В 30-ю Неделю по Пятидесятнице. Объяснение воскресного евангельского чтения (Лк. 18, 18-30)

В 30-ю Неделю по Пятидесятнице. Объяснение воскресного евангельского чтения (Лк. 18, 18-30)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

В про­стых, дет­ских, Богу пре­дан­ных серд­цах почи­вает Гос­подь, а где нет этой дет­ской про­стоты, там и сердце закрыто для Божией бла­го­дати, даже если бы чело­век и думал о себе, что он сво­ими доб­рыми делами бли­зок к Цар­ству Небес­ному. Сми­рен­ный серд­цем ни во что ста­вит свои доб­ро­де­тели: «Чем хва­литься, на что любо­ваться, если я испол­нил только пове­лен­ное? А может быть, я и того не испол­нил как подо­бает, может быть, все труды мои были напрасны… Нет. Божий запо­веди, по сло­вам Псал­мо­певца, широки зело, потому не мне судить, испол­нил ли я их». Так думает сми­рен­ный и счи­тает себя рабом непо­треб­ным. Но не так рас­суж­дает тот, кто, так ска­зать, ведет счет своим доб­рым делам, кто рас­це­ни­вает свои доб­рые дела как без­упреч­ное испол­не­ние запо­ве­дей Божиих; ему кажется, что ему лишь немного недо­стает, чтобы быть совер­шен­ным. По-види­мому, он искренне ищет Цар­ства Небес­ного, но на деле ока­зы­ва­ется, что обма­ны­вает себя: он испол­няет запо­веди только внешне, а духа их не познал, не вос­при­нял своим сердцем.

Таков был и упо­ми­на­е­мый в Еван­ге­лии от Луки некто из началь­ству­ю­щих, или знат­ный бога­тый юноша, кото­рый спро­сил Спа­си­теля: «Учи­тель бла­гий! что мне делать, какие сле­дует стя­жать осо­бые подвиги, осо­бые доб­ро­де­тели, чтобы насле­до­вать жизнь веч­ную?». Этот бога­тый юноша почи­тал Хри­ста за одного из про­стых иудей­ских учи­те­лей; Гос­подь и бесе­дует с ним как чело­век. Иисус же ска­зал ему: что ты назы­ва­ешь Меня бла­гим? Если не почи­та­ешь Меня за Сына Божия, то зачем льстишь Мне этим наиме­но­ва­нием? Оно при­ли­че­ствует одному только Богу, ибо никто не благ, как только один Бог. Откло­нив таким обра­зом излиш­нюю и непо­до­ба­ю­щую лесть, про­зву­чав­шую в вопросе юноши, Гос­подь дает и пря­мой ответ на его вопрос: «Если дей­стви­тельно хочешь насле­до­вать веч­ную жизнь на небе, то соблюди запо­веди закона Божия, кото­рые для того и даны чело­веку, чтобы руко­во­дить его к веч­ной жизни». Итак, по уче­нию Спа­си­теля, для спа­се­ния нужно, во-пер­вых, искрен­нее жела­ние спа­се­ния: если хочешь, потому что насильно и Бог никого не спа­сает; во-вто­рых, соблю­де­ние запо­ве­дей, потому что одно жела­ние спа­се­ния без сле­до­ва­ния запо­ве­дям Божиим не при­вле­чет к чело­веку спа­са­ю­щей бла­го­дати Божией.

