В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Поми­найте настав­ни­ков ваших, кото­рые про­по­ве­ды­вали вам слово Божие, и, взи­рая на кон­чину их жизни, под­ра­жайте вере их.

Доро­гие бра­тия и сестры! Сего­дня Свя­тая Цер­ковь этими сло­вами апо­стола Павла при­зы­вает нас, про­слав­ляя память свя­того апо­стола Иоанна Бого­слова, молит­венно поми­нать этого вели­кого настав­ника и, взи­рая на его свя­тую жизнь, его подвиги, под­ра­жать ему в вере, надежде, а осо­бенно - в любви к Богу и ближ­ним, кото­рой он был пре­ис­пол­нен. Свя­той Иоанн Бого­слов был сыном гали­лей­ского рыбаря Зеве­дея и Сало­мии - глу­боко рели­ги­оз­ных людей. Как вообще все евреи, они отли­ча­лись пла­мен­ной любо­вью к детям. Отец счи­тал своим свя­щен­ным дол­гом обу­чать своих детей закону Божию и зна­ко­мить с див­ными судь­бами сво­его народа. Он и делал это, сидя дома или нахо­дясь в дороге, отходя ко сну или вста­вая утром с постели. Лишь только дитя начи­нало лепе­тать, оно уже заучи­вало запо­веди Божий и молитвы. Рели­ги­оз­ные обряды ста­ра­тельно разъ­яс­ня­лись детям. Не упус­ка­лось ни одного слу­чая, когда можно было вну­шить детям ува­же­ние к закону Гос­подню и осно­ва­тельно озна­ко­мить с ним, пока они не заучи­вали его наизусть. Мать Иоанна, Сало­мия, отли­ча­лась глу­бо­ким рели­ги­оз­ным чув­ством, кото­рое она и вдох­нула в сердца горячо люби­мых детей. Они с вооду­шев­ле­нием ожи­дали наступ­ле­ния цар­ства Мес­сии. Вот почему лишь только раз­дался голос Иоанна Кре­сти­теля, воз­ве­щав­ший о наступ­ле­нии Цар­ства Божия, рели­ги­оз­ные чая­ния юной души Иоанна про­бу­ди­лись с осо­бен­ной силой и при­влекли его к Пред­тече. Потом, когда Гос­подь Иисус Хри­стос явился на Иор­дане и Иоанн Кре­сти­тель прямо ука­зал на Него как на агнца Божия, Иоанн сразу же вме­сте с апо­сто­лом Андреем остав­ляет все и сле­дует за Спа­си­те­лем, пре­дает Ему свою душу и всего себя, оста­ется вер­ным Гос­поду до конца. В тече­ние всего обще­ствен­ного слу­же­ния Спа­си­теля Иоанн обна­ру­жи­вал осо­бенно пла­мен­ную при­вя­зан­ность к Учи­телю, за что и сам был любим неж­ней­шей любо­вью, столь замет­ной, что харак­те­ри­сти­кой Иоанна стали слова: «Уче­ник, кото­рого любил Иисус»! Он посто­янно встре­ча­ется в числе трех уче­ни­ков, кото­рых Гос­подь отли­чал, когда про­ис­хо­дили неко­то­рые зна­ме­на­тель­ные собы­тиях: так Иоанн удо­сто­ился быть сви­де­те­лем явле­ния боже­ствен­ной славы на Фаворе при пре­об­ра­же­нии, был при вос­кре­ше­нии дочери Иаира, на тай­ной вечере ему Гос­подь особо открыл Иуду-пре­да­теля, был он и во время моле­ния в Геф­си­ман­ском саду. Про­ник­ну­тый любо­вью к небес­ному Учи­телю, Иоанн после­до­вал за Гос­по­дом на суд, стоял у под­но­жия кре­ста и был сви­де­те­лем послед­них стра­да­ний Спа­си­теля. Кто ска­жет, что чув­ство­вала душа Иоанна при виде неиз­ме­ри­мой скорби Гос­пода на кре­сте, при послед­них сло­вах Иску­пи­теля, обра­щен­ных к нему, с бес­ко­неч­ной неж­но­стью пору­чав­шего ему Пре­свя­тую Матерь? Нако­нец, Иоанн пер­вый из уче­ни­ков уве­ро­вал в вос­кре­се­ние Спа­си­теля. После воз­не­се­ния Хри­стова, испол­няя свя­щен­ный долг хра­нить Пре­чи­стую Матерь Гос­пода, Иоанн, до Ее успе­ния, жил в Иеру­са­лиме. Здесь он под­вер­гался суду и биче­ва­нию в синедрионе.

