В 32-ю Неделю по Пятидесятнице, о Закхее

В 32-ю Неделю по Пятидесятнице, о Закхее

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Сего­дняш­ний день, в кото­рый чита­лось Еван­ге­лие от Луки о Зак­хее, назы­ва­ется Неде­лей о Зак­хее и явля­ется как бы неким про­ло­гом к под­го­то­ви­тель­ным неде­лям перед Вели­ким постом.

Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Своем послед­нем путе­ше­ствии из Гали­леи в Иеру­са­лим под­хо­дит к городу Иери­хону. То был едва ли не самый боль­шой тор­го­вый город Иудеи (после Иеру­са­лима) и в то же время место, свя­зан­ное со мно­гими древними свя­щен­ными вос­по­ми­на­ни­ями. И вот народ еврей­ский слы­шит, что Вели­кий Про­рок и Чудо­тво­рец Гали­лей­ский направ­ля­ется в их город, сопро­вож­да­е­мый мно­же­ством Своих уче­ни­ков, апо­сто­лов и дру­гих после­до­ва­те­лей. Есте­ственно, что из Иери­хона хлы­нули навстречу Ему толпы столь склон­ных к рели­ги­оз­ным пере­жи­ва­ниям жите­лей древ­него Востока, всего за два года до того слы­шав­ших от Иоанна Пред­течи сви­де­тель­ство об Иисусе на берегу Иордана.

С этой-то тол­пой пошел, вер­нее, побе­жал и Зак­хей. Дву­смыс­ленно и про­ти­во­ре­чиво было его обще­ствен­ное поло­же­ние. С одной сто­роны - Зак­хей был почет­ным граж­да­ни­ном, бога­тей­шим откуп­щи­ком - началь­ни­ком мыта­рей, пред кото­рым внешне пре­кло­ня­лись тысячи угод­ли­вых сооте­че­ствен­ни­ков-льсте­цов, кото­рого убла­жали город­ские вла­сти и кото­рого ценили и под­дер­жи­вали вла­дыки края - силь­ные и гор­дые рим­ляне. Но, с дру­гой сто­роны, того же Зак­хея страшно нена­ви­дели и глу­боко пре­зи­рали те же сограж­дане, счи­тая его отще­пен­цем и измен­ни­ком по отно­ше­нию к сво­ему народу, мужем греш­ным, повин­ным еще и в лич­ном коры­сто­лю­бии - злост­ной наживе за счет своих же сооте­че­ствен­ни­ков и единоверцев.

Но Зак­хей слы­шит, что боже­ствен­ный, гря­ду­щий Гость совсем не так отно­сится ко всем греш­ни­кам и подоб­ным ему мыта­рям. Ему гово­рят, что при­зывы любви послан­ного от Бога Про­рока, не меньше, а еще больше, чем к гор­див­шимся испол­не­нием закона и пре­да­ний стар­цев книж­ни­кам и фари­сеям, направ­лены именно к ним, мыта­рям и греш­ни­кам, как и он, и их-то, пер­выми ото­звав­ши­мися на Хри­стовы при­зывы пока­я­ния, Гос­подь пер­выми при­ни­мает в Цар­ство Свое. Навер­ное, ска­зали ему, что в числе избран­ных Иису­сом две­на­дцати апо­сто­лов не послед­нее место зани­мает и лично извест­ный Зак­хею Левий - Мат­фей, мытарь.

И заго­ре­лось сердце Зак­хея, глу­боко заблуд­шее и почти ослеп­шее в уда­ле­нии от Бога. Неудер­жи­мым поры­вом повлекло его к Небес­ному Пас­тырю, как раз и искав­шему по горо­дам и весям еврей­ским Своих заблуд­ших овец. И вот, изба­ло­ван­ный вни­ма­нием мно­го­чис­лен­ных слуг и рабов, почтен­ный началь­ник мыта­рей, судя по всему чело­век уже пожи­лой, бро­са­ется встре­чать пока­зав­ше­гося вдали боже­ствен­ного Учи­теля, ста­ра­ясь обо­гнать дру­гих, вся­че­ски пыта­ется получше раз­гля­деть Его. Но - увы! Никто в таком слу­чае не счи­тался ни с богат­ством, ни с вли­я­тель­ным поло­же­нием. Здесь каж­дый ста­рался быть поближе к небы­ва­лому Чудо­творцу; мно­гие рва­лись кос­нуться если не Самого Его, то, по край­ней мере, вос­кры­лия ризы Его, ибо и от них исце­ля­лись все. Непро­ни­ца­емо плот­ной сте­ной тол­пился вокруг Него народ, так что и при высо­ком росте Спа­си­теля трудно было видеть Его, а Зак­хей к тому же был мал ростом.