Далее Гос­подь ука­зы­вает бога­тому юноше сна­чала на запо­веди закона, более лег­кие для испол­не­ния, а затем — на более труд­ные, более высо­кие. Иисус ска­зал ему: «Ты зна­ешь запо­веди, напри­мер, не пре­лю­бо­дей­ствуй, не уби­вай, не кради, не лже­сви­де­тель­ствуй — одним сло­вом, укло­няйся от вся­кого зла и твори благо — почи­тай отца и мать; и: люби ближ­него тво­его, как самого себя». Это самая глав­ная запо­ведь. С испол­не­нием этих запо­ве­дей начи­на­ется путь к веч­ной жизни. «На того иуде­я­нина, — гово­рит свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, — не стыдно ука­зать и нам, хри­сти­а­нам. Всех ли нас и больше всего и чаще всего зани­мает этот важ­ный вопрос, что сде­лать мне доб­рого, чтобы иметь жизнь веч­ную? Не каж­дый из нас даже при самом поверх­ност­ном взгляде на свою жизнь мог бы ска­зать и то, что ска­зал юноша: “Все это сохра­нил я от юно­сти моей”. Конечно, гор­дый фари­сей, не очи­щен­ный и не про­свет­лен­ный бла­го­да­тью Хри­сто­вой, не пони­мал духов­ной сущ­но­сти запо­ве­дей, а поэтому, не зная того, ска­зал неправду. Если бы он любил ближ­него, то желал бы ему добра, как себе, и тогда нетрудно было бы ему раз­де­лить свои стя­жа­ния с нищими. Он счи­тал себя вполне пра­вед­ным. Но Серд­це­ве­дец Гос­подь видел скры­тую болезнь его души, и с какой муд­рой осто­рож­но­стью, с какой оте­че­ской любо­вью каса­ется Он этой самой боль­ной струны его души. Спа­си­тель не обли­чил его в само­хваль­стве, а ука­зал путь совер­шен­ства и предо­ста­вил хва­ля­ще­муся самому при­знаться в своем несо­вер­шен­стве на деле. Иисус ска­зал ему: “Все, что ты испол­нил, все, что име­ешь, про­дай и раз­дай нищим, и будешь иметь сокро­вище, только не зем­ное, а на небе­сах”. Я не только не отни­маю тво­его богат­ства, но это тлен­ное, ско­ро­гиб­ну­щее иму­ще­ство пред­ла­гаю обме­нять на нетлен­ное, веч­ное, небес­ное, кото­рое у тебя ничто похи­тить не может. А чтобы тебе легче было забыть о потере зем­ного богат­ства, то при­ходи ко Мне и сле­дуй за Мною, взяв крест свой. Я укреплю тебя, под­держу, ты будешь во всем смот­реть на Мой при­мер и будешь Моим вер­ным уче­ни­ком». Что же юноша? Он же, услы­шав слово сие… ото­шел с печа­лью, потому что был очень богат. Таким обра­зом, он делом обли­чил себя в том, что только на сло­вах пред­став­лялся испол­ни­те­лем запо­веди, пове­ле­ва­ю­щей любить ближ­него как самого себя. В его душе вдруг совер­шился страш­ный пере­во­рот: ему вдруг пред­ста­ви­лось, что теперь он дол­жен лишиться сразу и иму­ще­ства, и почета, и вла­сти. И куда делось преж­нее дове­рие к Учи­телю бла­гому? Где жела­ние веч­ной жизни? Где рев­ность о совер­ше­нии подви­гов, необ­хо­ди­мых для жизни веч­ной? Все исчезло. Напрасно воис­тину бла­гой Учи­тель, сло­вом истины нанес­ший стра­сти бога­то­любца вра­чеб­ную и спа­си­тель­ную рану, поспе­шает уто­лить боль сло­вами уте­ше­ния: «…будешь иметь сокро­вище на небе­сах», то есть «Я не отни­маю у тебя име­ния, а только пере­ношу его в самое без­опас­ное место, на небеса; не разо­ряю тебя, но предо­хра­няю от разо­ре­ния, меняю сокро­вище кра­до­мое на некра­до­мое», — при­страст­ная к зем­ному душа не при­ни­мает уте­ше­ния небес­ного: ото­шел с печа­лью. С печа­лью отхо­дит от Того, Кото­рый есть Утеха Изра­и­лева и Радость неба и земли. Ото­шел он от Хри­ста, может быть, для того, чтобы уже нико­гда не воз­вра­щаться к Нему: ибо если, нахо­дясь у самого источ­ника бла­го­дати, он не вку­сил ее, то, кто знает, взы­щет ли его в уда­ле­нии бла­го­дать, им оскорб­лен­ная и пренебреженная?

Молча ото­шел бога­тый юноша от Гос­пода, с поник­шей голо­вой, жаль было и мило­серд­ному Гос­поду эту бед­ную душу, обу­ре­ва­е­мую любо­с­тя­жа­нием, и вот Он, посмот­рев вокруг Себя, как бы при­зы­вая окру­жа­ю­щих к осо­бому вни­ма­нию, со всей силой Сво­его боже­ствен­ного слова стал обли­чать страш­ную опас­ность от любо­с­тя­жа­ния: «Истинно говорю вам, что трудно бога­тому войти в Цар­ство Небес­ное» ! При­стра­стие к день­гам, богат­ству, вообще к чему бы то ни было зем­ному пре­вра­ща­ется в болезнь души, кото­рая делает чело­века бес­чув­ствен­ным, жесто­ким, само­на­де­ян­ным; она ослеп­ляет его и делает не спо­соб­ным к духов­ной жизни.

