В день памяти святой великомученицы Ирины. Об исповедании

В день памяти святой великомученицы Ирины. Об исповедании

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

"Итак, вся­кого, кто испо­ве­дает Меня пред людьми, того испо­ве­даю и Я пред Отцем Моим Небес­ным; а кто отре­чется от Меня пред людьми, отре­кусь от того и Я пред Отцем Моим Небес­ным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет кре­ста сво­его и сле­дует за Мною, тот не достоин Меня ! Тогда Петр, отве­чая, ска­зал Ему: вот, мы оста­вили всё и после­до­вали за Тобою; что же будет нам? Иисус же ска­зал им: истинно говорю вам, что вы, после­до­вав­шие за Мною, - в паки­бы­тии [в веч­ной жизни], когда сядет Сын Чело­ве­че­ский на пре­столе славы Своей, сядете и вы на две­на­дцати пре­сто­лах судить две­на­дцать колен Изра­и­ле­вых. И вся­кий, кто оста­вит дамы, или бра­тьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, полу­чит во сто крат и насле­дует жизнь веч­ную. Мно­гие же будут пер­вые послед­ними, и послед­ние первыми".

Вот слово Божие. Вслу­ша­емся, чему оно учит нас, что пове­ле­вает нам? Во-пер­вых, оно пове­ле­вает нам испо­ве­до­вать Гос­пода Бога перед людьми. Испо­ве­до­вать Бога - зна­чит не скры­вать ни от кого своей искрен­ней любви и пре­дан­но­сти Богу, а, напро­тив, про­яв­лять эту любовь и пре­дан­ность так, чтобы дру­гие видели это и сами про­ни­ка­лись любо­вью и пре­дан­но­стью к Нему.

Но одного испо­ве­да­ния Бога перед людьми недо­ста­точно для спа­се­ния. Такое испо­ве­да­ние подобно цве­ту­щему, но не при­но­ся­щему пло­дов дереву, лишь лас­ка­ю­щему наш взор, но не услаж­да­ю­щему и не пита­ю­щему нас. Истин­ное испо­ве­да­ние Гос­пода - в делах. Да отсту­пит от неправды вся­кий, испо­ве­ду­ю­щий имя Гос­пода. Это глав­ное, потому что неправда, ложь, лукав­ство состав­ляют основ­ные каче­ства диа­вола-бого­борца. «Если любите Меня, соблю­дите Мои запо­веди», - гово­рит Хри­стос. Соблю­дать запо­веди - зна­чит друг друга тяготы носить и не себе угождать.

И все это для того, чтобы этот заим­ство­ван­ный от Хри­ста свет наш све­тил пред людьми, а они, видя наши доб­рые дела про­слав­ляли Отца … Небес­ного. Если же мы будем скры­ваться от людей, как бы сты­дясь явиться испо­вед­ни­ками Бога, людьми Божи­ими, что тогда могут поду­мать о нас люди? Они могут поду­мать, что наш Бог не есть истин­ный Бог, что Он есть лишь плод нашей празд­ной фан­та­зии, и ска­жут: «Нет Бога». И мы, таким обра­зом, явимся про­по­вед­ни­ками неправды!

Такому испо­ве­да­нию Гос­пода ничто не должно пре­пят­ство­вать: ни отец, ни мать, ни род­ствен­ники, ни дру­зья, ни богат­ство, ни вся­кие сокро­вища… От всего этого мы должны отка­заться, все это должны оста­вить, если оно встает между нами и Хри­стом Богом, пре­граж­дая нам тес­ное с Ним обще­ние и выпол­не­ние Его воли. Это необ­хо­димо для дости­же­ния жизни веч­ной! В этом смысле и ска­зано, что, если кто будет любить кого-либо и что-либо более, нежели Бога, тот недо­стоин сво­его Творца.

Но лучше, конечно, если чело­век сумеет нала­дить свои житей­ские отно­ше­ния с род­ными и близ­кими так, чтобы ему не только не при­хо­ди­лось остав­лять их ради Бога, но чтобы и они были при­вле­чены к само­от­вер­жен­ному испо­ве­да­нию Гос­пода перед людьми и слу­же­нию Ему до конца дней своих.