Однако слиш­ком уж велико было жела­ние Зак­хея видеть Того, Кто скоро дарует и ему спа­се­ние. Как маль­чик или послед­ний про­стец, бежит Зак­хей к ближ­нему дереву, взби­ра­ется повыше на смо­ков­ницу и - о радость! - видит Его, соб­ствен­ными гла­зами созер­цает всю пол­ноту любви, чистоты, вели­чия и бес­ко­неч­ной доб­роты, кото­рые лились из очей все­ми­ло­сти­вого Спаса - друга мыта­рей и грешников.

Но вот радость пере­пол­няет его рас­ка­яв­ше­еся сердце, ибо за этот без­за­вет­ный сер­деч­ный порыв Свя­тей­ший Гость ока­зы­вает ему вели­кую милость и честь, о кото­рых он, конечно, не мог меч­тать. «Зак­хей! сойди ско­рее, - слы­шит он голос Хри­ста, - ибо сего­дня надобно Мне быть у тебя в доме». Но люди все­гда люди: даже боже­ствен­ного Учи­теля не побо­я­лись они покри­ти­ко­вать, когда Он посту­пил вопреки их жела­ниям и взгля­дам, зайдя к вели­кому греш­нику Зак­хею. Слиш­ком уж не любили его за службу рим­ским вла­стям и за коры­сто­лю­бие, за то, что оби­жал людей. Ведь откры­тая все­ви­дя­щим очам Серд­це­ведца пере­мена в душе этого недав­него лихо­имца неве­дома была никому. И вот под­нялся вели­кий ропот в тес­нив­шейся мно­го­люд­ной толпе народа. «Как же, зачем и почему к греш­ному чело­веку?» - с горь­ким осуж­де­нием недо­уме­вали они, пере­нося свои укоры с заве­домо мно­го­греш­ного Зак­хея на бес­ко­нечно Бла­гого Гостя его… Все это заме­тил и слы­шал Зак­хей и поспе­шил при­сты­дить своих пори­ца­те­лей, поспе­шил выявить перед всеми, что не ошибся в нем Гос­подь, ока­зав ему такую вели­кую честь. «Гос­поди! поло­вину име­ния моего я отдам нищим, и, если кого чем оби­дел, воз­дам вчет­веро», - с твер­дым наме­ре­нием и с искрен­ним рас­ка­я­нием ска­зал он Спа­си­телю, сразу же по голосу сове­сти своей сотво­рив в ответ на милость Гос­пода достой­ный плод пока­я­ния. И если велика бывает на небе, по сви­де­тель­ству Спа­си­теля, радость анге­лов об обра­ще­нии греш­ника, то какой же была радость Самого Царя анге­лов об обра­ще­нии обре­тен­ного Им Зак­хея?! И эта радость Хри­стова зву­чит в Его сло­вах: «Ныне при­шло спа­се­ние дому сему, потому что и он сын Авра­ама». И затем добав­ляет, что и Сам Он при­шел на землю, чтобы взыс­кать и спа­сти погибшее.

Доро­гие бра­тия и сестры! Сколько спа­си­тель­ных уро­ков дает нам Гос­подь в пред­две­рии под­го­то­ви­тель­ных недель к Вели­кому посту, сколько лучей боже­ствен­ной истины изли­вает это еван­гель­ское повест­во­ва­ние о рас­ка­яв­шемся Зак­хее! Вот жертва сердца, уве­ро­вав­шего в закон мило­сти и Хри­сто­вой любви. Вот истин­ное, спа­са­ю­щее пока­я­ние, вытрав­ля­ю­щее из сердца эго­изм; не гроши и крохи, а поло­вину сво­его досто­я­ния готов отдать чело­век, вчет­веро иску­пить соде­ян­ные обиды, чтобы загла­дить во Хри­сте и самые следы тяж­ких гре­хов. Вот насто­я­щая при­зна­тель­ность чело­века к сво­ему Бла­го­де­телю - Созда­телю и Творцу. Не то что мы: как долж­ное при­ни­маем и от Бога, и от людей про­яв­ле­ние вся­кого вни­ма­ния, вся­кую помощь, вся­кую услугу и добро, с черст­вым серд­цем сей­час же отво­ра­чи­ва­емся от того, кто нам помог, а чаще - даже про­сто не заме­чаем этого добра, в осо­бен­но­сти небла­го­дарны мы по отно­ше­нию к Богу, от Кото­рого исхо­дит вся­кое бла­гое дая­ние и вся­кий самый совер­шен­ный, самый нуж­ный и цен­ный дар. Мы нико­гда не должны забы­вать, что, кроме про­ще­ния гре­хов, полу­ча­е­мого от Гос­пода через Его сви­де­теля-духов­ника на испо­веди, мы должны при­не­сти достой­ный плод пока­я­ния: загла­дить про­шлые грехи доб­рыми делами, дока­зать свое пока­я­ние после­ду­ю­щей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью. Да даст же Гос­подь и нам сердце Зак­хея - сердце чут­кое и бла­го­род­ное, спо­соб­ное с долж­ной при­зна­тель­но­стью вос­при­ни­мать любовь, а вме­сте с тем при­но­сить истин­ное пока­я­ние и достой­ные этого пока­я­ния плоды. Аминь.

Наверх