до­ва­тели Хри­стовы. Сего­дня мы празд­нуем свя­тую и слав­ную память одних из таких после­до­ва­те­лей - свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла. Свя­той апо­стол Петр со своим бра­том Андреем по зову Хри­ста Спа­си­теля «идите за Мною» оста­вили отца, свои заня­тия и пошли за Хри­стом. Вме­сте с дру­гими свя­тыми апо­сто­лами апо­стол Петр ходил из города в город с боже­ствен­ным Учи­те­лем, раз­де­ляя труды бла­го­вест­во­ва­ния Еван­ге­лия. Когда совре­мен­ники Гос­пода Иисуса Хри­ста думали о Нем раз­лично, а мно­гие по жесто­ко­сер­дию сво­его сердца и гре­хов­ной жизни и не веро­вали в Него как в Сына Божия, то свя­той апо­стол Петр на вопрос Спа­си­теля уче­ни­кам: «А вы за кого почи­та­ете Меня?» - прямо отве­чал: «Ты - Хри­стос, Сын Бога Живаго». И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обнов­ле­ния Духом Свя­тым, что Гос­подь назвал его бла­жен­ным: «Бла­жен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небе­сах». Поэтому-то Иисус Хри­стос, пред­видя в Симоне твер­дую веру и твер­дое испо­ве­да­ние, назы­вает его новым име­нем - Петр, что зна­чит «камень» и обе­щает на этом камне, то есть на твер­дом испо­ве­да­нии Хри­ста Богом, создать Цер­ковь Свою, или обще­ство веру­ю­щих в Него, кото­рое не одо­леют все силы ада, и дать ключи Цар­ства Небес­ного отво­рять или затво­рять его для людей, ибо вере все воз­можно: она ключ к Небес­ному Царствию.

И свя­той апо­стол Петр вполне оправ­дал дове­рие Сво­его боже­ствен­ного Учи­теля, хотя и имел одна­жды сла­бость отречься от сво­его Гос­пода во время суда над Спа­си­те­лем. Но апо­стол Петр не отча­ялся, а сразу рас­ка­ялся и про­лил горь­кие слезы пока­я­ния. По цер­ков­ному пре­да­нию, с тех пор глаза свя­того апо­стола Петра все­гда были крас­ными: он посто­янно пла­кал о грехе сво­его отре­че­ния, хотя знал, что Гос­подь про­стил его. И до конца своей жизни он остался верен при­звав­шему его Гос­поду. Неза­долго до своей смерти он про­по­ве­до­вал в Риме. Хри­сти­ане услы­шали, что их учи­теля ждет смерть, упро­сили его поки­нуть опас­ный город. И он усту­пил им. Вот он вышел из ворот Рима и идет по дороге. Вдруг его оста­но­вило виде­ние. Навстречу ему шел Гос­подь, Учи­тель, Сын Божий, Хри­стос. «Куда Ты идешь, Гос­поди?» - «Иду в Рим рас­пяться вто­рой раз, потому что ты не хочешь быть рас­пя­тым за Меня». И свя­той апо­стол со сле­зами пал ниц и, покло­нив­шись Учи­телю, воз­вра­тился в город и вели­кие свои апо­столь­ские подвиги запе­чат­лел смер­тью муче­ника: он рас­пят был на кре­сте вниз голо­вой. Из этих эпи­зо­дов из жизни свя­того апо­стола мы видим, что всю жизнь перед его взо­ром, в мыс­лях его был свя­той лик Гос­пода, руко­во­дя­щий им в путях Своих. Ни одной минуты не забы­вал Петр сво­его греха, сво­его отре­че­ния. Как хорошо было бы, если бы все­гда стоял перед взо­ром хри­сти­а­нина Хри­стос, не поки­дал бы его ни на одну минуту и все­гда, когда мы устрем­ля­емся ко злу, пре­граж­дал бы путь к нему. Стоял… но разве это в нашей воле, разве мы можем сде­лать так?.. Да, можем. Гос­подь рас­пя­тый стоит все­гда на нашей дороге. И все­гда гово­рит нам со Сво­его кре­ста: «Не гре­шите, не делайте так, Мне больно. Вы вто­рой раз вби­ва­ете гвозди в Мои руки и ноги. Куда идете, вер­ни­тесь». А мы не видим Хри­ста, не при­учи­лись видеть. Чтобы удо­сто­иться помощи и води­тель­ства Гос­подня, нужно только вспом­нить слезы свя­того апо­стола Петра, с осуж­де­нием опла­кать про­шлую жизнь, а в буду­щем идти под води­тель­ством Рас­пя­того, при свете Его про­по­веди о любви, мире и правде. Посто­янно иметь перед гла­зами Его и бояться рас­пи­нать Его еже­дневно сво­ими грехами.

