В день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского

В день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Свя­ти­тель Спи­ри­дон родился в конце тре­тьего века на ост­рове Кипре. Сын про­стых, но глу­боко веру­ю­щих роди­те­лей, и сам про­сто­душ­ный, сми­рен­ный и доб­ро­де­тель­ный, он с дет­ства пас овец. Позже у него были жена и дети. Все свои сред­ства он отда­вал на нужды ближ­них, нищих и стран­ни­ков. Живя в миру, он так уго­дил Богу, что удо­сто­ился от Него дара чудо­тво­ре­ния: он исце­лял неиз­ле­чи­мые болезни и одним сло­вом изго­нял бесов. После смерти жены он еще усерд­нее стал слу­жить Богу и в цар­ство­ва­ние импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого был хиро­то­ни­сан во епи­скопа кипр­ского города Три­ми­фунта. В сане епи­скопа свя­ти­тель не изме­нил сво­его образа жизни, соеди­нив пас­тыр­ское слу­же­ние с делами мило­сер­дия, и про­дол­жал тво­рить див­ные и вели­кие дела.

Он был рев­ност­ным защит­ни­ком Пра­во­сла­вия на Пер­вом все­лен­ском соборе в 325 году, где всту­пил в состя­за­ние с гре­че­ским фило­со­фом, защи­щав­шим Ари­еву ересь. Речь свя­ти­теля Спи­ри­дона, про­стая, но испол­нен­ная бла­го­дати Божией, пока­зала всем немощь чело­ве­че­ской муд­ро­сти перед пре­муд­ро­стию Божией: «Слу­шай, фило­соф, что я буду гово­рить тебе: мы веруем, что Все­мо­гу­щий Бог из ничего создал Своим Сло­вом и Духом небо, землю, чело­века и весь види­мый и неви­ди­мый мир. Слово это есть Сын Божий, Кото­рый сошел ради наших гре­хов на землю, родился от Девы, жил с людьми, постра­дал, умер для нашего спа­се­ния и затем вос­крес, иску­пив Сво­ими стра­да­ни­ями пер­во­род­ный грех, и совос­кре­сил с Собою чело­ве­че­ский род. Мы веруем, что Он еди­но­су­щен и рав­но­че­стен со Отцом, и веруем этому без вся­ких лука­вых измыш­ле­ний, ибо тайну эту постиг­нуть чело­ве­че­ским разу­мом невозможно».

В резуль­тате беседы про­тив­ник хри­сти­ан­ства сде­лался его рев­ност­ным защит­ни­ком и при­нял свя­тое крещение.

Обра­тив­шись к своим дру­зьям, этот фило­соф ска­зал: «Слу­шайте! Пока состя­за­ние со мною велось посред­ством дока­за­тельств, я выстав­лял про­тив одних дока­за­тельств дру­гие и своим искус­ством спо­рить отра­жал все, что мне пред­став­ляли. Но когда вме­сто дока­за­тель­ства от разума из уст этого старца начала исхо­дить какая-то осо­бая сила, дока­за­тель­ства стали бес­сильны про­тив нее, так как чело­век не может про­ти­виться Богу». На том же соборе свя­ти­тель Спи­ри­дон явил про­тив ариан нагляд­ное дока­за­тель­ство един­ства во Свя­той Тро­ице. Он взял в руки кир­пич и стис­нул его: мгно­венно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, глина оста­лась в руках чудо­творца. «Се три сти­хии, а плинфа (кир­пич) одна, - ска­зал тогда свя­ти­тель, - так и в Пре­свя­той Тро­ице - Три Лица, а боже­ство едино».