При­мер такого испо­вед­ни­че­ства за имя Хри­стово мы видим в житии свя­той вели­ко­му­че­ницы Ирины, память кото­рой сего­дня бла­го­го­вейно и молит­венно чтим.

Свя­тая Ирина жила в I веке и была доче­рью языч­ника Лики­ния, пра­ви­теля города Мигдо­нии. Под вли­я­нием бла­го­дат­ных уро­ков хри­сти­ан­ского учи­теля Апе­ли­ана свя­тая Ирина пове­рила в Гос­пода Иисуса Хри­ста, при­няла кре­ще­ние от апо­стола Тимо­фея и, отка­зав­шись от заму­же­ства, все­цело посвя­тила себя Богу. Она обра­тила к вере и мать свою, кото­рая радо­ва­лась небес­ной радо­стью, но отец ее, Лики­ний, вскоре стал тре­бо­вать от нее покло­не­ния идо­лам. Когда же свя­тая Ирина твердо и реши­тельно отка­за­лась делать это, то раз­гне­ван­ный отец при­ка­зал свя­зать свою дочь и бро­сить под копыта сви­ре­пых коней. Но кони оста­ва­лись непо­движ­ными, лишь один из них сорвался с при­вязи, ринулся на Лики­ния и убил его. Тогда свя­тую деву раз­вя­зали, и, по ее молит­вам, Лики­ний в при­сут­ствии оче­вид­цев вос­крес, встал невре­ди­мым. Видя такое чудо, Лики­ний со всей своей семьей и мно­же­ством народа, около трех тысяч чело­век, уве­ро­вали во Хри­ста и при­няли кре­ще­ние. После этого свя­тая Ирина начала про­по­ве­до­вать уче­ние Хри­стово среди языч­ни­ков и обра­тила ко Хри­сту более десяти тысяч человек.

В ответ на убеж­де­ние нового пра­ви­теля, Седе­кия, пре­кра­тить про­по­ведь о Хри­сте, свя­тая Ирина бес­тре­петно испо­ве­дала свою веру перед ним, не устра­шив­шись угроз, с молит­вой гото­ви­лась достойно пре­тер­петь стра­да­ния за Хри­ста. По при­ка­за­нию пра­ви­теля она была бро­шена в ров, напол­нен­ный зме­ями. Десять дней про­быв во рву, свя­тая оста­лась невре­дима, ибо ангел Гос­по­день хра­нил ее и при­но­сил ей пищу. Не вра­зу­мив­шись чудом, Седе­кий пре­дал свя­тую на страш­ную пытку: при­ка­зал пере­пи­лить ее желез­ной пилой. Но пилы лома­лись одна за дру­гой, не при­чи­нив вреда свя­той деве. Видя такое зна­ме­ние мило­сти Божией, тысячи людей обра­ти­лись ко Хри­сту, а пра­ви­теля изгнали из города. После этого свя­тая Ирина посе­тила мно­гие города с про­по­ве­дью о Хри­сте, творя чудеса, исце­ляя боль­ных и пре­тер­пе­вая стра­да­ния за Хри­ста. В городе Ефесе Гос­подь открыл ей, что при­бли­зи­лось время ее кон­чины. Тогда свя­тая Ирина в сопро­вож­де­нии сво­его учи­теля Апе­ли­ана и дру­гих хри­стиан уда­ли­лась из города. При­бли­зив­шись к гор­ной пещере и осе­нив себя крест­ным зна­ме­нием, она вошла в нее, ука­зав своим спут­ни­кам закрыть вход в пещеру боль­шим кам­нем, что и было испол­нено. Когда на чет­вер­тый день после этого хри­сти­ане вошли в пещеру, то тела свя­той в ней не обрели. Так свя­тая вели­ко­му­че­ница Ирина пере­се­ли­лась в веч­ные небес­ные оби­тели. Аминь.

Наверх