«Знаю мно­гих, — гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, — кото­рые постятся, молятся, взды­хают, являют вся­кого рода неубы­точ­ное бла­го­че­стие, но не дают ни одного обола [гроша] тес­ни­мым нуж­дою. Какая же для них польза от про­чих доб­ро­де­те­лей? Их не при­ем­лет Цар­ствие Божие». Уче­ники весьма изу­ми­лись сло­вам Спа­си­теля. Видно, апо­столы поняли так, что Учи­тель тре­бует пол­ного отре­че­ния, пол­ного истреб­ле­ния всего внеш­него, зем­ного. Но как же это воз­можно для зем­ных?! И они ужаснулись!

И с какой неж­но­стью, с каким снис­хож­де­нием про­яс­няет Гос­подь их мысли. «Дети! — гово­рит Он. — Как трудно наде­ю­щимся на богат­ство войти в Цар­ствие Божие!» Гос­подь разъ­яс­няет, что не в день­гах и, вообще, не во внеш­нем тут дело. Разве может быть грех в том, что у тебя в ком­нате будут лежать деньги или какая-нибудь вещь? Гре­ховна чело­ве­че­ская сла­бость, по кото­рой день­гами и вещами запол­ня­ется не только ком­ната, но и сама жизнь, самое сердце чело­века, он хочет утвер­диться, опе­реться на них, как на проч­ней­шую опору. Именно в такой момент рож­да­ется ошибка.

Когда про­ис­хо­дит пре­врат­ное пони­ма­ние цен­но­стей, тогда и воз­ни­кает грех. Гос­подь потому так именно и уточ­няет Свою мысль: трудно войти в Цар­ство Божие не тем, кто имеет богат­ство, а тем, кто наде­ется на богат­ство, то есть тем, кто богат­ством, вещами хочет в жизни утвер­диться и оправ­даться, а путь Божий для него отда­ля­ется как нечто нере­аль­ное. Теперь ясно, чего же одного недо­ста­вало юноше. «Все, что ты ска­зал о себе, — как бы гово­рил ему Гос­подь, — хорошо… Ты чист пред зако­ном, ты сохра­нил запо­веди и мил ты Мне, но одного недо­стает, чтобы быть со Мной, — надо сле­до­вать за Мной. Ты идешь путем земли, путем вещей… И ты оста­ешься рабом вещи, тле­ния… А Мой путь — путь духа… И потому, чтобы стать на Мой путь, осво­бо­дись от пер­вого пути, то есть осво­боди свое сердце от при­стра­стия к зем­ному, вещам, а потому про­дай, раз­дай их!..»

Стало быть, чтобы стать на Божий путь, надо очи­стить свою душу от при­стра­стия к чему-либо зем­ному. Надо, чтобы между душой и Богом не было ника­кой пре­грады. Гос­подь рев­нив… Уж если хочешь идти за Ним и любить, так иди и люби, и только Его люби, пре­дайся Ему весь, без остатка. Только Гос­подь, только Хри­стос, только любовь к Нему и сле­до­ва­ние за Ним ста­но­вятся все­по­гло­ща­ю­щей целью жизни. Все дру­гое испол­няет под­чи­нен­ную роль в отно­ше­нии этой глав­ной и един­ствен­ной цели. Вещи ты можешь иметь и зем­ному можешь слу­жить до того момента, пока не будешь посвя­щать им все свои зем­ные устрем­ле­ния. Сло­вом, служи не им самим по себе, а в них и через них отда­вай свое сердце и всю свою жизнь одному Богу.

В изум­ле­нии и тре­пете души спра­ши­вали апо­столы друг друга: «Кто же может спа­стись, если такое тре­бо­ва­ние к спасающимся?»

Спа­си­тель согла­ша­ется с уче­ни­ками. «Да, — гово­рит Он, — чело­ве­кам это невоз­можно. Сво­ими соб­ствен­ными силами чело­век не смо­жет совер­шить этот вели­кий подвиг и спа­стись, но Богу … всё воз­можно, то есть при помощи Божией хри­сти­а­нин смо­жет и дол­жен осво­бо­дить свою душу от при­стра­стия к чему бы то ни было зем­ному, очи­стить себя от вся­кой скверны плоти и духа и спа­стись». Аминь.

Наверх