Свя­ти­тель с боль­шой любо­вью забо­тился о своей пастве. По его молитве засуха сме­ня­лась обиль­ным живо­твор­ным дождем, а непре­рыв­ные дожди - сол­неч­ной пого­дой, исце­ля­лись боль­ные, изго­ня­лись демоны. Одна­жды к нему при­шла жен­щина с мерт­вым ребен­ком на руках, прося заступ­ни­че­ства свя­ти­теля. Помо­лив­шись, он вер­нул мла­денца к жизни. Мать, потря­сен­ная радо­стью, упала без­ды­хан­ной. Но молитва угод­ника Божия вер­нула к жизни и мать. Одна­жды, спеша спа­сти сво­его друга, окле­ве­тан­ного и при­го­во­рен­ного к смерти, свя­ти­тель был оста­нов­лен в пути неожи­данно раз­лив­шимся от навод­не­ния ручьем. Свя­той при­ка­зал потоку: «Стань! Так пове­ле­вает тебе вла­дыка всего мира, дабы я мог перейти и спа­сен был муж, ради кото­рого спешу». Поток тот­час оста­но­вился, и он бла­го­по­лучно пере­шел на дру­гой берег. Судья, пре­ду­пре­жден­ный об этом чуде, с поче­том встре­тил свя­ти­теля Спи­ри­дона и отпу­стил его друга.

Изве­стен из жизни свя­ти­теля Спи­ри­дона и такой слу­чай. Как-то он зашел в пустую цер­ковь, пове­лел воз­жечь лам­пады, свечи и начал бого­слу­же­ние. Когда он про­воз­гла­сил: «Мир всем», то он и диа­кон услы­шали сверху вели­кое мно­же­ство голо­сов, воз­гла­ша­ю­щих: «И духови тво­ему». Хор этот был вели­ко­леп­нее вся­кого пения чело­ве­че­ского. На каж­дом про­ше­нии екте­ний неви­ди­мый хор пел: «Гос­поди, поми­луй». При­вле­чен­ные доно­сив­шимся из храма пением, туда поспе­шили нахо­див­ши­еся побли­зо­сти люди. По мере того как они при­бли­жа­лись к храму, чудес­ное пение все более и более напол­няло их слух и услаж­дало сердца. Но когда они вошли в цер­ковь, то не уви­дели никого, кроме епи­скопа с немно­гими слу­жи­те­лями, и не слы­шали уже более небес­ного пения, отчего при­шли в вели­кое изумление.

Одна­жды по наступ­ле­нии Четы­ре­де­сят­ницы в дом свя­ти­теля Спи­ри­дона посту­чался стран­ник. Видя, что пут­ник очень утом­лен, свя­ти­тель ска­зал дочери: «Обмой-ка ноги этому чело­веку, да пред­ложи ему поесть». Но ввиду поста, не было сде­лано нуж­ных запа­сов, ибо свя­ти­тель вку­шал только в опре­де­лен­ный день, а в осталь­ные оста­вался без пищи. Поэтому дочь отве­тила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда угод­ник Божий, изви­нив­шись перед гостем, при­ка­зал дочери под­жа­рить быв­шее в запасе соле­ное сви­ное мясо и, уса­див за стол стран­ника, при­нялся за тра­пезу, убеж­дая того чело­века под­ра­жать себе. Когда же послед­ний, назы­вая себя хри­сти­а­ни­ном, отка­зался, тот при­ба­вил: «Тем менее надобно отка­зы­ваться, ибо слово Божие изрекло: “Вся убо чиста чыстым”».

Дру­гая исто­рия, сооб­щен­ная также исто­ри­ком Созо­ме­ном, весьма харак­терна для свя­ти­теля: у него был обы­чай из собран­ного уро­жая одну часть отда­вать бед­ным, а дру­гую раз­да­вать нуж­да­ю­щимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а про­сто пока­зы­вал вход в кла­до­вую, где каж­дый мог взять, сколько нужно, и потом воз­вра­тить таким же обра­зом, без про­верки и отчета.