После успе­ния Божией Матери Иоанн отпра­вился на про­по­ведь в Малую Азию и, обос­но­вав­шись в Ефесе, осно­вал хри­сти­ан­ские Церкви в семи горо­дах, упо­ми­на­е­мых в Апо­ка­лип­сисе, управ­лял всеми церк­вами, осно­ван­ными дру­гими апо­сто­лами. Во время гоне­ний Доми­ци­ана Иоанн был отве­ден в Рим на муче­ния. Когда ни яд, ни кипя­щее масло не повре­дили ему, Доми­циан сослал его на ост­ров Пат­мос, где Гос­подь открыл ему в таин­ствен­ных обра­зах буду­щую судьбу Церкви и всего мира. При доб­ром пре­ем­нике Доми­ци­ана Нерве Иоанн воз­вра­тился в Ефес и здесь про­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, служа из послед­них сил Богу и людям. К концу жизни Иоанна в Церкви появи­лись ере­тики, отвер­гав­шие боже­ство Сына Божия и Свя­того Духа. С целью обли­че­ния этих ере­ти­ков Иоанн напи­сал Свя­тое Еван­ге­лие, осо­бенно подробно изла­га­ю­щее те беседы Гос­пода и те Его дея­ния, в кото­рых рас­кры­ва­лось уче­ние о боже­стве Сына Божия и Духа Свя­того, за что свя­той еван­ге­лист Иоанн и назван Бого­сло­вом. Кроме Апо­ка­лип­сиса и Еван­ге­лия, свя­той Иоанн напи­сал три собор­ных посла­ния, в кото­рых больше всего гово­рит он о хри­сти­ан­ской любви. Свя­той Иоанн про­жил более ста лет. Почув­ство­вав при­бли­же­ние смерти, он взял с собой люби­мого уче­ника Про­хора и дру­гих уче­ни­ков, вышел с ними из города и велел иско­пать себе могилу. Пре­по­дав уче­ни­кам послед­нее настав­ле­ние, он пре­дал душу Богу. Когда уже после погре­бе­ния и дру­гие уче­ники узнали о кон­чине свя­того старца и, чтобы попро­щаться с ним, при­шли и рас­ко­пали могилу, то тела свя­того Иоанна уже не нашли. Видимо, Гос­подь вос­кре­сил и пере­се­лил его в Свои рай­ские обители.

Доро­гие бра­тия и сестры! Мно­гому научает нас свя­тая жизнь Иоанна Бого­слова. Он был воз­люб­лен­ным уче­ни­ком Иисуса Хри­ста. За что он был воз­люб­лен? За то, что сам крепко воз­лю­бил Гос­пода. Обра­тите вни­ма­ние, при кре­сте нет ни одного из апо­сто­лов, а свя­той Иоанн там. Что может быть более силь­ным сви­де­тель­ством его любви? А мы, бра­тия и сестры, часто жалу­емся и гово­рим: забыл нас Гос­подь, не дает, чего мы про­сим у Него. Но спро­сим сами себя: мы-то пом­ним Его? Сами-то чем дока­зы­ваем свою любовь к Нему? Часто эта любовь у нас только на сло­вах, а на деле - ника­кой жертвы, ника­кого подвига, ника­кого даже самого малого доб­рого дела не сде­лаем во имя Его. Поститься не можем, молиться не хотим, в храм ходить неко­гда, мило­стыню подать - сами нуж­да­емся, обиду пере­не­сти - тяжело… Сами не пом­ним Гос­пода, а хотим, чтобы нас Гос­подь пом­нил. Но Гос­подь так много делает для нас, что и исчис­лить Его мило­сти невоз­можно, да и одно дол­го­тер­пе­ние Его по отно­ше­нию к нам - силь­ней­шее дока­за­тель­ство Его любви.