Что же каса­ется Савла, быв­шего прежде гони­те­лем хри­сти­ан­ской веры, уче­ния и уче­ни­ков Хри­сто­вых, - Савла, впо­след­ствии пере­име­но­ван­ного в Павла, - то после чудес­ного явле­ния ему Иисуса Хри­ста с небеси на пути в Дамаск он совер­шенно пере­ме­нился в своих мыс­лях, наме­ре­ниях, в сердце, в жизни; через три дня после этого он уже открыто перед иуде­ями и языч­ни­ками испо­ве­до­вал Иисуса Хри­ста Сыном Божиим, чем нажил себе среди них повсюду злей­ших вра­гов, много раз поку­шав­шихся убить его. Его вера в Гос­пода была так тверда, что этой верой он совер­шил мно­же­ство чудес, открыто и без­бо­яз­ненно испо­ве­до­вал ее перед всеми, ради нее пере­нес бес­чис­лен­ные труды, гоне­ния, тем­ницы, скорби, побои, сече­ния и, нако­нец, муче­ни­че­ски скон­чался - был усе­чен мечом. Вот что он пишет сам о себе в ныне слы­шан­ном нами посла­нии к Корин­фя­нам: «Я гораздо более [про­чих апо­сто­лов] был в тру­дах, без­мерно в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­кратно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока уда­ров без одного; три раза меня били пал­ками, одна­жды кам­нями поби­вали, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был во глу­бине мор­ской. Много раз был в путе­ше­ствиях, в опас­но­стях на реках… от раз­бой­ни­ков… еди­но­пле­мен­ни­ков… от языч­ни­ков… в городе… пустыне… в труде и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посто­рон­них при­клю­че­ний, у меня еже­дневно сте­че­ние людей, забота о всех церк­вах. Кто изне­мо­гает, с кем бы и я не изне­мо­гал? Кто соблаз­ня­ется, за кого бы я не вос­пла­ме­нялся?» Таковы черты высо­кого харак­тера свя­того апо­стола Павла, таковы его иску­ше­ния, боре­ния, подвиги.

Что было при­чи­ной их? Горя­чая любовь к Богу и людям. Подоб­ная же любовь была и у апо­стола Петра и у про­чих апо­сто­лов. Кроме всего ска­зан­ного, они имели ум, сердце и уста Хри­стовы; они весь мир про­све­тили уче­нием своим и все концы земли при­вели ко Хри­сту; они исторгли из уст диа­вола бес­чис­лен­ные чело­ве­че­ские души, внесли в мир про­све­ще­ние, воз­рож­де­ние и обнов­ле­ние; они бла­го­устро­или Цер­ковь, учре­дили бого­слу­же­ние и таин­ства, кото­рыми теперь поль­зу­емся мы к нашему очи­ще­нию, освя­ще­нию, уте­ше­нию и спа­се­нию. Их бого­дух­но­вен­ными писа­ни­ями мы доныне непре­станно поуча­емся, утвер­жда­емся, их молит­вами стоим в вере и бла­го­че­стии. Они посе­яли семена нетле­ния и свя­тыни в сердца чело­ве­че­ские - и про­цвели свя­тыня и нетле­ние. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство муче­ни­ков, свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных мужей и жен, бес­среб­ре­ни­ков, пра­вед­ных и всех свя­тых, под­ра­жая свя­той жизни и подви­гам апо­сто­лов, слу­шая их поуче­ния, после­до­вали за ними в вере и свя­то­сти жизни, уна­сле­до­вали нетлен­ную и неста­ре­ю­щую веч­ную жизнь.

Молит­венно про­слав­ляя свя­тую память пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла, доро­гие бра­тия и сестры, будем под­ра­жать им в вере, упо­ва­нии, любви, чистоте, кро­то­сти, сми­ре­нии, тер­пе­нии и пол­ной пре­дан­но­сти воле Божией; будем стре­миться вопло­тить эти доб­ро­де­тели в своей жизни само­от­вер­же­нием, воз­дер­жа­нием, нес­тя­жа­нием, муже­ством, будем про­ни­каться и ожив­ляться их духом. По молит­вам свя­тых апо­сто­лов да дарует это нам Гос­подь, Своею бла­го­да­тию да укре­пит нас и наста­вит на путь спа­се­ния. Аминь.

Наверх