Одна­жды воры решили похи­тить овец свя­ти­теля Спи­ри­дона; глу­бо­кой ночью забра­лись они в овчарню, но тут же ока­за­лись свя­зан­ными неви­ди­мой силой. Когда настало утро, свя­той при­шел к стаду и, уви­дев свя­зан­ных раз­бой­ни­ков, помо­лился, раз­вя­зал их и долго уго­ва­ри­вал оста­вить без­за­кон­ный путь и добы­вать про­пи­та­ние чест­ным тру­дом. Потом свя­ти­тель пода­рил им по овце и, отпус­кая, лас­ково ска­зал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Все житие свя­ти­теля пора­жает уди­ви­тель­ной про­сто­той и силой чудо­тво­ре­ния, даро­ван­ной ему от Бога. По его слову про­буж­да­лись мерт­вые, укро­ща­лись сти­хии, сокру­ша­лись идолы. Когда в Алек­сан­дрии Пат­ри­ар­хом созван был собор ради сокру­ше­ния идо­лов и капищ, по молит­вам отцов пали все идолы, кроме одного, самого почи­та­е­мого. Гос­подь в виде­нии открыл Пат­ри­арху, что идол этот остался для того, чтобы быть сокру­шен­ным свя­ти­те­лем Спи­ри­до­ном Три­ми­фунт­ским. Вызван­ный собо­ром, свя­ти­тель сел на корабль и отплыл в Алек­сан­дрию. В тот момент, когда корабль при­стал к берегу и свя­ти­тель сту­пил на землю, идол в Алек­сан­дрии со всеми жерт­вен­ни­ками повергся в прах, что и изве­стило Пат­ри­арха и всех епи­ско­пов о при­бли­же­нии свя­ти­теля Спиридона.

У свя­ти­теля Спи­ри­дона была дочь-дев­ствен­ница Ирина, кото­рая, подобно отцу, вела свя­тую и бого­угод­ную жизнь. Когда она умерла, к свя­тому при­шла одна жен­щина и с пла­чем рас­ска­зала, что отдала его дочери Ирине неко­то­рые золо­тые укра­ше­ния на сохра­не­ние, а так как ее уже нет в живых, то выхо­дит, что отдан­ное про­пало без вести. Свя­ти­тель искал по всему дому, не спря­таны ли где укра­ше­ния, но не нашел их. Тро­ну­тый сле­зами жен­щины, свя­той Спи­ри­дон вме­сте со сво­ими домаш­ними подо­шел к гробу дочери и, обра­ща­ясь к ней, как к живой, вос­клик­нул: «Дочь моя, Ирина! Где нахо­дятся укра­ше­ния, вве­рен­ные тебе на хра­не­ние?» Ирина, как бы про­бу­див­шись от сна, отве­чала: «Гос­по­дин мой! Я спря­тала их в этом месте дома». И ука­зала место. Тогда свя­той ска­зал ей: «Теперь спи, дочь моя, пока не про­бу­дит тебя Гос­подь во время все­об­щего воскресения».

В пра­вед­но­сти и свя­то­сти про­жил свя­ти­тель Спи­ри­дон зем­ную жизнь и в молитве пре­дал душу свою Гос­поду около 348 года.

В нашей Свя­той Церкви свя­ти­тель Спи­ри­дон почи­та­ется не менее, чем свя­ти­тель Нико­лай. Он явля­ется вели­ким молит­вен­ни­ком и хода­таем перед пре­сто­лом Божиим за всех, кто с любо­вью к нему при­бе­гает и молится ему.

Будем и мы, доро­гие бра­тия и сестры, бла­го­го­вейно чтить этого вели­кого угод­ника Божия, усердно молиться ему и ста­раться под­ра­жать ему. Вся его жизнь была пре­ис­пол­нена делами мило­сер­дия и любви. Несмотря на то что он оста­вался в миру, был семей­ным, удо­стоен вели­кого свя­ти­тель­ского сана, - все это не пре­пят­ство­вало ему быть сми­рен­ным, незло­би­вым, крот­ким, мило­серд­ным, вели­ким пост­ни­ком, молит­вен­ни­ком и защит­ни­ком Пра­во­сла­вия. Своей свя­той жиз­нью он наглядно пока­зал, что, живя в миру, семейно, делами мило­сер­дия и любви, все­це­лой пре­дан­но­сти Гос­поду и Его Свя­той Церкви, можно достичь свя­то­сти и спа­стись, в чем да помо­жет нам Гос­подь по молит­вам вели­кого Сво­его угод­ника свя­ти­теля Спи­ри­дона. Аминь.

Наверх