Нужно пом­нить, что свя­той Иоанн Бого­слов был дев­ствен­ни­ком, и смот­рите, какая награда за соблю­де­ние дев­ства! Хри­стос Спа­си­тель вру­чает ему на попе­че­ние Пре­чи­стую Матерь Свою, Прис­но­деву. Он и нас при­зы­вает хра­нить свя­тость, чистоту тела и души своей, ибо ничто сквер­ное или нечи­стое не вой­дет в Цар­ство Божие.

Свя­той Иоанн был одним из самых рев­ност­ных про­по­вед­ни­ков Еван­ге­лия. Он всю жизнь посвя­тил этому, всюду воз­ве­щал о Хри­сте: и на корабле, и в зато­че­нии, и ско­ван­ный, и сво­бод­ный; одно дело знал - про­по­ведь Еван­гель­скую. Как же иначе? Это долг, это при­зва­ние его, это пря­мая обя­зан­ность его. Разве мог апо­стол не гово­рить о том, что видели его глаза, что ося­зали его руки, чем пре­ис­пол­нена была душа его, в истин­но­сти чего искренно и глу­боко был убеж­ден он? О Воз­люб­лен­ном разве может не гово­рить любя­щий Его? Под­ра­жая свя­тому Иоанну, будем и мы, бра­тия и сестры, рев­но­вать о рас­про­стра­не­нии веры Хри­сто­вой, о водво­ре­нии всюду бла­го­че­стия, будем настав­ни­ками и руко­во­ди­те­лями на пути добра для других.

Нако­нец, свя­той Иоанн Бого­слов был вели­ким учи­те­лем любви к ближ­ним. Насколько глу­боко апо­стол был про­ник­нут любо­вью к людям и жела­нием, чтобы между ними рас­про­стра­ня­лись мир и любовь, а не вражда и нена­висть, это видно из пре­да­ния, кото­рое гово­рит, что когда он был в глу­бо­кой ста­ро­сти и не мог дви­гаться и много гово­рить, то тем, кто к нему при­хо­дил, он посто­янно повто­рял: «Дети, любите друг друга». Когда его спро­сили, почему он так часто повто­ряет эти слова, он отве­чал: «Кто испол­нил запо­ведь любви, тот испол­нил все запо­веди». И в посла­ниях своих он часто повто­ряет: «Будем любить Бога, потому что Он прежде воз­лю­бил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»; кто любит Бога, тот пусть любит и брата (т. е. ближ­них), потому что кто не любит брата, тот этим пока­зы­вает, что не любит и Бога; как Хри­стос поло­жил за нас жизнь Свою, так и мы должны пола­гать жизнь свою за бра­тьев; кто любит брата сво­его, тот пре­бы­вает во свете… а кто нена­ви­дит.… тот нахо­дится во тьме, и нет в нем истины.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры, молит­венно про­слав­ляя сего­дня свя­того еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова, будем все­гда пом­нить и испол­нять его свя­тые слова: «Дети, любите друг друга». Будем стре­миться под­ра­жать в жизни свя­тому апо­столу, чтобы быть нам не на сло­вах только хри­сти­а­нами, а на деле, своей свя­той жиз­нью быть чадами Божи­ими и насле­до­вать Цар­ство Божие, уго­то­ван­ное от созда­ния мира. Аминь.

Наверх