В чём правда Божия? Поучение в 3-ю неделю по Пятидесятнице. По поводу противо-православного направления распространённой газеты «Правда Божия». 1906 г.

В чём правда Божия? Поучение в 3-ю неделю по Пятидесятнице. По поводу противо-православного направления распространённой газеты «Правда Божия». 1906 г.

Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, и сия вся приложится вам (Мф. 6:33).

Золотое, вековечное правило Евангелия! В тяжкие для народа еврейского времена, когда враги – римляне, чужеземцы и неверные лишили его свободы и собственного царства, когда все представители народа только и стремились к тому, чтобы свергнуть чужеземное иго, среди народа еврейского, самого корыстного, привязанного к благам земным, среди всех этих обстоятельств, – слышите ли, что проповедует и вещает Спаситель? Не о народной свободе говорит Он, не о том, чтобы дали народу земли, богатства, земные блага. Нет, слово Его иное: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите прежде всего царствия Божия и правды его». Что же? Значит ли это, что Спаситель не желал народу ни свободы, ни земного благополучия? Нет, Он, к сказанному добавляет: «сия вся приложатся вам». Итак, без царства Божия, без правды Божией земное благополучие – ничто, оно долго не продержится, оно падёт само собой, оно бесцельно и бессмысленно. Напротив, ищущему царства Божия и правды Божией земное благополучие само прилагается, само собой, без всяких усилий приходит и прочно держится, приносит истинное счастье.

Трудно было принять это учение слушателям Господа Иисуса Христа, трудно вместить его и нынешним христианам: и всё-таки Спаситель твёрдо и настойчиво говорил, и Церковь святая, по Его завету, неизменно нам повторяет и напоминает: «Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, и всё это приложится вам”.

Минувшая история христианства вообще и история нашей родины, России, вполне подтвердили всю святую правду этой заповеди Христовой.

Гнали христиан после смерти Спасителя, мучили их, объявляли и считали врагами народа, врагами отечества. Всё терпеливо сносили христиане: на насилие не отвечали насилием, на злобу не отвечали злобой, всё предавали Судии Праведному – Богу. Что же вышло? Правители государств стали замечать, и не могли не заметить, что из среды христиан выходили лучшие отцы и матери, лучшие и покорнейшие дети, лучшие воины, лучшие и покорнейшие подданные. Что бы ни поручили христианам, какое бы дело, какую бы должность им ни дали, – во всём они оказывались честными, трезвыми, неподкупными, скромными, во всём им можно было довериться. Из христиан были лучшие господа и лучшие слуги, лучшие начальники и лучшие подчинённые. Один из правителей, Константин Великий, смолоду это всё приметил, и когда сделался единодержавным повелителем почти всего света, он сам принял христианство и объявил его религией сначала дозволенной, а потом господствующей. Вся эта огромная перемена в жизни и положении христиан случилась менее чем через 300 лет после смерти Иисуса Христа. Не искали ничего христиане, а всё приобрели!

В истории нашей родины мы видим нечто подобное. С тех пор, как русский народ стал христианским, он больше всего был привязан к своей вере. Другие народы называли своё отечество разными гордыми прозваниями, говорили о силе, о мужестве, о могуществе и непобедимости своего царства. А наш народ прозвал свою родину только святой. «Святая Русь», – так называли предки наши Россию. Другие народы строили огромные города, прекрасные в них здания, памятники, крепости, дороги, – всё для земного благополучия. А наш народ изукрасил землю русскую храмами и монастырями. Вместо мирских памятников русские любили строить храмы и сооружать святые иконы. Искал русский народ больше всего царства Божия, искал славы Божией, славы Церкви Христовой. И приложилось ему в трудах, в бедности, в тяжких испытаниях и нашествиях врагов, приложилось ему, как-то незаметно и само собой, и царство земное, великое, необъятное. И если мы, потомки старых русских людей, держались бы той же заповеди Господней, царство наше всегда было бы счастливым и сильным, благословение Божие всегда бы на нём почивало. И этой верностью правде Божией каждый из нас всего лучше послужил бы родине. Не сильными, не знатными, даже не учёными и не умными людьми крепко царство, а людьми святыми, благочестивыми, ищущими прежде всего и выше всего царства Божия, – это вполне понятно. Ведь в царстве земном нужны верные воины, честные сановники и правители, самоотверженные слуги Государя, любящие подданные, усердные, неподкупные судьи, учители и проч. А для этого нужно, чтобы были богобоязненные родители, послушные и добрые дети. Откуда же взять их, если нет веры, если нет страха Господня, искания царства Божия и правды Божией? Ведь умный, но нечестный судья или правитель вдвое опаснее глупого; один ум, одно уменье ещё не приносит пользы отечеству. Хотите ли, чтобы все люди были счастливы? – для этого есть одно и только одно средство: пусть все люди будут исполнять Христовы заповеди, искать правды Божией...

Так ли теперь устроена наша жизнь? Это ли говорят теперь народу незваные, непрошеные учители, которых развелось теперь видимо-невидимо? Нет, мы слышали от них иное. Спаситель говорит, что, прежде всего, ищи царства Божия, а земное благополучие тогда само собой придёт, а лжеимённые учители наших дней, иногда, для удобнейшего обмана, прикрывающееся тоже проповедью о царстве Божием и о правде Божией, учат совершенно обратному: надо, говорят, прежде всего искать именно земного благополучия, а тогда придёт и царство Божие. Говорят народу о свободе, о земле, о правах, и никто не заговорит об обязанностях. Не слышим мы от новых учителей, что народ наш пьянствует, что он часто ленится, что многим рабочим и ремесленникам нельзя у нас доверить никакого дела, что они нечестны, обманывают нас, делают всё небрежно, во всём недобросовестны, что ныне и пятака медного никому дать в долг нельзя. Пьянство, пороки, преступления, разврат, нечестность растут в народе, но обо всём этом молчат новые учители. Ни разу не обмолвятся они об этих грехах на своих собраниях, на которых они говорят без молитвы и без благословения Божия. Что же из всего этого выйдет? А выйдет то, что беспутному народу не пойдут впрок и свобода, и земли, и богатства, которые щедро обещаются разными ораторами и учителями, как беспутному сыну не пойдёт впрок отцовское богатство... А что касается обещающих, то ведь чужое нетрудно обещать... Вот, если бы они своё дали что-нибудь...

Царство земное, земное благосостояние – не цель, а только средство для угождения Богу, для царства Божия. Не замо́к дорог, а то, что им заперто. А если под замком – пустой сундук, то не велика корысть завладеть замко́м. Так, без благочестия и святости не только бесполезно, но и прямо вредно благосостояние и богатство земное.

Апостол говорит нам: «Благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8).

К этому нечего прибавить, кроме того же апостольского поучения: «Слово сие верно и всякого приятия достойно»! (ст. 9). Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Проповеди на праздники:

Наверх